Агрегаты питания воздухом двигателей с наддувом
Турбокомпрессоры, применяемые в автотракторных двигателях,
форсированных турбонаддувом, состоят из центробежного комп-
К Вахламо»
рессора и радиально-осевой турбины, установленных На одном
валу (рис. 17.2, а).
Отработавшие газы направляют в подводящую улитку 7 турби-
ны, затем, для повышения скорости, — в суживающийся направ-
ляющий аппарат 9 и подают под углом на лопатки колеса 8 турби-
ны (для привода ее во вращение). Колесо турбины через вал 11
передает вращение колесу 3 компрессора, зафиксированному на
валу гайкой 2. Через впускной патрубок 1 воздух поступает на коле-
со компрессора, где центробежные силы резко увеличивают его
скорость. Затем он выходит в диффузор 13. В нем скорость воздуха
уменьшается, а давление возрастает. Через улиточный сборник 4
воздух поступает в двигатель. Вал 11 вращается с высокой частотой
во втулке 12. Поэтому к ней по каналу ./Г в корпусе б под давлением
подается масло, а для его свободного слива из корпуса имеется
сливное отверстие Б. Для предотвращения попадания масла в тур-
бину и компрессор на валу имеются уплотнительные кольца 5 и 10.
Объемные приводные нагнетатели, применяемые в автотрак-
торных двигателях, могут быть роторно-шестеренчатыми и ротор-
но-пластинчатыми.
Рис 17.2. Нагнетатели воздуха: а — турбокомпрессор; б — приводной роторно-шестеренчатый компрессор; в — приводной роторно-пластинчатый компрессор; 1 — впускной патрубок; 2 — гай- ка; 3 — колесо компрессора; 4 — уметочный сборник; 5 и 10— уплотнительные кольца; 6— корпус; 7— улитка турбины; 8— колесо турбины; 9 — направляю- щий аппарат; 11 — вал; 12— втулка, 13 — диффузор, А — канал; Б — сливное |
Л |
Роторно-шестеренчатыйнагнетателъ типа «Руте» (рис. 17.2, б)
состоит из двух связанных шестернями роторов в форме восьме-
рок, вращающихся в разные стороны. Роторы поочередно захва-
тывают объем свежего заряда, имеющего атмосферное давление,
и выталкивают его в выходную камеру с повышенным давлением.
Для обеспечения уплотнения между роторами, а также между ро-
торами и стенками корпуса создается минимальный зазор. Однако
при больших значениях давления наддува на высоких частотах вра-
щения утечки возрастают, что уменьшает КПД нагнетателя, а мак-
симальная степень повышения давления не превышает 1,6... 1,7.
Роторно-пластинчатый компрессор (рис. 17.2, в) обеспечивает
постепенное сжатие свежего заряда по мере поворота ротора, ко-
торый затем выталкивается во впускной коллектор двигателя. Та-
кой компрессор создает меньший уровень шума, чем роторно-
шестеренчатый. Утечки в нем минимальны из-за того, что пласти-
ны прижимаются к стенке корпуса центробежными силами, а его
производительность растет пропорционально частоте вращения
двигателя. Это хорошо согласуется с работой двигателя по внеш-
ней скоростной характеристике. Однако при повышении частоты
вращения растут потери на трение между пластинами и корпу-
сом, что ограничивает степень повышения давления наддува.
Контрольные вопросы
1. Какие функции выполняет воздухоочиститель?
2. Расскажите об основных видах агрегатов наддува.
3. Назовите возможные виды воздухоочистителей двигателя. Сравните
их между собой.
Глава 18
СИСТЕМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
Общие положения
Система выпуска должна обеспечить отвод и снижение токсич-
ности отработавших газов, а также уменьшение шума процесса
выпуска. В системе могут быть размещены узлы дополнительных
устройств: моторного тормоза, системы эжекции воздухоочисти-
теля, сажеуловителя дизеля и др.
Система выпуска состоит из приемных труб, системы моторного
тормоза, системы щумоглушения (глушителя), нейтрализатора (од-
ного или двух), сажевого фильтра для дизеля и отводной трубы.
Моторный тормоз является обязательным агрегатом современ-
ных грузовых автомобилей. Он приводится в действие системой
рычагов или соленоидом с управлением от педали тормоза. При
его включении заслонка перекрывает поток отработавших газов,
одновременно прекращается подача топлива в цилиндры, и дви-
гатель работает как компрессор. Это приводит к повышению за-
трат энергии на прокручивание двигателя, что повышает эффек-
тивность торможения автомобиля.