Чтение текста изложения, записанного на доске, учителем целиком и по частям

Горькая вода

Толя с Витей возвращались из леса в лагерь. По дороге шла старушка с ведром воды. Тяжело ей было нести его. Маль­чики это заметили. Толя быстро зашагал в лагерь. Витя побежал помогать бабуш­ке. Он взял ведро и отнёс домой.

Однажды Толя шёл с прогулки. Он за­хотел пить. Мальчик постучал в избу. Дверь открыла знакомая старушка. Она встретила Толю ласково и приветливо, да­ла воды.

Толя стал красный. Он быстро попил и выбежал на улицу. Вода показалась ему горькой. (78.)

(По В. Осеевой.)

5. Вопросы и задания к тексту

6. Составление примерного плана изложения, нахождение в каждой части опорных слов

План.

1. Встреча на улице.

2. В гостях у старушки.

3. Стыд.

7. Словарно-орфографическая подготовка

Запись текста

Проверка работ

Урок 5. Типы текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение (с. 5)

* Прочитайте, Что означают кило, санти, деци? Запишите их.

* Прочитайте, Чем объединяются эти слова? Запишите их. Выделите кружочкам части слова кило, санти, деци.

* Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано в узоре? Поче­му буквы м выделены? Слово килограмм пришло к нам из грече­ского языка. Кило означает тысяча, а грамм — письменный знак, надпись. Пропишите узор, поэтапно ускоряя темп пись­ма. Проговаривайте написание слова килограмм.

* Прочитайте предложение. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

В текстах "Хамелеон", "Завтрак хамелеона" и «Редкое животное» (упр. 25) рассказывается об африканском хаме­леоне. Первый текст представляет собой описание, вто­рой — повествование, третий — рассуждение. Чтобы до­казать это, учащиеся могут использовать таблицу. Следует обратить внимание на то, что во втором тексте описыва­ется внешность хамелеона... Школьники вспоминают, что описание в чистом виде встречается редко. Далее четве­роклассники работают с текстом- повествованием, состав­ляют его план, который записывается в тетради. Пользуясь записью, дети устно пересказывают текст. Затем в тексте-повествовании выделяется та часть, в которой описыва­ется внешность хамелеона. Она записывается в тетрадь. Следует отметить, «то к тексту-описанию можно сделать рисунок, к тексту-повествованию — серию рисунков, те кет -рас сужден и е п р оилл ю с тр и ро ват ь н е в озможно.

2. Текст утр. 26 состоит из двух частей. В первой опи­сывается старинный пенал, во второй содержится рас­суждение, почему этот предмет так называется. Таблица "' Тип ы тек сто в" п ом о га е т уч а щ и м с я о п редел ить. основные признаки текста-рассуждения. Дети рассматривают ри­сунок, на, котором! изображен современный пенал, срав­нивают его с пеналом, описанным в тексте. Затем уча­щиеся составляют устное описание нарисованного пена­ла по заданному плану,

3. Домашнее задание: упр. 27. Четвероклассники должны прочитать текст, найти предложение, в котором содержится основная мысль, и списать последний абзац текста. В классе обсуждается тема, сочинения, проводит­ся лексическая работа: мама (какая?) внимательная, за­ботливая, добрая,, справедливая, строгая, красивая, ве­селая: мама (что( делает?) работает, растит детей, гото­вит еду, стирает: я помогаю маме (что» делать?) убирать, ходить в магазин, ухаживать за братиком (сестричкой); в свободное от работы время мама любит {что делать?) вя­зать, играть в волейбол, гулять по лесу, читать. Затем со­ставляется и записывается план сочинения "Моя мама" и дети, если позволяет время, приступают к его написа­нию. Дома школьники продолжат работу над сочинением.

_______________________

Тестовые задания по теме «Текст»

Что такое тема высказывания?

А) То, о чем мы говорим.

Б) Главное, о чем мы сообщаем или утверждаем.

В) Заголовок.

Что такое основная мысль текста?

А) То, о чем мы говорим.

Б) Заголовок.

В) Главное, о чем мы сообщаем или утверждаем.

Прочитай. Какая запись не является текстом?

1. Весной солнце пригрело землю. Из-под снега появился синий подснежник. Он объявил о приходе весны.

2. Весной солнце пригрело землю. Прилетели птицы. Весело стало в нашем саду.

3. Весной солнце пригрело землю. Грузовик промчался по дороге. На Луне никто не живет.

Прочитай. Почему эту запись нельзя назвать текстом?

Барсик

Мы его очень любим. Он маленький и очень веселый. У меня есть котенок. Мы назвали его Барсиком. Когда его гладишь, он забавно урчит.

А) Неправильный порядок предложений.

Б) Нет заглавия.

В) Нет темы.

Какие бывают типы текстов?

А) Описание, рассуждение, повествование.

Б) Длинный, средний, короткий.

В) Смешной, грустный, скучный.

Наши рекомендации