Обведи букву с правильным ответом.
Однородные члены предложения:
а) отвечают на разные вопросы и относятся к разным словам;
б) отвечают на разные вопросы и относятся к одному и тому же слову;
в) отвечают на один и то же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
Впиши в предложение однородные подлежащие.
В лесу растут рыжики, ________________, ________________, ______________.
5. Вставь в предложения подходящие по смыслу союзы а, но, и. Расставь знаки препинания.
Не по словам судят _______ по делам. Осенью улетают на юг ласточки ______ скворцы.
РУСКИЙ ЯЗЫК
Тема: Закрепление изученного по теме «Предложение»
Цель:формировать навык оформления на письме предложений с однородными членами; учить анализировать такие предложения по составу.
Организационный момент
Минутка чистописания
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
• Рассмотрите узор. Какие элементы и слова входят в состав узора? В каких буквах присутствует элемент ___?Чем объединяются слова ель, еловый, ельник? Устно с этими словами составьте предложения. Обведите узор. В однокоренных словах выделите корень.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
•Рассмотрите узор. Какие элементы и какое слово входит в состав узора? В каких буквах присутствуют элементы __, __? Напишите эти буквы в воздухе ручкой. Обведите и продолжите узор самостоятельно, дописывая однокоренные слова. В однокоренных словах выделите корень.
Птицы п_едалис_мена ели, б_рёзы, осины.
• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения. Найдите однородные члены предложения. Как они связаны между собой?
Сообщение темы и целей урока
Закрепление изученного по теме «Предложение»
Выполнение упр. 63(устно)
Восстановление отрывков из стихотворений К. И. Чуковского.
Выполнение упр. 64
Составлениепредложений о том, что увидел во сне медвежонок.
Ученики используют слова с пропущенными буквами, записанные на доске: ме_, м_лина, яг_ды,ры_ка.
После записи предложений учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга.
Выполнение упр.65(с предварительным комментированием)
Выполнение упр.66(устно)
Последнее предложение ученики списывают, подчеркивают в нем главные члены и выписывают все словосочетания вместе с вопросами.
Подведение итогов урока
Ответы на вопросы упр. 71 (устно)
6. Домашнее задание: упр. 67.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Контрольная работа по теме «Предложение»
Цели:проверить знания учащихся по теме «Предложение»; выяснить, как учащиеся умеют применять теоретические знания при выполнении практических заданий; развивать логическое мышление, внимание; воспитывать желание достичь успеха.
Организационный момент
Постановка задач урока
3. Контрольная работа по теме «Предложение»
1 вариант | 2 вариант |
1. Поставить знаки препинания в конце предложения | |
У каждой поры года свой запах_ А чем пахнет поздней осенью_ Грибами и прелыми листьями_ | Осенью деревья надели разноцветные платья_ Какая кругом красота_ Люби и береги родную природу_ |
2. Подчеркнуть главные члены предложения | |
Берёзки оделись в золотые одежды. | Ветерок шевелит молодые листочки. |
3. Разделить на предложения | |
Быстро миновало лето наступил учебный год ученики сели за парты | красивопоёт соловей стрекочут на лугу кузнечики перекликаются в лесу дятлы |
4. Вставить в предложения подходящие по смыслу союзы а, но, и. Расставить знаки препинания. | |
Зимой солнце ярко светит ___ мало греет. Сначала думай ___ потом делай. В нашем лесу растут сосны __ ели. | Ученик выполнил работу быстро ___ допустил ошибку. Не по словам судят ___ по делам. В лесу мы собираем землянику __ ежевику. |
5. Составить предложения | |
в, глубокую, ёжик, норку, спрятался и, тепло, постельке, уютно, мягкой, ему, в | в, запах, грибной, лесу, стоит, осеннем листьями, виднеются, под, грузди, маслята, и |
Проверка работ
Подведение итогов урока
1 вариант | 2 вариант |
1. Поставить знаки препинания в конце предложения | 1. Поставить знаки препинания в конце предложения |
У каждой поры года свой запах_ А чем пахнет поздней осенью_ Грибами и прелыми листьями_ | Осенью деревья надели разноцветные платья_ Какая кругом красота_ Люби и береги родную природу_ |
2. Подчеркнуть главные члены предложения | 2. Подчеркнуть главные члены предложения |
Берёзки оделись в золотые одежды. | Ветерок шевелит молодые листочки. |
3. Разделить на предложения | 3. Разделить на предложения |
Быстро миновало лето наступил учебный год ученики сели за парты | красиво поёт соловей стрекочут на лугу кузнечики перекликаются в лесу дятлы |
4. Вставить в предложения подходящие по смыслу союзы а, но, и. Расставить знаки препинания. | 4. Вставить в предложения подходящие по смыслу союзы а, но, и. Расставить знаки препинания. |
Зимой солнце ярко светит ___ мало греет. Сначала думай ___ потом делай. В нашем лесу растут сосны __ ели. | Ученик выполнил работу быстро ___ допустил ошибку. Не по словам судят ___ по делам. В лесу мы собираем землянику __ ежевику. |
5. Составить предложения | 5. Составить предложения |
в, глубокую, ёжик, норку, спрятался и, тепло, постельке, уютно, мягкой, ему, в | в, запах, грибной, лесу, стоит, осеннем листьями, виднеются, под, грузди, маслята, и |
Тема: "Знаки препинания в, предложениях с однородными членами. Закрепление изученного1 то теме. Обучение сочинению по серии сюжетных картинок".
Цель: развиватьсинтаксический строй речи учащихся", обучать составлению' текста, в который входят предложения различной структуры.
• Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано в узоре? Что такое предложение? Чем предложение отличается от словосочетания? Какой элемент входит в состав узора? Пропишите его в воздухе глазами. В состав каких букв входит этот элемент?
Выполните упражнение для пальчиков: 1 — пальцы обеих рук соберите в щепотки и напишите на столе элемент , сильно нажимая; 2 — выполните свободные движения пальцев. Выполняйте упражнение 4-6 раз чередуя.
Обведите узор и напишите его на следующей строке самостоятельно.
* Прочитайте слова. Какие ещё слова можно составить из букв, входящих в слово предложение? Запишите слова.
* Прочитайте. Дополните предложение словами. Объясните написание пропущенных букв. Запишите предложение. Подчеркните главные члены предложения. Определите части речи.
1. Урок рекомендуется начать со словарного диктанта, состоящего из слов, которые встречалисьпри изучении раздела "'Предложение": спасибо, спектакль, интересный, олень, шоколад, конечно,сегодня, артист, примета, конфета, аромат, пингвин, абрикос. Написав диктант, дети могут про верить правописание слов по словарику(в конце учебника] и оценить своюработу.
2. В' тексте упр. 68 три последних предложения содержат однородные члены. Упражнение можно выполнитьустно. В первом! предложении упр. 69 есть однородные подлежащие, в третьем — однородные сказуемые.
На материаледанных упражненийактуализируются знания, полученные в разделе "Предложение".
3. Упр. 71 содержит вопросы .для повторения и обобщения раздела "'Предложение", Можно поработать над ними в классе, можно предложить детям дома повторитьпройденный материал! и подготовиться отвечать на.вопросы.
4. Упр. 70' содержит начало текста "Встреча" и сериюсюжетных картинок.Работа начинается с беседы о будущем, о выборе профессии. Следует дать возможность высказаться как можно большему количеству детей. Можно построить урок в виде ролевой игры: разделить класс на команды,каждая выберет репортеров телевидения или радио, которые будут брать интервью у школьникови предлагать им рассказать о своем будущем.Есть возможностьиспользовать и игровую ситуацию,основой которой послужатсюжетные картинки: дети уже закончили школу, им по20 лет, они собрались на традиционнуювстречу выпускников и рассказывают о себе — кто кем стал, где работает, за. ч то любит свою профессию', чего достиг, о чем мечтает.
После беседы или ролевойигры учащиеся списывают начало текста и самостоятельно продолжают его, предварительно даввсем персонажам имена.
5. Домашнее задание: упр., 7:2; закончить сочинение по сюжетным картинкам, если не ус пел и это сделать в классе.
РУССКИЙ ЯЗЫК