Схема вскрытия действующего разреза
На разрезе "Кангаласский", где в настоящее время отрабатываются запасы первоочередного участка, используется комбинированная (по классификации Н.В. Мельникова) система разработки. При данной системе внешняя вскрыша (вскрыша над угольными пластами) разрабатывается экскаватором - драглайном, работающим по усложненной бестранспортной схеме. Угольно-породная толща, включающая в себя угольные пласты и породное междупластье, разрабатывается экскаватором - мехлопатой с вывозкой горной массы технологическим автотранспортом. Согласно Проекта реконструкции разреза "Кангаласский" ПО "Якутуголь" разработанного ОАО "Востсибгипрошахт" в 1993г. при мощности внешней вскрыши, превышающей величину предельно допустимой суммарной высоты уступов, разрабатываемых драглайном (38 м), отрабатывается еще и передовой транспортный уступ, с использованием мехлопаты и технологического автотранспорта. Отработка запасов первоочередного участка, находящегося на юге месторождения, была начата на площадях с минимальным коэффициентом вскрыши. Исходя из этого, вскрытие участка было осуществлено двумя капитальными выездными траншеями (центральной и фланговой № 4) и разрезной траншеей, пройденной по простиранию пластов (вдоль охранного целика под ручей Золотинка). При этом выездные траншеи фланговая № 4 и центральная были пройдены так, чтобы обеспечить заезд на почву пласта "Верхний", а для попадания на почву пласта "Нижний" используются внутренние скользящие съезды. Предусматривается, что центральная выездная траншея со временем (после отработки северо-западной части площади первоочередного участка) тоже становится фланговой. Ширина выездных траншей по дну принята 15,4 м с учетом обеспечения двухстороннего движения автосамосвалов грузоподъемностью 30 тонн по проложенным в этих траншеях автодорогам, имеющим ширину земляного полотна 13 м и ширину проезжей части 10 м. Ширина разрезной траншеи по дну (по почве пласта "Нижний") принята равной 40 м (из условия обеспечения нормального перехода от этапа строительства к этапу эксплуатации, а также исходя из возможностей размещения в выработанном пространстве разрезной траншеи вскрышных пород при отработке первой эксплуатационной заходки. Строительство центральной выездной траншеи было осуществлено в основном с использованием экскаватора ЭШ-10/70. Проходка разрезной траншеи и выездной фланговой траншеи № 4 выполнены преимущественно по транспортной схеме с использованием экскаватора ЭКГ-5А и автосамосвалов БелАЗ грузоподъемностью 30 тонн ввиду ограниченных возможностей изыскания мест для размещения пород, экскавируемых по бестранспортной схеме.
Выбор системы разработки
Разрез "Кангаласский" имеет относительно простые условия эксплуатации. Исходя из горно-геологических условий на разрезе применена комбинированная (по классификации Н.М. Мельникова) система разработки, при которой внешняя вскрыша разрабатывается экскаватором – драглайном по усложненной бестранспортной схеме с выкладкой пород в выработанное пространство, а породы междупластья разрабатываются экскаватором-мехлопатой с вывозкой пород автотранспортом во внутренние автобульдозерные отвалы. При мощности внешней вскрыши, превышающей технологические возможности драглайна (свыше 35 м), возможна отработка передового уступа мехлопатой на автотранспорт, с вывозкой пород в бульдозерные отвалы, размещаемые поверх бестранспортных отвалов. Выемка угля производится экскаватором - мехлопатой с погрузкой в технологический автотранспорт. Анализ опыта эксплуатации разреза показывает, что комбинированная система разработки доказала свою достаточную эффективность для условий разреза "Кангаласский" и оснований для ее замены пока нет.
Добычные работы
Исходя из суровых климатических условия (6 зона) района Кангаласского месторождения и наличия сплошной многолетней мерзлоты, в которой находятся угольные пласты, для их разработки рекомендуются экскаваторы типа мехлопата. В настоящее время на добыче угля используется экскаватор ЭКГ-5А. Учитывая небольшие объемы годовой добычи (150 тыс.т) и низкий уровень наработки данного экскаватора по объемам горной массы рекомендуется оставить этот экскаватор. Расчет потребного количества экскаваторов по расчетных периодам эксплуатации разреза приведен в таблице 3.3-2.
Добычные работы предусматривается производить экскаватором ЭКГ-5А с погрузкой в автотранспорт. Междупластье между пластами "Верхний и "Нижний" отрабатывается добычным экскаватором. Высота уступа по пластам является переменной и равна мощности угольного пласта, но не более 15 м. Для участка Южный №1 она изменяется от 2 до 13,3 м, в том числе по пластам: - "Рудничный" от 2,0 – 3,5 м, составляя в среднем - 2,5 м; - "Верхний" от 2,0-13,3 м, составляя в среднем – 9,35м; - "Нижний" от 2,0 – 6,1 м, составляя в среднем 5,35 м. Ширина отрабатываемой разрезом заходки по углю – 40-60 м. Ширина нормальной заходки, отрабатываемой экскаватором ЭКГ-5А – 14 м. Углы откосов по углю приняты равными - 80°. Зачистка кровли угольного пласта и подчистка угля в его почве производится бульдозерами. Расчет годовой производительности экскаватора ЭКГ-5А на добыче представлен в Приложении 4. Результаты расчетов приводятся в таблице 3.3-1. Потребное количество добычного оборудования по расчетным периодам приведено в таблице 3.3-2. Количество бульдозеров для вспомогательных работ, в которые входят зачистка угольного пласта, планировка трассы для передвижения вскрышного и добычного экскаваторов, буровых станков, устройства и содержания дорог в забоях на вскрышных и добычных работах принято по расстановке в соответствии с "Основными направлениями и нормами технологического проектирования угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик".