Пм.01. бронирование и продажа перевозок и услуг
ПМ.01. БРОНИРОВАНИЕ И ПРОДАЖА ПЕРЕВОЗОК И УСЛУГ
МДК.01.01. ТЕХНОЛОГИЯ БРОНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК И УСЛУГ
Раздел 1. Основы организации бронирования перевозок и услуг на автомобильном транспорте
Тема 1.2. Организация грузовых перевозок автомобильным транспортом
ЗАНЯТИЕ № 4
«Виды грузов и транспортное оборудование»
Узловые вопросы:
Грузы и их классификация
Виды транспортной тары и ее назначение
Виды контейнеров и особенности их использования
Правила маркировки грузов
Выбор типа АТС для перевозки грузов
Грузы и их классификация
Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. На АТ перевозится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для перевозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок. На рис. 1 представлена транспортная классификация грузов и их влияние на тип используемого для перевозок ПС.
В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.
Грузы, которые могут перекатываться, называются катными. По степени опасности грузы делятся на следующие группы: малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.); опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные); пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.); опасные грузы.
Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативными документами.
Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).
Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах. Крупногабаритным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах. Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.
По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, сведения о которых приведены в табл. 1. Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.
Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению
γ = qф/qн
где qф — фактическая грузоподъемность ПС; qн — номинальная грузоподъемность ПС.
Рис. 1. Классификация и виды грузов
Таблица 1. Классы грузов
В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитарныеиживность.
Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и снижению его качества.
Качество груза — это совокупность свойств, определяющих степень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества определены стандартами и техническими условиями производителя. Для проверки качества могут использоваться органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.
Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые перевозчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.
Масса груза, кг, относящаяся к естественной убыли, при перевозках на расстояние до 100 км определяется по формуле
Qy= Nyqф/ 100.
При перевозках на расстояние свыше 100 км
Qy= [Ny+ kу(lе.r. - 100)/ 100]qФ/ 100,
где Ny — норма убыли на 1 кг груза, %; qФ — фактическая грузоподъемность АТС, т; ку — коэффициент убыли на 1 кг груза на каждые 100 км, %; lе.r. — расстояние перевозки, км.
Основные факторы, связанные с сохранностью груза, определяются механическим воздействием на груз (в основном это величина вертикальных ускорений) и влиянием условий окружающей среды. Величины предельных вертикальных ускорений, допускаемых при перевозках грузов, приведены в табл. 2.
Таблица 2. Значения предельных вертикальных ускорений
Наиболее вредное влияние на груз оказывает повышенная влажность воздуха и наличие в нем посторонних примесей. В связи с этим в процессе длительной транспортировки необходимо в грузовом отсеке контролировать абсолютную и относительную влажность воздуха и точку росы.
Правила маркировки грузов
Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинакова. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192 — 96, являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ.
Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Расположение надписей на маркировке приведено на рис. 4. Пунктирные блоки на рис. 4 обозначают необязательные надписи (или) обозначения. Пример транспортной маркировки представлен на рис. 5.
Рис. 4. Расположение надписей на маркировке:
1, 2 — манипуляционные знаки и предупредительные надписи; 3 — порядковый номер места в партии и общее число мест в партии груза; 4 — наименование грузополучателя и пункта назначения; 5 — наименование пункта перегрузки; 6 — надписи транспортных организаций; 7 — объем грузового места (для экспортных грузов); 8 — габаритные размеры; 9 — масса брутто; 10 — масса нетто; 11 — страна-изготовитель и (или) поставщик; 12 — наименование пункта отправления; 13 — наименование грузоотправителя/
Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 51474 — 99. Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны составлять 100, 150 или 200 мм.
Предупредительные надписи используют на маркировке в тех случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционными знаками. Например «За обвязку не поднимать».
Способ нанесения маркировки должен обеспечить ее сохранность в течение всего транспортного процесса. Маркировка может быть выполнена непосредственно на таре (грузе без упаковки) или на отдельной табличке (бирке), надежно прикрепленной к грузу.
Рис. 5. Пример транспортной маркировки
Таблица 8. Система обозначения грузовых АТС в России
Зарубежные изготовители АТС используют собственные системы обозначения производимых ими моделей АТС.
При выборе АТС также необходимо учитывать дорожные условия, в которых предстоит осуществлять перевозки. В первую очередь это относится к ограничению осевых нагрузок.
Контрольные вопросы
ПМ.01. БРОНИРОВАНИЕ И ПРОДАЖА ПЕРЕВОЗОК И УСЛУГ