Актуализация знаний учащихся о роде и числе имён существительных
Выполнение упр. 83
Дети читают стихотворение М. Яснова и находят необычные слова, которые первоначально затрудняли чтение.
¾ В чем заключается необычность этих слов (это сложные слова: чудетство — чудесное детство, счастливень — счастливый ливень, веселютик — веселый лютик и т. д.), которая подчеркивает особую прелесть такой поры в жизни человека, как детство.
¾ Докажите принадлежность выделенных слов к именам существительным по следующим признакам:
а) лексико-грамматическое значение предметности (что обозначают? — предмет) б) вопросы, на которые отвечают (кто? что?).
Наличие признака предметности учащиеся подтвердят тем, что укажут на связь данных слов со словами, обозначающими действия предметов.
¾ Какая часть речи называется именем существительным?
Эмоциональная отзывчивость на поэтическое произведение
Отмечается, что в стихотворении переплетены два чувства — радость при воспоминании о счастливом детстве и грусть оттого, что оно ушло.
Выполнение упр. 84
Чтение стихотворения В. Левина «Маленькая песенка о большом дожде»
¾ Найдите в тексте имена существительные, определите, какое количество предметов (много — один) они называют, выпишите те из них, которые обозначают много предметов. Рядом ученики записывают те же существительные в форме единственного числа, подставляют слова-определители (он, мой; она, моя; оно, мое), определяют род имен существительных и делают вывод о том, какого рода бывают имена существительные и как определить их род.
Чтение правила на с. 53—54
Ответы на вопросы:
¾ Как изменяются имена существительные?
¾ Какого рода бывают имена существительные?
¾ Как определить род имен существительных?
¾ Как определить число имен существительных?
Выполнение упр. 85
Чтение рассказа М. Пришвина «Грибы тоже ходят»
Определение основной мысли текста (поздней осенью грибы не растут на открытых холодных участках).
¾ В каком значении (прямом или переносном) употреблен глагол в заголовке?. Выполнение задания по грамматике и орфографии.
Обращается внимание детей на правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Подведение итогов урока
Контроль за качеством усвоения учебного материала осуществляется следующим образом: учитель называет имена существительные, школьники с помощью сигнальных карточек указывают их число и род.
6. Домашнее задание:упр. 86.
Целесообразно в конце данного или в начале следующего урока провести проверочную работу, которая позволит выявить уровень знаний учащихся. С этой целью предлагаются следующие задания:
1. Выпишите имена существительные, поставив их в начальную форму.
/ вариант. По утрам на лужах блестит лед.
IIвариант. Наш край богат реками и озерами.
2. Выпишите из предложения подлежащее и сказуемое и словосочетания с именами существительными. Поставьте вопросы к именам существительным от слов, с которыми они связаны.
/ вариант. Хвост тормозит падение белки и служит рулем в прыжках.
IIвариант. Пушистым хвостом белка закрывает вход в дупло в холодную погоду.
3. Спишите предложение, подчеркните имена существительные, в скобках обозначьте их число и род.
/ вариант. Под крышей сарая с веселым чириканьем носились ласточки.
IIвариант. Осенью на краю поля школьники посадили яблоньки.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение). Падежи имени существительного
Цель:дать понятие о склонении имен существительных как об их изменении по падежам;разъяснить сущность изменения имен существительных по падежам;дать представление об именительном падеже как начальной форме имени существительного.
Организационный момент
Создание проблемной ситуации
— Прочитайте название раздела. Значение какого слова вам не совсем понятно? (Склонение.) Подберите к нему однокоренные слова. (Склоняться, поклон, склоненный.)
— Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит?
Сообщение темы и целей урока
— Сегодня на уроке мы продолжим работу над формами слова. Вы познакомитесь с очень интересным явлением в русском языке — изменением имен существительных по падежам.
Орфографическая разминка
Загадка:
Кто по мш..стой
Мокрой тропке,
Словно мячик,
Скачет ло..кий?
— Тихо, тихо!
Ближ.. встанем, —
Прош..птала Вера Тане.
У б..лотной мягкой коч..ки,
Под з..лененьким л..сточ..ком,
Прит..иласьпопрыгушка
Пучеглазая... лягушка.
— Объясните написание пропущенных орфограмм.
— Назовите словарные слова.
— Определите род, число, падеж имен существительных.
Минутка чистописания
_______________________________________
лягушка г..л..вастик в..доём
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Подберите к словам однокоренные слова.
Г..л..вастикисп..шат превратиться (в) л..гушат.
Б. Заходер
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
Беседа учителя о пользе, приносимой лягушками и жабами по уничтожению вредных насекомых
Игра «10 ква»
Ранним утром на опушке
Громко квакают лягушки.
Много слов, и все слова
Всегда содержат в себе «ква».
В середине и в начале,
И вразбивку, и подряд...
Пусть они заговорят.
Вы слова не раз встречали,
1)_КВА_
Этот КВА научитчитать.
2)К_ВА____ _
Этот — стремительно атаковать.
3) КВА _
Этот жажду в жару утолять.
4) К _ _ _ ВА _
Этот в пустыне степенно шагает.
5) _ _ _ К _ ВА
Без этого конь лихой спотыкается.
6)_КВА_ _ _ _
Плавает в этом рыбка-красавица.
7) _ _ КВА
Этот, звук означая, молчит.
8) К _ _ _ ВА
Этот дает молоко и мычит.
9) КВА _ _ _ _
10) _ _ КВА
Это растёт в огороде на грядке.
В. Волина
(Ответ: букварь, кавалерия, квас, караван, подкова, аквариум, буква, корова, квадрат, тыква.)
6. Работа с учебником
Наблюдение над изменением окончаний имен существительных; понятие о склонении.
Упр. 88, с. 55 - устно.
Упр. 89, с. 55.
Прочитайте. Когда так говорят? (Как с гуся вода — никакого воздействия, все нипочем, безразлично; выйти сухим из воды — остаться безнаказанным; вилами по воде писано — не сбудется, не соответствует действительности; вывести на чистую воду — разоблачить, уличить в чем-либо; как в воду глядеть — предсказать, предполагать реальный ход событий; не разлить водой — о тех, кто очень дружны, неразлучны, всегда вместе; ловить рыбку в мутной воде — хитрить, совершать бесчестные поступки).
Вывод: имя существительное, отвечая на разные вопросы, сохраняет лексическое значение, но изменяет грамматическую форму — употребляется с разными окончаниями. В таких случаях говорят, что оно изменяется по падежам, или склоняется.
Чтение вывода (упр. 89).
Ответы на вопросы:
¾ Что называется склонением имен существительных?
¾ Что происходит с именем существительным при склонении?
¾ Сколько падежей есть в русском языке?
¾ Прочитайте названия падежей.
Учитель говорит, что их нужно запомнить, и знакомит со старым стишком, который поможет это сделать: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь»:
Иван — именительный,
Рубил — родительный,
Дрова — дательный,
Варвара — винительный,
Топила — творительный,
Печь — предложный.
Физкультминутка
Актуализация знаний о падежах.
Наблюдение за склонением имен существительных (упр. 90)
— Какими вспомогательными словами можно пользоваться, чтобы определить падеж имен существительных?
— Просклоняйте (устно) имена существительные корень, трава, стекло.
— Какая часть в слове изменяется при изменении по вопросам? (Окончание.)
Работа с правилом (с. 91).
— Какой падеж является начальной формой имени существительного?
Формирование умения употреблять имена существительные в нужной падежной форме, определять падеж имен существительных.
Упр. 91.
— Спишите словосочетания, изменяя имена существительные в скобках. Обозначьте падеж имен существительных, выделите окончания.
Работа с деформированным текстом:
1) Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до — у него начнут расти за..ние и передние лапки. 2) Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков — лягушачьей икры. 3) Потом исчезнет хвост. 4) Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до — появляются ротик г.ловка и хвостик. 5) В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений. 6) Каждый такой шарик повернут к со..нцусв..ей темной ст..роной. 7) Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылупится маленький ч..рный г..л..вастик. 8) И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.
— Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.
— Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
— Назовите предложения с однородными членами.
7. Рефлексия
— Как называется изменение имен существительных по падежам? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежные вопросы.
— Какую пользу приносят лягушки, жабы?
— Правильно ли поступают опытные садоводы и огородники, устраивая для лягушек и жаб укромные места в своих садах и огородах?
— Можно ли уничтожать жаб и лягушек?
8. Домашнее задание: упр. 92
Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до — у него начнут расти за..ние и передние лапки.
Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков — лягушачьей икры.
Потом исчезнет хвост.
Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до — появляются ротик г.ловка и хвостик.
В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений.
Каждый такой шарик повернут к со..нцусв..ей тёмной ст..роной.
Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылупится маленький ч..рный г..л..вастик.
И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.
РУССКИЙ ЯЗЫК