Определение падежа имени существительного по падежным и смысловым вопросам и предлогам
Упражнение в склонении имен существительных.
Выполнение упр. 129
Учитель предлагает детям вспомнить падежи и изменить по падежам (просклонять) имена существительные лиса, земля, используя при этом опорные слова, которые дают возможность составить словосочетания.
Систематизация знаний о падежах
Выполнение упр. 130
Рассмотрев таблицу на первом форзаце «Падежи имен существительных», школьники отвечают на вопросы упражнения и рассказывают о каждом падеже, опираясь на данные таблицы и схему ответа, которая использовалась на предыдущих уроках. В ходе рассказа о падеже дети приводят свои примеры.
Выполнение упр. 131
После чтения текста учащиеся выписывают имя существительное море со словами, с которыми оно связано, и падежными вопросами, определяют падежи слова море, обозначают его окончания. Дети сами выстраивают алгоритм определения падежа имени существительного.
¾ Как определили падеж имени существительного?
Чтение обобщения на с. 82.
5. Упражнение в определении падежей имен существительных
Выполнение упр. 132 – самостоятельная работа
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание:упр. 133. Подготовиться к игре «Задание для товарища»
___________________________________
Проверочная работа по разделу«Имя существительное»
Вариант 1
Подчеркни имена существительные.
Добрый, краснеть, добро, бег, краснота, бегать, разговоры, друзья, аромат, дружный, пингвин, дружба, теннис, дружно.
2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.
По дороге шагает человек с рюкзаком за плечами.
_______________________________________________________________
3. Подчеркни имена существительные, сверху обозначь их род и число.
Утром солнце позолотило яркими лучами косматые вершины елей.
4. Подчеркни главные члены, выпиши все словосочетания, обозначь (сверху) падеж имен существительных.
Вокруг деревушки зубчатой стеной поднимается хвойный лес.
___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
___________________________________
Проверочная работа по разделу«Имя существительное»
Вариант 2
Подчеркни имена существительные.
Солнечный, белеть, солнышко, белизна, ход, ожидание, ходить, встречи, родственники, охота, охотник, абрикос, охотно.
2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму.
Все деревья на лесной опушке укрылись инеем, точно набросили кружевные шали.
_______________________________________________________________
3. Подчеркни имена существительные, сверху обозначь их род и число.
Поздним вечером тропа вывела группу лыжников к двум небольшим озерам.
4. Подчеркни главные члены, выпиши все словосочетания, обозначь (сверху) падеж имен существительных.
Седая вершина горы прячется в серых облаках.
___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Цель:познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пластова;учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения; учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
Организационный момент
Подготовка к восприятию картины
— Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый"? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)
— Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?
3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.
— Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский:
«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».
А вот отрывок из стихотворения И. А. Бунина «Первый снег»:
... Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
— Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.
— Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
— Как говорит Бунин о том, что снег идет? («Снегом понесло»). Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло.