Транспортная система страны и место в ней железнодорожного транспорта
Транспортная система страны представляет собой совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающего процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей.
Транспорт, обслуживающий непосредственно технологические процессы производства внутри предприятий называется внутрипроизводственным или промышленнымтранспортом.
Перемещения различных видов товарной продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, порождаемые территориальным разделением труда, выполняет транспорт сферы обращения, который называют магистральным транспортом общего пользования. К нему относятся все универсальные виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный (речной), авиационный (воздушный), а также специальный транспорт - трубопроводный (нефте- и газопроводы) и высоковольтные линии электропередач (ВЛЭП).
Перевозки пассажиров осуществляют универсальные виды транспорта, а также городской транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, метрополитен). В пассажирских перевозках значительное место занимает личный транспорт граждан.
В структуре промышленного транспорта используются как универсальные (железнодорожный, автомобильный), так и специализированные виды транспорта (гидро - и пневмопроводы, конвейерные линии, канатные дороги, автокары и др.).
К новым развивающимся видам транспорта относятся монорельсовый транспорт и транспорт на магнитной подушке, электромобили, экранолеты, космический, которые могут осуществлять перевозки как пассажиров, так и грузов.
Российская Федерация располагает всеми видами современного транспорта. Транспортная система России играет ключевую роль в социально-экономическом развитии страны. Учитывая огромную территорию страны, площадью более 17 тыс. кв. км, надежное транспортное обслуживание потребителей транспортных услуг с минимально-возможными транспортными издержками на транспорт является одним из главных условий успешного функционирования экономики.
Место того или иного вида транспорта в народнохозяйственном комплексе и транспортной системе страны определяется его долей во внутреннем валовом продукте (ВВП), в основных производственных фондах, численности работников, объемах выполняемой перевозочной работы и другими показателями.
Все виды транспорта в современных условиях взаимодействуют и конкурируют друг с другом, предоставляя пользователям транспортные услуги различного объема и качества, исходя из своих технико-экономических особенностей и возможностей и образуя тем самым транспортный рынок. Труд работников транспорта является производительным трудом, создающим национальный доход и увеличивающим общественное богатство страны, измеряемое в стоимостной форме в виде ВВП. Удельный вес транспорта России в создаваемом годовом ВВП составляет около 9,7%. На транспорте работает свыше 4,5 млн. человек или примерно 7% общей численности работников производственной сферы. Стоимость основных производственных фондов транспорта равна нескольким трлн. рублей и составляет около 20% стоимости основных фондов страны.
Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 18-20%, а по некоторым грузам достигает 45-50 и более процентов. Расходы на транспорт занимают значительную долю в личном бюджете граждан нашей страны.
Исторически ведущим звеном в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Его доля в ВВП составляет 4,7%, в стоимости основных производственных фондов страны - 13%, в среднегодовой численности работников - 2,7%. Всего в отрасли работает 1,56 млн. человек, в т.ч. непосредственно занятых на перевозках - 1,22 млн. человек.
Эксплуатационная длина магистральных железных дорог России на 1.01.2009 г. составила 85,3 тыс. км. Это примерно 7% мировой железнодорожной сети. Однако железнодорожный транспорт России выполняет свыше 20% грузооборота и 15% пассажирооборота железных дорог всех стран мира. Во внутреннем грузообороте транспорта общего пользования удельный вес железных дорог составляет 42,8% (рис. 1.). Во внегородских пассажирских перевозках удельный вес железных дорог в 2008 году в пассажирообороте составил 39,1% (рис. 2.), а в объеме перевозок пассажиров в 2008 году - 38,0%.
Всеми видами транспорта (без учета личных автомобилей) в 2008 году было перевезено около 40 млрд. пассажиров из них автомобильным транспортом, включая автобусы, таксомоторы и служебный транспорт – 21 млрд. человек, т.е. 52,5%. Во внегородском сообщении доля автотранспорта составляет более 60%, в пассажирообороте – 38%. Перевозки гражданской авиацией занимают третье место – около 21% общего пассажирооборота.
Рис. 1. Структура грузооборота магистральных видов транспорта в 2008 году
Рис. 2. Структура пассажирооборота магистральных видов транспорта в 2008 году
Городским электротранспортом (трамваи, троллейбусы и метрополитены) перевезено примерно 18 млрд. пассажиров. Поэтому в общем объеме пассажирских перевозок доля железных дорог относительно невелика (5,9%).
Таблица 1
Структура грузооборота по видам транспорта, %*
Транспорт - всего | ||||||||||
в том числе: | ||||||||||
железнодорожный | 40,0 | 32,9 | 37,7 | 38,0 | 39,0 | 39,5 | 39,7 | 40,6 | 42,6 | 42,8 |
автомобильный | 5,2 | 4,2 | 4,2 | 4,2 | 4,0 | 4,0 | 4,2 | 4,1 | 4,2 | 4,3 |
трубопроводный | 43,7 | 51,5 | 52,7 | 52,8 | 53,1 | 52,9 | 52,9 | 52,1 | 50,2 | 49,8 |
морской | 8,2 | 8,8 | 3,4 | 2,8 | 2,0 | 1,5 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,7 |
внутренний водный | 2,8 | 2,5 | 2,0 | 2,1 | 1,9 | 2,0 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,3 |
воздушный | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
* - по данным Росстата
Таким образом, из приведенных данных видно, что железнодорожный транспорт России по объемам транспортной работы занимает первое место при перевозках грузов и второе (после автотранспорта) по пассажирским перевозкам. Различия удельных весов видов транспорта по грузообороту и объемам перевозок связаны с различной величиной средней дальности перевозок на каждом из них. Так, средняя дальность перевозки грузов на железнодорожном транспорте в 2008 году составила 1615 км, на автомобильном – 27 км, на морском - 2230 км, на речном - 647 км, на нефтепроводном - 2273 км. Значительные различия также в средней дальности поездок пассажиров по видам транспорта.
В условиях рыночной экономики создаются объективные предпосылки оптимального распределения перевозок между видами транспорта на основе конкуренции и потребительских предпочтений пользователей с учетом технических, технологических, экономических и качественных характеристик предлагаемых транспортных услуг и условий перевозок. При этом происходит взаимное проникновение видов транспорта в ранее завоеванные сферы (ниши) транспортного рынка, как это произошло с перевозкой контейнеров, значительная часть которых ушла на автотранспорт, несмотря на более высокие автомобильные тарифы. Основную роль в данном случае сыграло качество транспортного обслуживания, возможность доставки контейнеров автотранспортом по схеме от двери до двери и часто с более высокой скоростью.
В связи с этим очевидно, что в современных условиях место того или иного транспорта в транспортной системе страны зависит не только от его производственных мощностей, но и от уровня организации работы, качества транспортного обслуживания, маркетинговой стратегии управления затратами и тарифами.
Централизованное управление перевозочным процессом, сложившееся на железнодорожном транспорте, позволяет обеспечивать его высокую экономическую эффективность. Себестоимость перевозок на железных дорогах одна из самых низких на транспорте (380 коп / 10 прив. т-км). Уровень производительности труда составляет 2760 тыс. прив. т-км на одного работника, что значительно выше, чем на автомобильном и воздушном транспорте.
Железные дороги несколько уступают другим видам транспорта по качеству транспортного обслуживания, что связано с техническими особенностями его работы, недостаточной разветвленностью рельсовой сети по территории страны, нехваткой современных транспортных средств, недостатками в организации перевозочного процесса и транспортного сервиса для клиентуры.