Актуализация знаний учащихся о роде и числе имён существительных

Выполнение упр. 83

Дети читают стихотворение М. Яснова и на­ходят необычные слова, которые первоначально затрудняли чтение.

¾ В чем заключается необычность этих слов (это сложные слова: чудетство — чудесное детство, счастливень — счастливый ливень, веселютик — веселый лютик и т. д.), которая подчеркивает особую прелесть такой поры в жизни человека, как дет­ство.

¾ Докажите принадлежность выделенных слов к именам существительным по следующим признакам:

а) лексико-грамматическое значение предметности (что обозначают? — предмет) б) вопросы, на которые отвеча­ют (кто? что?).

Наличие признака предметности учащиеся подтвердят тем, что укажут на связь данных слов со сло­вами, обозначающими действия предметов.

¾ Какая часть речи называется именем су­ществительным?

Эмоциональная отзывчивость на поэтическое произведение

Отмечается, что в стихотворении переплетены два чув­ства — радость при воспоминании о счастливом детстве и грусть оттого, что оно ушло.

Выполнение упр. 84

Чтение стихотворения В. Левина «Маленькая песенка о большом дожде»

¾ Найдите в тек­сте имена существительные, определите, какое количество предметов (много — один) они называют, выпишите те из них, которые обозначают много предметов. Рядом ученики записы­вают те же существительные в форме единственного числа, подставляют слова-определители (он, мой; она, моя; оно, мое), определяют род имен существительных и делают вы­вод о том, какого рода бывают имена существительные и как определить их род.

Чтение правила на с. 53—54

Ответы на во­просы:

¾ Как изменяются имена существительные?

¾ Какого рода бывают имена существительные?

¾ Как определить род имен существительных?

¾ Как определить число имен суще­ствительных?

Выполнение упр. 85

Чтение рассказа М. Пришвина «Грибы тоже хо­дят»

Определение основной мысли текста (поздней осенью грибы не растут на открытых холод­ных участках).

¾ В каком значении (прямом или пе­реносном) употреблен глагол в заголовке?. Выполнение задания по грамматике и орфографии.

Обращается внимание детей на правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Подведение итогов урока

Контроль за качеством усвоения учебного материала осу­ществляется следующим образом: учитель называет имена существительные, школьники с помощью сигнальных карточек указывают их число и род.

6. Домашнее задание:упр. 86.

Целесообразно в конце данного или в начале следующего урока провести проверочную работу, которая позволит выявить уровень знаний учащихся. С этой целью предлага­ются следующие задания:

1. Выпишите имена существительные, поставив их в на­чальную форму.

/ вариант. По утрам на лужах блестит лед.

IIвариант. Наш край богат реками и озерами.

2. Выпишите из предложения подлежащее и сказуемое и словосочетания с именами существительными. Поставьте во­просы к именам существительным от слов, с которыми они связаны.

/ вариант. Хвост тормозит падение белки и слу­жит рулем в прыжках.

IIвариант. Пушистым хвостом белка закрывает вход в дупло в холодную погоду.

3. Спишите предложение, подчеркните имена суще­ствительные, в скобках обозначьте их число и род.

/ вариант. Под крышей сарая с веселым чириканьем носились ласточки.

IIвариант. Осенью на краю поля школьники посади­ли яблоньки.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение). Падежи имени существительного

Цель:дать понятие о склонении имен существительных как об их изменении по падежам;разъяснить сущность из­менения имен существительных по падежам;дать представ­ление об именительном падеже как начальной форме имени существительного.

Организационный момент

Создание проблемной ситуации

— Прочитайте название раздела. Значение какого слова вам не совсем понятно? (Склонение.) Подберите к нему однокоренные слова. (Склонять­ся, поклон, склоненный.)

— Судя по названию раздела, имя существительное склоняется. Что это значит?

Сообщение темы и целей урока

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над формами слова. Вы по­знакомитесь с очень интересным явлением в русском языке — изменением имен существительных по падежам.

Орфографическая разминка

Загадка:

Кто по мш..стой

Мокрой тропке,

Словно мячик,

Скачет ло..кий?

— Тихо, тихо!

Ближ.. встанем, —

Прош..птала Вера Тане.

У б..лотной мягкой коч..ки,

Под з..лененьким л..сточ..ком,

Прит..иласьпопрыгушка

Пучеглазая... лягушка.

— Объясните написание пропущенных орфограмм.

— Назовите словарные слова.

— Определите род, число, падеж имен существительных.

Минутка чистописания

_______________________________________

лягушка г..л..вастик в..доём

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

— Подберите к словам однокоренные слова.

Г..л..вастикисп..шат превратиться (в) л..гушат.

Б. Заходер

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Беседа учителя о пользе, приносимой лягушками и жабами по уничтожению вредных насекомых

Игра «10 ква»

Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

Всегда содержат в себе «ква».

В середине и в начале,

И вразбивку, и подряд...

Пусть они заговорят.

Вы слова не раз встречали,

1)_КВА_

Этот КВА научитчитать.

2)К_ВА____ _

Этот — стремительно атаковать.

3) КВА _

Этот жажду в жару утолять.

4) К _ _ _ ВА _

Этот в пустыне степенно шагает.

5) _ _ _ К _ ВА

Без этого конь лихой спотыкается.

6)_КВА_ _ _ _

Плавает в этом рыбка-красавица.

7) _ _ КВА

Этот, звук означая, молчит.
8) К _ _ _ ВА

Этот дает молоко и мычит.

9) КВА _ _ _ _

10) _ _ КВА

Это растёт в огороде на грядке.

В. Волина

(Ответ: букварь, кавалерия, квас, караван, подкова, аквариум, буква, корова, квадрат, тыква.)

6. Работа с учебником

Наблюдение над изменением окончаний имен существительных; понятие о склонении.

Упр. 88, с. 55 - устно.

Упр. 89, с. 55.

Прочитайте. Когда так говорят? (Как с гуся вода — ни­какого воздействия, все нипочем, безразлично; выйти су­хим из воды — остаться безнаказанным; вилами по воде писано — не сбудется, не соответствует действительности; вывести на чистую воду — разоблачить, уличить в чем-либо; как в воду глядеть — предсказать, предполагать ре­альный ход событий; не разлить водой — о тех, кто очень дружны, неразлучны, всегда вместе; ловить рыбку в мут­ной воде — хитрить, совершать бесчестные поступки).

Вывод: имя существительное, отвечая на разные вопросы, сохраняет лексическое значение, но из­меняет грамматическую форму — употребляется с разными окончаниями. В таких случаях говорят, что оно изменяется по падежам, или склоняется.

Чтение вывода (упр. 89).

Ответы на вопросы:

¾ Что на­зывается склонением имен существительных?

¾ Что проис­ходит с именем существительным при склонении?

¾ Сколько падежей есть в русском языке?

¾ Прочитайте названия падежей.

Учитель говорит, что их нужно за­помнить, и знакомит со старым стишком, который поможет это сделать: «Иван рубил дрова, Варвара топила печь»:

Иван — именительный,

Рубил — родительный,

Дрова — дательный,

Варвара — винительный,

Топила — творительный,

Печь — предложный.

Физкультминутка

Актуализация знаний о падежах.

Наблюдение за склонением имен существительных (упр. 90)

— Какими вспомогательными словами можно пользоваться, чтобы оп­ределить падеж имен существительных?

— Просклоняйте (устно) имена существительные корень, трава, стекло.

— Какая часть в слове изменяется при изменении по вопросам? (Окон­чание.)

Работа с правилом (с. 91).

— Какой падеж является начальной формой имени существительного?

Формирование умения употреблять имена существительные в нужной падежной форме, определять падеж имен существительных.

Упр. 91.

— Спишите словосочетания, изменяя имена существительные в скоб­ках. Обозначьте падеж имен существительных, выделите окончания.

Работа с деформированным текстом:

1) Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до — у него начнут расти за..ние и передние лапки. 2) Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков — лягушачьей икры. 3) Потом исчезнет хвост. 4) Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до — появляются ротик г.ловка и хвостик. 5) В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений. 6) Каждый такой шарик повернут к со..нцусв..ей темной ст..роной. 7) Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылу­пится маленький ч..рный г..л..вастик. 8) И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.

— Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связ­ный текст.

— Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

— Назовите предложения с однородными членами.

7. Рефлексия

— Как называется изменение имен существительных по падежам? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежные вопросы.

— Какую пользу приносят лягушки, жабы?

— Правильно ли поступают опытные садоводы и огородники, устраи­вая для лягушек и жаб укромные места в своих садах и огородах?

— Можно ли уничтожать жаб и лягушек?

8. Домашнее задание: упр. 92

Поплавает он с недельку-другую и происходит второе ч..до — у него начнут расти за..ние и передние лапки.

Они начинают св..ю ж..знь в виде маленьких круглых студенистых шариков — лягушачьей икры.

Потом исчезнет хвост.

Леж..т в к..наве или в пруду греется в луч..х солнышка а внутри него в это время происходит маленькое ч..до — появляются ротик г.ловка и хвостик.

В ж..зни обычных лягушек много удивительных превращений.

Каждый такой шарик повернут к со..нцусв..ей тёмной ст..роной.

Пройдет еще совсем немного времени и из каждой икринки вылу­пится маленький ч..рный г..л..вастик.

И вот уже перед нами веселый маленький л..гушонок.



РУССКИЙ ЯЗЫК

Наши рекомендации