Техническая характеристика транспортеров-снегоболотоходов
Параметр | ГТ-С | ГТ-СМ | ГТ-Т |
Масса снаряженного транспортера, т | 3,65 | 3,75 | 8,2 |
Грузоподъемность, т | 1.0 | 1.0 | 2,0 |
Масса буксируемого прицела, т | 2,0 | 2,0 | 4,0 |
Число мест: | |||
в кабине | |||
в платформе (кузове) | |||
Габаритные размеры машины, мм: | |||
длина | |||
ширина | |||
высота | |||
Колея, мм | |||
База, мм | |||
Дорожный просвет, мм | |||
Среднее давление на грунт, МПа | 0,02 | 0,017 | 0,024 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) | 51(70) | 85(115) | 147(200) |
Максимальная скорость движения, км/ч | 45,5 |
корпус, водоизмещение которого достаточно для обеспечения плавучести. Для снижения высоты центра масс и улучшения остойчивости на воде грузовая платформа (скамейки для людей) располагается непосредственно на днище корпуса в задней части машин, а все агрегаты силового привода размещаются в передней части. Движение на плаву осуществляется за счет гусениц.
Для обеспечения хорошей проходимости по снегу и грунтам с невысокой несущей способностью конструкция транспортеров-снегоболотоходов максимально облегчена, а опорная поверхность гусениц по возможности развита. Среднее давление под гусеницами при полной нагрузке составляет 0,017 ... 0,024 МПа. Оно позволяет транспортерам-снегоболотоходам уверенно преодолевать глубокую снежную целину при малом погружении в снег, т.е. с небольшими сопротивлениями качению.
Тяговые лебедки у транспортеров-снегоболотоходов отсутствуют.
Дальнейшим этапом развития транспортно-тяговых машин явилось создание в 60—70-х гг. многоцелевых транспортеров-тягачей, совмещающих в себе одновременно функции и тяговых средств (буксировщиков), и средств транспортирования грузов "на себе". Таким образом, транспортеры-тягачи должны были сочетать качества и транспортных, и тяговых машин. Эту сложную задачу решили путем реализации следующих основных положений:
резкое увеличение грузоподъемности по сравнению с гусеничными тягачами при тех же категориях при одновременном сохранении на одинаковом уровне с тягачами тяговых возможностей;
увеличение максимальных и средних скоростей движения, как одиночных машин, так и машин с прицепами;
значительное увеличение полезного объема кузова (или корпуса) с целью увеличения грузовместимости и возможности перевоза большого количества пассажиров и грузов;
обеспечение в одних и тех же категориях машин, соответствующих транспортерам-снегоболотоходам, одинаковой проходимости, т. е. способности работать по снегу и болотным грунтам, а также преодолевать водные препятствия на плаву;
приспособленность для многоцелевого использования.
Следовательно, транспортеры-тягачи по своим возможностям и назначению значительно отличаются от гусеничных тягачей и гусеничных транспортеров-снегоболотоходов. Их создание было значительным шагом вперед по пути совершенствования транспортно-тяговой техники.
Благодаря созданию транспортеров-тягачей стало возможным решать более широкий круг задач меньшим количеством машин, а приспособление их к работе в экстремальных условиях резко расширило области использования и сделало их составной частью транспортно-технологического комплекса в суровых условиях Севера и Дальнего Востока страны.
Реализация изложенных требований при создании транспортеров-тягачей потребовала новых подходов, как при конструировании машин, так и при их производстве. Требования широкой универсальности в эксплуатации и их экономичности в производстве в определенной мере противоречивы.
Действительно, с точки зрения эксплуатации желательно иметь машину, которая бы работала в широком диапазоне тяговой загрузки и могла бы выполнять функции быстроходной транспортной машины. При этом она должна удовлетворять и требованиям тягача, и требованиям транспортера. Но эти машины принципиально отличаются друг от друга не только по назначению, но и по конструкции.
Создавать универсальную машину с экономической точки зрения нецелесообразно, так как это приводит к ее усложнению и удорожанию в производстве. При этом не исключено, что универсальная машина по ряду эксплуатационных качеств не сможет достичь уровня, присущего специализированным машинам.
Решение было найдено в реализации принципов унификации и функциональной комплектации, т. е. создание таких машин, частичное изменение конструкций которых в сочетании с комплектованием отдельных из них унифицированными системами давало возможность получать машины различного целевого назначения. При этом у базовых машин в зависимости от тягового или транспортного назначения несколько изменялся показатель грузоподъемности или прицепной нагрузки. В этом случае достигается примерно равная нагруженность и ресурс машин.
Характерными транспортерами-тягачами в своих категориях по массе являются ГТ-Му, МТ-Л(МТ-ЛБ), МТ-С и МТ-Т (табл. 1.5).
Характерно, что транспортеры-тягачи по тяговым функциям практически не уступают тягачам, по транспортным — существенно превосходят их (в соответствующих категориях по массе),