Назначение графической навигационной прокладки
Графическая навигационная прокладка – важнейший элемент навигационного обеспечения судовождения. В настоящее время на судах она может выполняться в трёх видах – в виде ручной графической работы на бумажной навигационной карте, в виде автоматизированной прокладки на бумажной навигационной карте и в виде автоматизированной прокладки на электронной навигационной карте. Во всех этих видах сохраняются основные достоинства графического изображения: высокий уровень наглядности расположения места судна относительно географических объектов (побережья, пункта назначения, навигационных опасностей, рекомендованных путей, предварительной прокладки), достаточная простота выполнения основных навигационных операций, возможность выполнения счисления, отображения визуальных и радионавигационных обсерваций и обсерваций по автоматизированным радионавигационным системам.
При этом ручной графической работе свойствен и серьёзный недостаток – невысокая точность прокладки углов и определения точки пересечения лучей с небольшой разностью направлений. Это обстоятельство вносит ряд ограничений и специальных приёмов работы, смягчающих отрицательные последствия низкой точности графических работ.
В основе понимания навигационной работы лежит ручная графическая работа на бумажной морской навигационной карте. Овладев приёмами ручной работы на карте, легко освоить и управление автоматизированной работой на бумажной и электронной картах, что необходимо в современном судовождении.
Непременным атрибутом навигационной работы является заполнение судового журнала. В судовой журнал вносится вся информация о деятельности судового экипажа и состоянии судна, имеющая отношение к судовым производственным процессам. Задача судоводителя – из всей информации выбрать такой минимум, который кратко, но полно охарактеризует состояние судна. Поэтому для постоянно встречающихся описаний в судовом журнале предусмотрены специальные таблицы. Для судового времени, курса по гирокомпасу и по магнитному компасу, снятых навигационных параметров и координат предусмотрены графы 1 – 4. Остальная навигационная информация вносится в текстовом виде в графу 5. Культура ведения судового журнала требует, чтобы приведённая в нём информация позволяла полностью восстановить ход навигационной работы вахтенного помощника. Для этого вахтенному помощнику необходимо осмысленно представлять, какая информация в судовом журнале необходима и достаточна для полного восстановления проделанной им навигационной работы.
Подготовка морской навигационной карты к работе
Перед началом работы с морской навигационной картой (МНК), необходимо внимательно с ней ознакомиться.
Большая часть работы по ознакомлению с МНК выполняется в период подготовки к плаванию и разработки предварительной прокладки, а также при выполнении корректуры. Однако, перед началом работы на конкретной карте необходимо ещё раз посмотреть год её издания, используемую систему координат картографической проекции, привести к году плавания магнитное склонение и надписать простым карандашом в местах его указания, ознакомиться с Предупреждениями и Примечаниями, помещёнными под заголовком карты. Обратить внимание на наличие поправок для перехода от общеземных референц-эллипсоидов WGS-84 или ПЗ-90.2 к принятому на данной карте. Учесть наличие приливных явлений: колебаний уровня и течений. Ознакомиться с принятым нулём глубин и высот, сравнить с возможными приливными колебаниями фактических глубин и осадкой судна. Ознакомиться с характером рельефа дна, изрезанностью побережья и представить возможный характер изменчивости течений вблизи побережья.
На боковых рамках карты посмотреть линейный размер одной мили (одной минуты дуги меридиана), величину минимального деления одной минуты (цену деления). Оценить прохождение участков пути предварительной прокладки относительно навигационных опасностей. Представить необходимость учёта ветрового дрейфа и течения и примерные величины сноса, возможное падение достижимой скорости судна при фактических гидрометеорологических условиях.
Для графической прокладки некоторые величины приходится рассчитывать алгебраически, причём, часть величин выбирается из таблиц. Некоторые же задачи решаются преимущественно графическими методами. Но все навигационные задачи могут быть решены методами аналитического (письменного) счисления, что открывает широкие перспективы для компьютеризации навигационной работы. Некоторые методы аналитического счисления представлены в приложениях к прокладкам.
Для магнитного компаса на судне имеется таблица остаточной девиации.
Если на судне установлен достаточно современный гирокомпас, то его скоростная поправка автоматически вводится в показания с помощью корректора. Если же установлен более простой гирокомпас, то скоростную поправку необходимо учитывать алгебраически, для чего на судне должна быть составлена таблица скоростной поправки для широтного диапазона работы судна и для его фактических скоростей малого, среднего, полного хода.
Перед началом работы на МНК нужно актуализировать все необходимые таблицы, а также подготовить калькулятор и прокладочный инструмент.