Глава 11. оборудование хлебохранилищ и экспедиций
Хлеб является наиболее массовым штучным продовольственным грузом при наименьшем сроке реализации, требует жестких санитарных режимов, слабо выдерживает механические воздействия, особенно в первые часы после выпечки.
По сравнению с уровнем механизации основного хлебопекарного производства, механизация внутризаводских транспоршо-склад-ских операций с готовой продукцией значительно отстает, едва достигая 10-15%.
На большинстве предприятий транспортирование готовых изделий в хлебохранилищах и экспедициях осуществляется на лотковых или полочных вагонетках с ручной укладкой продукции в лотки и перегрузкой их в специализированные фургоны автомашины. В этом случае хлебохранилище и экспедиция являются общими для всех технологических линий. На ряде хлебозаводов используются механизированные системы хранения хлеба, которые включают операции по укладке готовых изделий в лотки, загрузке лотков в контейнеры, транспортированию их в хлебохранилище и после остывания изделий в экспедицию для отправки контейнеров в торговую сеть.
При комплексной механизации процессов в хлебохранилищах и экспедициях оборудование этого участка является продолжением поточной линии основного производства.
Комплексная механизация работ в хлебохранилищах и экспедициях
Стопочно-пакетная схема (рис, 191) имеет два варианта, в основе которых лежит формирование 15 лотков с продукцией в стопку.
Порожние лотки, выгруженные вручную из автохлебовозов, системой транспортеров 1 подаются в моечное устройство 2. После мойки лотки специальным механизмом 3 устанавливаются на ребро и в таком положении транспортером 4 подаются в сушильную камеру 5. Высушенные лотки транспортером 6 направляются к циркуляционным столам 7. Сюда же системой транспортеров 8 от печей подаются хлебобулочные изделия. Укладка хлеба в лотки производится вручную или специальным механизмом.
Штабелировщик 10 формирует вертикальную стопку 9 из лотков, поступающую на цепной напольный конвейер 11. На каждом конвейере устанавливаются стопки с хлебобулочными изделиями различных сортов, которые затем подъемными тележками либо отвозят на рампу экспедиции, либо укладывают на рольганг или транспортеры для погрузки в автохлебовозы.
Эта схема перспективна для предприятий с широким ассортиментом выпускаемой продукции.
Рис. 191. Стопочно-пакетная схема механизации работ
Разновидностью этой схемы является вариант, основанный на формировании на плоском поддоне пакета из 28 лотков с продукцией (по 4 стопки из 7 лотков). Перемещение пакетов в хлебохранилище и штабелирование в два яруса осуществляются электропогрузчиком, Загрузка хлеба в автомашины производится электропогрузчиком одновременно по две стопки.
В большинстве схем механизации используются лотковые и безлотковые контейнеры. Последние обеспечивают бесперекладочную транспортировку хлебобулочных изделий, а также их продажу непосредственно из контейнера. Таким образом, они заменяют используемые при транспортировке готовых изделий лотки, вагонетки и стеллажи на хлебозаводах, передвижные этажерки, стеллажи и торговые прилавки в магазинах. Загрузка продукции на полки контейнеров осуществляется с помощью специальных механизмов.
Для перемещения контейнеров применяются погрузчики, подвесные и напольные конвейеры.
Значительное повышение степени механизации достигается в схеме контейнерной доставки хлебопекарной продукции с использованием специализированного автотранспорта с грузоподъемным бортом.
Работа по этой схеме проходит следующим образом. Выпеченные изделия из печей направляются ленточными транспортерами к сортировочному столу, где просматриваются и укладываются вручную в контейнеры, которые перемещаются в хлебохранилище.
В соответствии с заявкой-заказом контейнеры выкатываются на погрузочную платформу, устанавливаются водителем на опущенный борт автомашины, поднимаются и закатываются в фургон, после чего закрывается борт, являющийся одновременно и дверью. По прибытии в торговую точку водитель выгружает контейнеры в подсобное помещение или в торговый зал магазина, забирает порожние контейнеры и доставляет их на хлебозавод. Реализация продукции производится в магазине из контейнеров. После санитарной обработки контейнеров и лотков цикл повторяется. Для перевозки контейнеров применяются автомобили на шасси ГАЗ-52 с грузоподъемным бортом, работающим от электрического привода, включающегося от приборов, установленных у мест погрузки и выгрузки контейнеров.
Схема комплексной механизации погрузо-разгрузочных и транспор-тно-складских работ в хлебохранилищах и экспедициях(рис. 192) экономически обоснована для внедрения на хлебозаводах большой мощ-
Рис. 192. Схема комплексной механизации работ в экспедициях хлебозаводов большой мощности
i
ности и предназначена для механизации всех операций - от выхода хлеба их печи, укладки его в тару до загрузки ее в автохлебовоз. В состав комплекта входят: агрегаты 1,4,5 для укладки хлеба в лотки и лотков в контейнеры, траверсная тележка 2, конвейер 3, поворотный круг 6, агрегат для ручной укладки в лотки мелкоштучных изделий 7, циркуляционный стол 8. Контейнеры с пустыми лотками
9, специальный подъемник для листов с мелкоштучными изделиями
10, механизмы подъема и выгрузки хлеба у печей 11, 12, 13, уст
ройство для центрирования и стыковки автохлебовозов 14, 15, двух
створчатые ворота 16, участок для доукомплектования 17, рельсо
вый путь 18, комплектующая тележка 19, загрузочные конвейеры
20, автохлебовозы 21, накопитель контейнеров 22, агрегат для сани
тарной обработки лотков 23, накопитель загруженных контейнеров
24, раздаточная тележка 25.
Из печей хлеб с помощью выгрузочных механизмов по ленточным транспортерам направляется в хлебоукладочные агрегаты, один из которых предназначен для ручной укладки в лотки мелкоштучных изделий. Перед подачей в агрегаты хлеб проходит механизмы , ориентирования.
Контейнеры перемещаются по напольным накопителям 22. Перпендикулярно осям накопителей по рельсовым путям перемещаются траверсные тележки 2, служащие для передачи контейнеров на любой из накопителей.
Автомашина 21, прибывшая на завод, сначала стыкуется с линией приема контейнеров с пустыми лотками 22, выгружает контейнеры, которые направляются в агрегат 23 санитарной обработки лотков. Далее, автомашина стыкуется с линией загрузки готовых к отправке контейнеров. Контейнеры, прошедшие санитарную обработку, траверсной тележкой 2 подаются по заданной программе к хлебоукла-дочным агрегатам 1,4, 5,7. Затем загруженные контейнеры отхлебо-укладочных агрегатов траверсной тележкой передаются на конвейеры для хранения хлеба — накопители 24, Каждый сорт (вид) хлеба хранится на соответствующем конвейере-накопителе до отправки в торговую сеть. Комплектование отгрузочных партий контейнеров производится в автоматическом цикле. Согласно заказам, оператор задает комплектующей тележке 19 программу.
Доукомплектование контейнера лотками осуществляется на участке 17, состоящем из кольцевого конвейера-комплектовщика, механизма перегрузки лотков, рельсового пути 18 и пульта. Поворачивая конвейер вокруг оси, можно подвести любой накопитель к месту погрузки в комплектовщик.
Скомплектованные контейнеры забираются комплектующей тележкой и передаются на указанный в программе загрузочный конвейер 20. Все загрузочные конвейеры рассчитаны на хранение двух комплектов — восьми контейнеров. После стыковки автомашины с
У1ШНШШШ1Ш
загрузочным конвейером включается механизм, который загружает весь комплект из четырех контейнеров в кузов.
Учет готовой продукции осуществляется счетным устройством. В кузов автомашины вмещаются четыре контейнера, а в каждый контейнер — 32 стандартных лотка.
Сравнительная оценка различных способов механизации хлебохранилищ и экспедиций показывает, что контейнерная доставка с использованием автомобилей с грузоподъемным бортом позволяет исключить тяжелый физический труд, механизировать процессы транспортирования без значительных капитальных затрат, сократить сроки простоев автохлебовозов под разгрузкой и погрузкой в результате одновременной обработки контейнеров. Кроме того, ликвидируются лотки при использовании безлотковой системы доставки хлебобулочных изделий в торговую сеть, а также перегрузочные операции по перекладке изделий вследствие снижения потребности в автотранспорте и повышения его грузоподъемности.
Оборудование для транспортирования и сортировки продукции
В зависимости от конструкции печей, размещения цехов и оборудования в производственном здании хлебозавода, выпеченные изделия передаются в хлебохранилище с помощью различных транспортных устройств. По принципу действия их можно разделить на гравитационные, фрикционные, инерционные и механические.
В гравитационных устройствах (склизах, роликовых транспортерах) перемещение изделий происходит под действием сил тяжести. Фрикционные устройства (ленточные конвейеры) перемещают изделие за счет сил трения, возникающих между транспортирующей поверхностью и перемещаемым грузом. Инерционные устройства используют для перемещения силу инерции изделий, находящихся на колеблющейся транспортирующей поверхности. В механических устройствах перемещение изделий происходит принудительно, под действием упоров или захватов, связанных с приводом устройства,
На предприятиях малой мощности для транспортирования хлебных изделий в хлебохранилище используют вагонетки, контейнеры и. тележки с подъемной платформой.
Для сортировки и отбраковки хлебных изделий перед укладкой их в лотки на хлебопекарных предприятиях применяются циркуляционные столы: круглый и с гибким пластинчатым конвейером.
Круглый стол (рис. 193, а) имеет крышку 1 конусной формы диаметром 2000 мм с небольшим бортом. Крышка выполнена из листовой стали и установлена на вертикальной стойке 2. В стойку вмонтирован червячный редуктор 3. Вал червячного колеса редуктора одновременно служит осью вращения крышки стола Крышка вращается с частотой 4 об/мин от электродвигателя 4.
' б
Рис. 193. Циркуляционные столы:
а - круглый; б - с цепным конвейером
Готовые изделия поступают на стол с ленточного транспортера или склиза и равномерно распределяются на всей его поверхности, соскальзывая при вращении до упора в борт.
Стол с цепным конвейером (рис. 193, б) представляет собой горизонтальный транспортер, состоящий из двух горизонтально расположенных цепных блоков 2, пластинчато-роликовой цепи 3, к звеньям которой прикреплены планки 4. Станина 1 имеет невысокий борт. При движении конвейера планки концами скользят по бортам станины стола, выполненным из уголковой стали.
Для перевозки и хранения хлебобулочных изделий применяются лотки трех- или четьгрехбортовые с решетчатым днищем (ржаные, ржано-пшеничные, пшеничные формовые и подовые сорта). Четы-рехбортовые лотки со сплошным дном используются для транспор-
Рис. 194. Контейнер
тирования батонов, булочек, сдобы. Размеры лотков: 740 х 620 мм и 720 х 450 мм. Лотки изготавливаются из дерева хвойных и лиственных пород. Для перевозки мучных кондитерских изделий применяются лотки четырехбортовые со сплошным дном, покрытые бакелитовым лаком или металлические.
Контейнер(рис. 194) предназначен для транспортирования и временного хранения хлеба, находящегося в лотках. Он состоит из каркаса, имеющего верхнюю 1 и нижнюю 4 рамы, вертикальных стоек 2 и четырех колес 5. Кронштейны для крепления колес к нижней раме свободно вращаются вокруг вертикальной оси. На этой раме установлено два копира для центрования и фиксации контейнера на тележке.
Вертикальные стойки 2 попарно связаны между собой уголками 3, которые служат полками для установки на них лотков.
Большое распространение получили контейнеры с 18 наклоненными внутрь трехбортовьши лотками, которые перспективны для механизированной укладки хлебобулочных изделий. Они предназначены для транспортирования готовой продукции с хлебозаводов в торговую точку. Контейнер состоит из металлического каркаса, установленного на четырехколесной тележке.
Оборудование для транспортирования готовых изделий в экспедицию применяется то же, что и в хлебохранилище: лотковые и полочные вагонетки, тележки с подъемной платформой и контейнеры разной конструкции.
Штабелировщнкилотков бывают стационарного и передвижного типов.
Рис. 195. Штабелировщик лотков
а — стационарный; б - передвижной
Стационарный штабелировщик (рис. 195, а) состоит из неподвижной станины 5. В ее верхней части установлены привод 1 и цепной транспортер 3, соединенный с приводом и электромагнитным тормозом. Цепной транспортер прикреплен к двум площадкам 2. Каждая площадка передвигается по вертикальным направляющим на четырех роликах. Набор штабеля 4 происходит поочередно то на одной, то на другой площадке, после чего днище нижнего лотка нажимает на конечный выключатель 6 и включает электродвигатель транспортера - дорожки 7.
Передвижной штабелировщик (рис. 11.5, б) перемешается при заполнении штабеля. На раме I смонтированы площадка обслуживания 2, привод 3. После набора штабеля 4, штабелировщик передвигается по напольным путям.
Напольные транспортеры представляют собой замкнутую цепь с толкателями и захватами для контейнеров.
Напольный транспортер может выполнять функцию накопителя загрузочных контейнеров. При этом его протяженность зависит от производительности завода, размеров хлебохранилища и максимального запаса хлеба в хранилище.
Счетные устройства для хлебных изделий. Для укладки в тару определенного количества мелкоштучных изделий (булочек массой 50 г) используется автомат, оборудованный полупроводниковыми датчиками, приемной воронкой, двумя цепными транспортерами с ковшами.
После выхода из печи булочки подаются в приемные воронки автомата. По двум вертикальным цепным транспортерам с ковшами булочки поступают в два наклонных желоба, где установлены два фотодатчика. Полученные световые сигналы преобразуются в электрические, поступающие в полупроводниковые датчики счетчика. Последние, после получения цифры отсчета, подают сигналы на электромагнитные задвижки для переключения направления движения булочек, которые загружаются в другой лоток.
Для учета количества готовой продукции в механизированных хлебохранилищах, каждый хлебоукладочный агрегат снабжен счетчиком, на котором фиксируется путем подачи импульсов число заполненных контейнеров.
Хлебоj кладочные агрегаты
Хлебоукладочный агрегат (рис. 196) предназначен для укладки хлеба в лотки и установки последних в контейнер.
Конструкция агрегата состоит из двух цепных полочных подъемников (элеваторов) - приемного 3 и подающего 1, между которыми устанавливается контейнер 4 с порожними лотками, механизма 2
для укладки хлеба в лотки, механизма 11 для горизонтального перемещения загруженных лотков на полки контейнера и выталкивания из него порожних лотков и устройства 5 для досылки пустых лотков на полки приемного подъемника.
Агрегат можно располагать на двух этажах здания или на одном этаже с площадкой. Механизмы для укладки хлеба в лотки и перемещения их в подающий подъемник находятся на втором этаже или на площадке, а приемный и подающий подъемники с механизмами для горизонтального перемещения лотков в контейнер и досылки пустых лотков на полки подающего подъемника, а также устройство 6 для установки и центровки контейнера между подъемниками — на первом этаже.
Механизм для горизонтального перемещения загруженных лотков на полки контейнера состоит из вертикальной каретки, опорные ролики которой двигаются по направляющим 10. Каретка тягой с пружиной соединена с кулисным механизмом 9, совершающим ка-чательное движение от привода 8. Механизм горизонтального перемещения лотков связан с механизмом досылки лотков тягой 7.
Механизм досылки лотков предназначен для добавочного перемещения лотков на полки приемного подъемника с целью образования зазора между ними и лотками, остающимися на контейнере. Это необходимо для последующего вертикального передвижения лотков, находящихся на подъемнике. Механизм представляет собой сдвоенные штанги с рычагами по числу перемещаемых лотков, на концах которых расположены захваты с пружинами. Штанга шарнирно соединена с двуплечим рычагом, связанным тягой с механизмом горизонтального перемещения лотков на контейнере.
Механизм укладки формового хлеба (рис. 197, а) состоит из транспортера 1, неподвижного спуска 2, питателя 3, упора 4 с датчиком, боковых 5 и задней 6 стенок и пары створок 7, образующих прямоугольник с размерами, соответствующими внутренним размерам стандартного лотка.
Предварительно ориентированные буханки хлеба транспортером подаются на спуск до упора с датчиком. Датчик подает электросигнал для включения питателя, совершающего возвратно-поступательное движение. Питатель попарно вталкивает буханки на закрытые створки. После того как питатель сделает заданное число ходов, створки расходятся, и буханки подаются в лоток. Для уменьшения высоты падения лоток предварительно несколько поднимается. После загрузки лоток опускается и перемещается в подающий подъемник.
Механизм укладки батонов отличается тем, что боковые стенки выполнены подвижными (рис. 197, б). Длина батонов значительно больше длины формового хлеба, а размеры их колеблются в больших пределах (до 40 мм по длине и 20 мм по ширине). Это не позволяет располагать батоны в лотке параллельными рядами. Наиболее плот-
Рис. 197. Схемы укладки:
а — формового хлеба; б - батонов
мая укладка с сохранением целости наружной корки достигается при расположении батонов «елочкой».
Предварительно ориентированные батоны 1 транспортером по неподвижному склизу подаются к питателю, толкатель 4 которого имеет вогнутый профиль.
Боковые стенки механизма укладки раздвинуты на величину, достаточную для свободного прохода двух батонов наибольшей длины. Толкатель, передвигая батоны на закрытые створки 2, одновременно поворачивает их на небольшой угол. Когда на створках 2 накопится пять пар батонов, боковые стенки 3 сходятся, одновременно поворачивая батоны, и устанавливают их в елочку. После этого створки открываются, и батоны укладываются в лоток. Затем он опускается и механизмом перемещения передвигается на снижатель, а на его место устанавливается пустой лоток.
Хлебоукладочный агрегат для укладки подового хлеба в безлотковые контейнеры (рис. 198) представляет собой функционально связанные механизмы: питатель 1, распределительный конвейер 2 и накопитель 7. Питатель выполнен в виде ленточного конвейера с механизмом 16 для отсчета буханок хлеба и установленного над ним
Рис. 198. Агрегат для укладки подового хлеба в безлотковые контейнеры
цепного пересадчика 17. Все механизмы питателя смонтированы на общей раме 14. В зависимости от схемы подачи хлеба от печи и расположения устройств в хлебохранилище ленточный конвейер 15 питателя может иметь правое или левое исполнение.
Распределительный конвейер 2 состоит из наклонного и горизонтального участков, связанных цепной передачей и имеющих общий привод, Распределительный конвейер перемещается в вертикальной плоскости механизмом подъема 3, смонтированным на накопителе 7. Нижняя часть наклонного участка конвейера при помощи катков 13 свободно перемещается по направляющим, установленным на раме питателя 14, На горизонтальном участке конвейера предусмотрен механизм отсчета рядов хлеба 4.
Накопитель 7 состоит из 8 полок с приводными 5 и неприводными 18 роликами и снабжен механизмом для заталкивания хлеба 8. Механизм имеет толкатели 9 (в соответствии с количеством полок) и перемещается на тележке 11 по направляющим.
Все механизмы смонтированы на сварном каркасе 12,
Устройство для укладки хлеба в контейнеры работает следующим образом. Подовый хлеб от печи поступает на ленточный конвейер 15, скорость ленты которого должна быть выше скорости ленты подаю-
шего конвейера. Этим достигается поштучное транспортирование хлеба к механизму отсчета 16. После подачи требуемого числа буханок, например трех, пересадчик 17 пересаживает сформированный ряд с ленты конвейера питателя 1 на ленту наклонного участка распределительного конвейера 2. Ряд буханок хлеба направляется на горизонтальный участок конвейера к механизму отсчета рядов 4, а затем передается на приводные ролики 5 накопителя, которыми проталкивается на неприводные ролики 18. При накоплении требуемого числа рядов (например, трех) распределительный конвейер 2 перемещается на шаг, равный расстоянию между полками 6. Цикл загрузки повторяется до заполнения всех полок накопителя.
Механизм заталкивания 8 при накоплении хлеба в накопителе находится в промежуточном положении по отношению к краям полок. Как только накопитель заполнится хлебом, механизм заталкивания 8 перемещается в зону действия приводных роликов 5 и, реверсируя, толкателями 9 одновременно перемешает со всех полок накопленный хлеб на полки контейнера 10. При этом накопление хлеба на полках накопителя не прекращается. Заполненный контейнер откатывают, и на его место устанавливают порожний. Цикл повторяется. Приводы устройства работают в автоматическом режиме по заданной программе.
Оборудование для охлаждения и замораживания продукции
Охлаждение хлебных изделий выполняется на завершающем этапе производства и вызывается необходимостью повышения их транспортабельности, а в отдельных случаях для обеспечения нормальных условии при резке и упаковке. Хлеб слабо выдерживает механические воздействия, особенно в первые часы после выпечки. В настоящее время получили распространение три способа охлаждения хлебобулочных изделий: естественный, кондиционированным воздухом и вакуумный.
Естественное охлаждение — наиболее дешевый способ, однако он отличается длительностью (90—150 мин) и требует значительных производственных площадей.
При охлаждении имеет место потеря массы изделий от усыхания. Происходящие при хранении хлеба и хлебобулочных изделий массо-обменные и коллоидные процессы вызывают снижение их качественных показателей (черствение).
При использовании кондиционированного воздуха продолжительность охлаждения сокращается. Подача воздуха от кондиционеров происходит по рециркуляционной схеме — горячий воздух, отбираемый в верхней зоне охлаждения, увлажняется и охлаждается в кондиционере, а затем возвращается в охладитель. Так как горячий хлеб теряет влагу более интенсивно, чем охлажденный, то воздух, подаваемый в
охладитель, протекает вначале через зону наиболее охлажденного хлеба или подается двумя параллельными потоками в зону с горячим хлебом и в зону с хлебом пониженной температуры. При этом улучшается интенсивность охлаждения и уменьшается усушка хлеба.
Оптимальными параметрами воздушной среды для охлаждения хлебобулочных изделий являются температура 15—18 аС, относительная влажность 90—95 %.
Самым экономичным способом сохранения свежести хлеба является устройство кондиционируемых камер для вагонеток с хлебом. Закрытое кондиционируемое помещение предназначается для сохранения потребительских свойств хлебобулочных изделий, снижения усушки, а также для создания нормального ритма поступления продукции в торговую сеть.
Вакуумное охлаждение основано на резком снижении температуры кипения воды при соответствующем разрежении. Продолжительность охлаждения при этом сокращается до 10-15 мин. Особенно высок темп охлаждения горячего хлеба в начальный период вакуу-мирования, после же достижения температуры мякиша 30 'С он уменьшается. При этом способе в 1,5-2 раза увеличивается усушка.
Преобладающее распространение для охлаждения хлеба и хлебобулочных изделий получили конвейерные охладители, оснащенные системами кондиционирования и приточно-вытяжной вентиляции. В этих конструкциях для перемещения хлеба используются люльки, закрепленные на цепном конвейере или транспортирующие органы в виде гибкого стержневого конвейера.
Одним из эффективных способов сохранения свежести и качества изделий на продолжительное время является их замораживание. Для замораживания и хранения изделий на хлебозаводах оборудуются холодильные камеры, куда изделия, уложенные в лотки, доставляются на вагонетках. Замораживание и хранение изделий производятся при температуре от -18 до -23 "С. При этой температуре полностью сохраняется свежесть хлеба. Размораживание (дефростация) хлебных изделий производится в хлебопекарных печах или в хлебохранилище при обычной температуре окружающей среды. Замораживание хлебных изделий связано со значительными капитальными затратами и характеризуется существенной энергоемкостью.
Машины для фасовки и упаковки
Упаковка хлебобулочных изделий способствует удлинению срока хранения и снижает потери из-за усушки и переработки черствых изделий, что создает условия для экономии хлебных ресурсов. Кроме того, становится реальным переход хлебопекарных предприятий на двухсменную работу с постоянным выходным днем, и улучшаются санитарно-гигиенические условия хранения и транспортирования продукции. В хлебопекарной промышленности в качестве упаковоч-
ного материала используют, как правило, парафинированную бумагу или полимерные пленки.
При упаковке изделий в термоусадочную пленку (полиэтилен низкой плотности) пакеты отводящими транспортерами упаковочной машины подаются в термокамеру. Сюда, в пространство над транспортерной лентой, вентилятором через калорифер нагнетается воздух, нагретый до 120—200 'С (в зависимости от толщины и качества термоусадочной пленки). Под действием горячего воздуха пленка сокращается примерно на 40 % и плотно облегает изделие.
Упаковочная машина для формового хлебапредназначена для заворачивания изделий в парафинированную бумагу или полиэтиленовую пленку с последующей сваркой торцовых ипродольных швов. Хлеб укладывается на питающий транспортер вручную. Транспортер, перемещаясь периодически, толкателями 16 проталкивает буханку хлеба 17 (рис. 199) на подъемную платформу 1 (поз. 1).
На пути движения буханки с подъемной платформы свободно свисает конец оберточного материала 18. Изделие, заталкиваемое на платформу, попадает на фронтальную планку и отодвигает ее назад. При этом изделие захватывает поступающую с рулона ленту оберточного материала и прижимает ее к планке (поз. II), благодаря чему исключается проскальзывание оберточного материала.
Рис. 199.Технологическая схема работы упаковочной машиныдля формового хлеба |
В момент захода изделия на подъемную платформу, свободный конец оберточного материала наталкивается на кромку платформы и подгибается под изделие. При выталкивании изделия на платформу,
боковые шины 2 образуют первые фальцы с его торцов. После полного заталкивания изделия на платформу, боковые шины под действием кулачкового механизма сжимаются и прижимают подогнутую обертку. Под действием кулачка платформа с боковыми шинами, вращаясь относительно неподвижной оси, поднимает изделие на уровень разгрузочного транспортера. При движении платформы вверх, концы обертки, встречая на своем пути кромки боковых неподвижных шин 3, подгибаются, образуя вторые фальцы (поз. Ш).
Оберточный материал 13, поступающий из рулона вдоль направляющего стола, огибает валик протягивания обертки, который находится в верхнем положении. Изделие, перемещаясь вверх, натягивает на себя оберточный материал в нужном количестве; при этом подающие валики разматывают рулон. При натягивании изделием оберточного материала или движении вниз валика протягивания обертки, валик 12 оттягивания обертки смещается влево, освобождая упор рычага прижимного валика 10. Под действием пружины прижимной валик опускается на разматывающий валик 11. Валики, непрерывно вращаясь, разматывают рулон с оберточным материалом. , Как только платформа с изделием поднимется в верхнее положение, а валик протягивания обертки опустится в нижнее положение, на направляющий стол опускается прижим 15; прижим 14 неподвижен. Натягивание оберточного материала прекращается. Валик оттягивания обертки под действием пружины возвращается вправо до упора. При этом, своим упором нажимает на конец рычага валика прижима, отводя его от разматывающего валика примерно на 1 мм. Разматывание рулона прекращается.
В момент подхода платформы к верхнему положению периодически вращающийся валик 5 натяжения обертки под действием кулачка перемещается до соприкосновения с резиновым роликом 4 платформы, зажимая при этом обертку. В момент касания валик 5 начинает вращаться. После натягивания оберточного материала, производится отрезание раскроя зубчатым ножом 6 (поз. IV).
Последующее перемещение изделия осуществляется разгрузочными толкателями в направлении, противоположном первоначальному. Свободный конец обертки, наталкиваясь на кромку нижней направляющей, подгибается, образуя под изделием шов внахлестку. Передние по ходу боковые края обертки при движении изделия, наталкиваясь на кромки неподвижных боковых шин 7, подгибаются, образуя третьи фальцы. Нижние боковые каналы, попадая в фигурные вырезы боковых шин 7, подгибаются, образуя четвертый фальц.
Завернутое изделие толкателями перемещается в зону сварки (поз. V). Здесь происходит нагрев швов оберточного материала с одновременным обжимом изделия подвижными нагревателями 8 и 9. Затем толкатели проталкивают завернутое изделие со сваренными (сплавленными) швами на разгрузочный транспортер. Транспортер перемещает завернутую буханку (поз. VI) на приемный стол.
Рис. 200. Комплект фасовочного оборудования для сушек и овсяного печенья
Для фасовки сушек и овсяного печенья в полиэтиленовую пленку используется комплект фасовочного оборудования (рис. 200), включающий в себя дозатор 1, ковшовый питатель 2, пакетоформующее устройство 3 и отводящий транспортер 4.
Операции дозирования продукта, формования упаковочной единицы и отвода упаковочных единиц происходит последовательно. Продукт в трубу рукавообразователя подается с помощью ковшового питателя. В нижней части пакетоформующей установки расположен транспортер для отвода готовых упаковочных единиц в виде пакетов подушечного типа с одним продольным и двумя поперечными швами.
Полиэтиленовая пленка роликами механизма протягивания с постоянной скоростью сматывается с рулона, через направляющие ролики поступает к устройству маркирующему и далее к рукавообразо-вателю, с помощью которого свертывается в рукав. Наложенные внахлестку края пленки свариваются в продольном направлении нагретым воздухом сварочной головкой.
Продукт загружается в бункер элеватора, из которого поступает на вибротранспортер дозатора, С помощью счетно-распределительных устройств образованные дозы продукта подаются в ковши ковшового питателя и далее через воронку в сформованный из полиэтиленовой пленки рукав, на нижнем конце которого образован поперечный шов. Рукав из полиэтиленовой пленки роликами протягивающего механизма подается к клещам, которые, попеременно двигаясь вниз, сваривают нижний и верхний поперечные швы и отделяют сформованные упаковочные единицы друг от друга. Транспортеры отводят упаковочные единицы из зоны фасовки.
Автомат для упаковки сухарей в пакеты из полиэтиленовой пленки (рис. 201) состоит из питающего элеватора I с накопительным бункером 5, дозатора 4, приемного ковша 2, питателя 6, устройства 7 для продольной сварки рукава из полиэтиленовой пленки, нагревателей 8 для образования поперечного шва сваркой, транспортера 9, держателя рулона 3,
Рис. 201. Схема работы автомата для фасовки сухарей |
Принцип действия автомата заключается в следующем. Подлежащие фасовке сухари загружаются в бункер 5, откуда ковшами 2 элеватора 1 подаются в дозатор 4, который формирует дозы заданной ве-
' личины. Отмеренная порция поступает через трубу в сваренный, полиэтиленовый рукав. Далее клещеобразные прижимы с нагревателями 8 поочередно прижимают рукав, образуя на нем поперечные швы, непрерывно протягивают его и отделяют наполненные сухарями пакеты. Последние укладываются на ленточный транспортер 9 и поступают для упаковки в ящики..