Тема: Именительный падеж имён существительных

Цели:дать представление о случаях употребления имен существительных в форме именительного падежа, их роли в предложении; формировать умение находить такие существительные в предложении; расширять знания о среде оби­тания и повадках медведя.

Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока

3. Орфографическая разминка

Где ж..вет он? В самой ч..ще,

Самой-самой настоящ..й.

Там гуляет там и спит

Там д.лейсв..их растит.

Любит груш..., любит ме.. .

Сладкоежкою слывет.

А еще м..гуск..зать,

Очень любит он п..спать:

Ляж..т осенью, а встанет,

Лишь когда в..сна настанет.

(Медведь.)

— Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

— Назовите однородные члены предложения, определите их роль в предложении.

— Прочитайте сложное предложение. По каким признакам вы его оп­ределили?

— Сделайте морфемный разбор слова сладкоежка.

— Назовите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

Минутка чистописания

_____________________________

м..дведьб. .рлогамалина

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.

— Подберите, если возможно, однокоренные слова, разберите их по составу.

— Определите род имен существительных:

Ходит по лесу медведь,

Бродит по лесу медведь.

Стужа, стужа на носу —

Очень холодно в лесу. Л. Квитко

— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

— Назовите имена существительные.

—Чем они являются в предложении?

— Объясните выражения: «медведь на ухо наступил», «оказал мед­вежью услугу».

5. Работа с учебником

Учитель предлагает детям вспомнить, что такое скло­нение, сколько падежей есть в русском языке, назвать па­дежи, вспомогательные слова и вопросы падежей. Если дети не справляются с этим заданием, учитель адресует их к учеб­нику (упр. 90), и повторение осуществляется с помощью за­даний учебника.

Наблюдения за употреблением имен существительных в именитель­ном падеже.

Выполнение упр. 93

Учащиеся рассматривают рисунок к упр. 93, определя­ют, что он является иллюстрацией к русской народной сказ­ке «Машенька и медведь».

▪ Это бежит медведь (И.п.). Он несёт короб (В. п.). В коробе (П. п.) сидит Маша (И. п.). Это растут цветы (И. п.). За пеньком (Т. п.) растут берёзки (И. п.).

▪ Короб несёт медведь (И. п.). В коробе сидит Маша (И. п.).

▪ Медведь (И. п.) был простодушным и глуповатым. Маша (И.п.) очень умная и сообразительная.

Выполняя задания к рисунку, дети убеждаются в том, что имена существительные в именитель­ном падеже употребляются в тех случаях, когда необходимо:

назвать человека или предмет (это учитель, это кни­га и т. д.);

указать того, кто совершает действие (учитель расска­зывает, книга лежит);

назвать предмет, который обладает тем или иным призна­ком (учитель любимый, книга интересная);

назвать того, к кому обращаются с речью (упр. 94).

Обобщение сведений о значениях имен существи­тельных в именительном падеже Чтение текста упр. 95 и ответ на вопрос: в каких случаях ис­пользуются имена существительные в форме именительного падежа?

Выполнение упр. 96

Дети читают стихотворение Я. Акима «Осень», определяют, что по настроению оно делится на две части. В первой части до слов «Ветер, ветер...» оно грустное. Унылость, бесконечность плохой погоды подчер­кивают повторы слов: дождь, ветер (он), воет. Во второй части настроение меняется: герои заперлись от ветра, у них тепло, они будут слушать интересную сказку.

Определите падеж выделенных имен суще­ствительных и укажите их значение: имя существитель­ное дождь просто называет предмет; ветер называет того, к кому обращаются с речью; руки — предмет, который со­вершает действие.

Признаки именительного падежа

Выполнение упр. 97

Именительнымпадеж

кличут не напрасно,

он название своё оправдал прекрасно:

Раздаёт он имена всем подряд предметам,

на вопросы кто? и что? нам даёт ответы.

Знай: с предлогами падеж никогда не дружит,

В предложении всегда подлежащим служит.

Работа над стихот­ворением, которая поможет детям повторить и усвоить грамматическую теорию: название падежа, его вопросы, предло­ги, значения падежей, а также запомнить глаголы, которые требуют употребления имен существительных в форме того или иного падежа.

Подведение итогов урока

План-вопросник (вопросы задает учитель, а на последую­щих уроках это можно предлагать делать учащимся):

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в форме именительного падежа?

2. Что обозначают имена существительные в форме име­нительного падежа?

3. С какими предлогами употребляются?

4. Каким членом предложения являются?

Схема ответа (она записана на доске или на специальной таблице):

1. Вопросы.

2. Значения существительных.

3. Предлоги.

4. Роль существительных в предложении.

Опираясь на схему, учащиеся самостоятельно составляют рассказ о падеже.

7. Домашнее задание: упр. 98.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Наши рекомендации