Определение потребности в технологическом оборудовании
Технологическое оборудование по производственному назначению подразделяется на основное (станочное, демонтажно-монтажное, обкаточно-испытательное и др.), комплектное, подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное, общего назначения (верстаки, стеллажи и др.) и складское.
Минимальное количество основного оборудования в курсовом проекте следует рассчитывать для слесарно-механического(станочного) и агрегатного (моторного, испытательного) участков.
Число единиц основного оборудования по трудоемкости работ:
Qоб= (4.1)
где Toб - годовой объем работ по данной группе или виду работ, чел-ч;
Фоб - годовой фонд времени рабочего места (единицы оборудования), ч;
Роб -число рабочих, одновременно работающих на данном виде оборудования;
Драб.г - число рабочих дней в году ;
Тсм - продолжительность рабочей смены, ч;
С - число рабочих смен ;
hоб - коэффициент использования оборудования по времени. Для условий АТП hоб = 0,75-0,90.
По степени использования и производительности оборудования, например, может быть определено число механизированных моечных установок:
Му=NЕОjЕО/ (N уТ hу), (4.2)
где Neo - число автомобилей, подлежащих мойке за сутки ;
jео - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на участок мойки (т. 1.9);
Ny - производительность моечной установки, авт/ч;
Т - продолжительность работы установки в сутки, ч;
hу - коэффициент использования рабочего времени установки.
Количество оборудования, которое используется периодически, т. е. не имеет полной загрузки, устанавливается комплектом по табелю оборудования для данного участка, например, табели оборудования карбюраторного, аккумуляторного и электротехнического участков.
Количество подъемно - осмотрового и подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО и ТР и линий ТО, их специализацией по видам работ с учетом кран-балок, тельферов и других средств механизации.
Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т. п.) определяют по числу работающих в наиболее загруженной смене. Количество складского оборудования определяется номенклатурой и объемом складских запасов.
При подборе оборудования пользуются "Табелем технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП", современным каталогами, справочниками.
РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ПОМЕЩЕНИЙ
Расчет площадей зон ТО и ТР
Взависимости от стадии выполнения проекта площади зон ТО и ТР рассчитывают двумя способами:
- по удельным площадям - на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах ;
- графическим построением на стадии разработки планировочного решения зон.
Площадь зоны ТО и ТР:
Fз=fаПзКп (5.1)
где fа-площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2;
П3 -число постов зоны ТО и (или) ТР;
Кп -коэффициент плотности расстановки постов.
При одностороннем расположении постов Кп= 6-7. При двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания Кп = 4-5.
Таблица 8 - Площадь зон ЕО, ТО, ТР и ожидания
Наименование зон | fа, м2 | П3i | Кп | FЗi, м2 |
Расчет площадей производственных участков
Площадь участка при подобранном технологическом оборудовании:
Fy = foб Кп , (5.2)
где fоб - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2;
Кп -коэффициент плотности расстановки оборудования.
На основе ведомости оборудования участка и каталогов определяется его суммарная площадь fоб по участку.
Если в помещениях предусматриваются рабочие посты с установкой на них автомобилей (кузовной, сварочный, окрасочный участки), то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую постами в соответствии с нормативами.
Значение коэффициента Кп для соответствующих производственных участков принимается согласно ОНТП и изменяется в пределах 3,5-5,0 [5].
В отдельных случаях для приближенных расчетов на стадии технико-экономического обоснования на проектирование (если не подобрано оборудование) площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену:
Fy = f1+f2(Pт–l), (5.3)
где f1 - площадь на одного работающего, м2;
f2 -то же на каждого последующего работающего, м2 ;
Рт - число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.
Таблица 9 - Площадь производственных участков
Участки | Рт | f1,м2 | f2,м2 | Fy,м2 |
Расчет площадей складских помещений
Площади складских помещений могут быть определены: по удельной площади на 10 единиц подвижного состава или по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксплуатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов и по коэффициенту плотности расстановки оборудования
Fск = 0,1 Аи fy K1(с) K2(с) K3(с)K4(с)K5(с), (5.4)
где Аи - число технологически совместимого подвижного состава;
fy -удельная площадь данного вида склада на 10 единиц подвижного состава (т. 1.14);
К1(с)-коэффициент, учитывающий среднесуточный пробег подвижного состава;
K2(с) -зависит от списочного числа технологически совместимого подвижного состава;
К3 (с) - зависит от типа подвижного состава;
К4(с) - зависит от высоты складирования в метрах;
K5(с) - зависит от категории условий эксплуатации (т. 1.15).
Расчет площадей складов по хранимому запасу определяется по выражению
Fск = foб Кп , (5.5)
где fоб- суммарная габаритная площадь занимаемая хранимым оборудованием, м2;
Кп = 2,5 -коэффициент плотности расстановки оборудования.
Запас склада смазочных материалов определяется по каждому типу автомобиля и по каждой марке масла. Запас смазочных материалов:
Зм = 0,01 GсутqмДз, (5.6)
где Gcyт - суточный расход топлива, л;
qм - норма расхода смазочных материалов на 100 л расхода топлива (т. 1.16);
Дз - число дней запаса.
Суточный расход топлива автомобилей:
Gcут =Gл + Gт, (5.7)
где Gл, Gт - соответственно, расход топлива на линии и внутригаражные расходы.
Суточный расход Gтнормируют в размере 0,5% расхода топлива на линии. Объем отработавших масел принимается в размере 15% расхода свежих масел. Дз принимается равным 15.
Определив запасы для каждого вида смазочных материалов, подбирают цистерны и баки для свежих и отработавших масел и определяют площадь, занимаемую этим оборудованием и площадь склада.
Запас (число) покрышек или камер на складе шин:
Зш =Аи aт 1сс Хк Дз / Lп, (5.8)
где Xк - число колес автомобиля без запасного ;
Lп - средний пробег покрышки по фактическим или нормативным данным, км;
Дз - число дней запаса рекомендовано принимаеть равным 10.
Длина стеллажей для хранения покрышек:
Lст = 3ш / П , (5.9)
где П = 6-10 - число покрышек на 1 погонный метр стеллажа при двухъярусном хранении.
Ширина стеллажа bст определяется размером покрышки.
Площадь, занимаемая стеллажами:
fоб = 1ст bст (5.10)
Площадь склада:
Fск = foбKп (5.11)
Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материалов рассчитывают отдельно.
Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов (в кг):
Gi= (5.12)
где Аи - списочное числооднотипных автомобилей;
Gа - масса автомобиля, кг,
α - средний процент расхода запасных частей металлов и других материалов от массы автомобиля на 10 тыс. км пробега (т. 1.17);
Дз - дни запаса (для запасных частей 20 дней, агрегатов и материалов 10 дней).
Запас агрегатов:
Gаг = КагqагАи/100, (5.13)
где Каг - число агрегатов на 100 автомобилей одной модели по нормативам ;
qаг- масса агрегата, кг.
Площадь пола, занимаемая стеллажами для хранения запасных частей, агрегатов, материалов и металлов:
Fаг =Gi/g, (5.14)
где Gi- масса объектов хранения, кг;
g- допустимая нагрузка на 1 м2 занимаемой стеллажом площади, для запасных частей 600 кг/м2; агрегатов - 500 кг/м2, металла - 600-700 кг/м2.
Расчет площадей вспомогательных и технических помещений
Площади вспомогательных и технических помещений принимаются соответственно, в размере 3% и 5-6% (5 для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 6% для легковых автомобилей) от общей производственно-складской площади и в таблице 16 приведена примерная структура и распределение этих площадей в процентах.
Уточняются площади в каждом отдельном случае по соответствующим нормативам в зависимости от устанавливаемого оборудования и принятой системы электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснабжения.
Таблица 10 – Распределение площадей вспомогательных и технических помещений.
Наименование помещений | % | Площадь, м2 | Наименование помещений | % | Площадь, м2 |
Вспомогательные помещения | Трансформаторная | ||||
Участок ОГМ | Тепловой пункт | ||||
Компрессорная | Электрощитовая | ||||
Итого | Насосная пожаротушения | ||||
Технические помещения | Отдел управления производством | ||||
Насосная участка мойки подвижного состава | Комната мастеров | ||||
Итого |
Таблица 11 – Общая производственно-складская площадь
Наименование помещений | % | Площадь, м2 |
Зоны ЕО, ТО и ТР (с учетом площади постов ожидания) | ||
Производственные участки | ||
Склады | ||
Вспомогательные помещения | ||
Технические помещения | ||
Итого |
Расчет площади стоянки автомобилей
При укрупненных расчетах площадь зоны хранения подвижного состава:
Fх= fо Аст Кп (5.15)
где fо - площадь занимаемая автомобилем в плане, м2;
Аст - число автомобиле -мест хранения;
Кп = 2,5-3,0 - коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения.
В зависимости от организации хранения подвижного состава на АТП автомобиле-места могут быть закреплены за определенными автомобилями либо обезличены.
Число автомобиле-мест хранения при закреплении их за автомобилями соответствует списочному составу парка, т.е. Ас = Аи.
При обезличенном хранении автомобилей число автомобиле-мест:
Аст =Аи - Хтр- Хто - Хп - Акр - Ал , (5.16)
где Хтр - число постов ТР;
Хто - число постов ТО;
Хп - число постов ожидания (подпора);
Акр - число автомобилей, находящихся в КР;
Ал - среднее число автомобилей, постоянно отсутствующих на предприятии.