Основы управления автомобилем
И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Методические рекомендации
В результате изучения разделов предмета обучаемые должны быть подготовлены к сознательному выполнению приемов безопасного вождения автомобиля, пониманию необходимости соблюдения требований правовых основ, регулирующих отношения на автотранспорте, твердому осознанию своей роли в системе «водитель — автомобиль — среда движения».
Последовательность и сроки изучения тем разделов I и II должны определяться с учетом сроков отработки тем и упражнений по вождению автомобиля, чтобы обеспечить своевременное изучение основ безопасного управления автомобилем и осознанное выполнение их при отработке соответствующих упражнений по вождению.
Теоретические занятия по разделам предмета проводятся преподавателем, а практические и с привлечением мастера производственного обучения вождению в составе учебной группы. Практические занятия по разделу I темы 1 занятие 2-е проводится в автотренажерном классе или с использованием учебных автомобилей, по теме 2 занятие 2-е — на площадке для учебной езды показным методом. При проведении всех форм занятий практиковать разбор типичных дорожно-транспортных происшествий и решение дорожно-транспортных ситуационных задач с использованием кинофильмов и фотоматериалов местных органов Дорожной полиции.
Тематический план по предмету «Основы управления автомобилем и безопасность движения» представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4. Тематический план по предмету «Основы управления автомобилем и безопасность движения»
темы | Наименование темы | Количество часов |
Раздел 1. Основы безопасного управления автомобилем | ||
Техника пользования органами управления автомобилем (в том числе 1 ч ЛПЗ в автотренажерном классе или на учебном автомобиле) | ||
Управление автомобилем в ограниченном пространстве (в том числе 2 ч ЛПЗ на площадке для учебной езды) | ||
Управление автомобилем на перекрестках и пешеходных переходах | ||
Управление автомобилем в транспортном потоке | ||
Управление автомобилем в темное время суток и в условиях ограниченной видимости | ||
Управление автомобилем в особых и сложных дорожных условиях | ||
Итого | ||
Раздел II. Безопасность движения | ||
Дорожно-транспортные происшествия | ||
Эксплуатационные свойства легкового автомобиля | ||
Профессиональная надежность водителя | ||
Основы психофизиологии труда водителя | ||
Этика водителя | ||
Дорожные условия | ||
Итого | ||
Раздел III. Правовые основы | ||
Краткие сведения по «Правовым основам». Право собственности на автотранспортные средства. Страхование ГПО | ||
Административная и дисциплинарная ответственность водителя за нарушение Правил дорожного движения | ||
Уголовная ответственность за автотранспортные преступления | ||
Гражданская ответственность за причиненный вред | ||
Правовая охрана природы | ||
Итого | ||
Итоговое занятие | ||
Всего |
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ
Методические рекомендации
В результате изучения предмета обучаемые должны быть подготовлены к оказанию первой помощи пострадавшим и самопомощи при дорожно-транспортных происшествиях и травмах. Теоретические и лабораторно-практические занятия проводятся врачом или медработником со средним специальным медицинским образованием.
В ходе теоретических занятий обучаемые должны усвоить общие понятия о деятельности организма человека, состояниях, опасных для жизни, а также порядок оказания первой помощи пострадавшим и самопомощи при несчастных случаях на дорогах и травмах.
На лабораторно-практических занятиях обучаемые должны быть обучены выполнению приемов по оказанию первой помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах и при травмах, правилам погрузки и транспортировки их с использованием различных видов транспорта.
При изучении тем предмета преподаватели как на теоретических, так и на лабораторно-практических занятиях должны шире использовать наглядные пособия (плакаты, слайды, медицинские аптечки, муляжи и другое медицинское оборудование).
Тематический план по предмету «Первая помощь пострадавшим» представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5. Тематический план по предмету «Первая помощь пострадавшим»
№ темы | Наименование темы | Количество часов |
Общие положения, основы анатомии и физиологии человека | ||
Состояние, опасное для жизни | ||
Первая помощь при травмах и пострадавшим при несчастных случаях на дорогах | ||
Лабораторно-практические занятия по теме 3 | ||
Последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии | ||
Лабораторно-практические занятия по теме 4 | ||
Алкоголь, наркотики и их вредное влияние на трудоспособность водителя | ||
Итого |
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Методические рекомендации
В результате обучения вождению обучаемые должны уметь управлять легковым автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях, сознательно выполнять Правила дорожного движения, уверенно действовать в сложных дорожных ситуациях и не допускать дорожно-транспортных происшествий.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени по одному из трех вариантов:
Вариант 1 — на автотренажере 8 ч, на автомобиле 24 ч (всего 32 ч), при отсутствии автотренажеров только на автомобиле — 28 ч.
Вариант 2 — по сокращенной программе в объеме 20 ч без отработки тем 1 и 2. До начала обучения проводится контрольное занятие (1 ч) по упражнению 8 темы 2 (за счет времени, отведенного на тему 6).
Вариант 3 — по увеличенной программе (от 2 до 10 ч, а в отдельных случаях и более в зависимости от уровня подготовки после обучения по варианту 1). Темы, упражнения и время, необходимое на их доработку, определяются по показаниям контрольных занятий и внутреннего экзамена.
В целях повышения качества обучения, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого, учебным планом предусматривается проведение двух контрольных занятий на автомобиле: первое — на площадке для учебной езды после отработки тем 1 и 2 (до начала отработки темы 3), в ходе этого занятия проверяется качество отработанных упражнений и определяется готовность обучаемого к вождению автомобиля по городским и загородным дорогам; второе — по дорогам, после отработки тем 3 и 4, в ходе этого занятия проверяется уровень подготовки обучаемого, и выявляются недостатки, которые необходимо устранить при отработке темы 6.
Контрольные занятия на автомобиле проводятся старшими начальниками или наиболее опытными мастерами. Обучаемые, показавшие неудовлетворительные результаты на контрольных занятиях или внутреннем экзамене, по рекомендации администрации учебной организации проходят дополнительное обучение по вождению автомобиля. Темы, упражнения и время на их отработку определяются по результатам контрольных занятий и внутреннего экзамена и согласовываются с обучаемым.
Занятия по вождению начинаются после изучения общего устройства автомобиля и механизмов управления (темы 1 и 15), прохождения первых двух тем по Правилам дорожного движения, основам управления автотранспортными средствами и безопасности движения. Примерная последовательность отработки тем и упражнений по вождению заложена тематическим планом внумерации упражнений по вариантам подготовки (с тренажерной подготовкой и без нее).
Обучение вождению автомобиля проводится мастером производственного обучения вождению индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на автотренажере и автомобиле), который составляется на основе опроса каждого обучаемого. При этом мастер может одновременно обучать: на автотренажере до четырех обучаемых (по числу учебных мест); на автомобиле при отработке упражнении на площадке для учебной езды — не более двух; по дорогам — одного. Мастер на занятии должен иметь: график очередности обучения вождению, план проведения занятия, при вождении по дорогам — схему учебного маршрута.
При обучении вождению с тренажерной подготовкой на автотренажерах отрабатываются следующие упражнения: по теме 1 — 1, 2 и 3-е упр.; теме 3—9 и 10-е упр.; по теме 4—14-е упр. При этом необходимо отрабатывать упражнения тем 1, 2, 3 и 4 последовательно на автотренажере и автомобиле в соответствии с их нумерацией. При необходимости последовательность отработки упражнений может уточняться решением педсовета учебной организации.
При отработке упражнений на площадке для учебной езды необходимо максимально использовать условия для предоставления обучаемым полной самостоятельности по управлению автомобилем, а наблюдение за его действиями мастер осуществляет, находясь вне автомобиля. В начале занятия мастер объясняет порядок и последовательность выполнения задания, а также лично показывает технику выполнения. С начала выполнения упражнения обучаемым мастер находится в учебном автомобиле и руководит его действиями. После двух — трехкратного повторения задания упражнения он предоставляет возможность обучаемому самостоятельно проводить тренировку. При необходимости мастер должен остановить автомобиль, провести частный разбор с указанием допущенных ошибок, повторно провести показ техники выполнения упражнения в полном объеме или по тем пунктам, где допущены ошибки.
После отработки всех упражнений тем 1 и 2 проводится контрольное занятие, в ходе которого определяется готовность обучаемого к вождению автомобиля по дорогам. При необходимости проводится дополнительное дообучение за счет частичного или полного использования времени темы 6.
Для отработки упражнений вождения автомобиля по дорогам с малой и большой интенсивностью движения должны быть подобраны маршруты (в соответствии с заданиями) для отработки каждого упражнения. Подобранные учебные маршруты согласовываются с местными органами Дорожной полиции На все согласованные учебные маршруты разрабатываются схемы учебных маршрутов с указанием их особенностей. Преподавателями Правил дорожного движения, основ управления автомобилем и безопасности движения совместно с мастерами производственного обучения вождению на каждый из учебных маршрутов разрабатываются ситуационные задачи, которые отрабатываются обучаемыми во время вождения автомобиля. Результаты решения этих задач обучаемыми мастер сообщает преподавателю для учета при дальнейшем изучении правил и основ безопасности дорожного движения.
На занятиях по вождению автомобиля на дорогах мастер производственного обучения вождению при постановке задачи на отработку упражнения объявляет: тему и задания упражнения, цель занятия, последовательность выполнения упражнения, особенности маршрута и расстановки дорожных знаков, интенсивность движения транспорта на дороге и скоростной режим. При отработке упражнений на дорогах обучаемые несколько раз повторяют задания упражнения в пределах времени, отведенного на данное занятие. Отработка более одного упражнения в течение учебного дня не рекомендуется.
В ходе обучения вождению по дорогам мастер должен требовать от обучаемого точного соблюдения требований Правил дорожного движения и Основ управления автомобилем и безопасности движения, развивать у них умение постоянно анализировать дорожную обстановку, прогнозировать развитие дорожных ситуаций и принимать оптимальные решения по управлению автомобилем в короткие сроки.
Во время вождения, при необходимости, мастер может делать отдельные замечания обучаемому в движении. Грубые ошибки техники вождения, нарушения скоростного режима, Правил и Основ безопасности дорожного движения разбирает только после остановки автомобиля. В случае возникновения аварийной ситуации мастер должен вмешаться в действия обучаемого и предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
Для привития практических навыков в проведении контрольного осмотра перед выходом автомобиля в рейс и выполнении работ по ежедневному техническому обслуживанию после возвращения из рейса обучаемые привлекаются к их проведению в дни отработки упражнений по вождению, что необходимо предусматривать в графике обучения вождению.
Индивидуальный учет проведенных занятий ведется мастером производственного обучения вождению в индивидуальной книжке учета вождения, которая хранится у обучаемого и предъявляется им по прибытии на занятие. Сводный учет вождения ведется в журнале учета занятий учебной группы, а также по результатам выполненных работ по КО и ЕТО.
Тематический план по предмету «Вождение» представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6. Тематический план по предмету «Вождение»
№ темы | Наименование темы | Количество часов | |||||||||
Номера упражнений | |||||||||||
С тренажерной подготовкой | Подготовка только на автомобиле | ||||||||||
Всего | На тренажере | На учебном автомобиле | Всего | На учебной площадке | По дорогам | ||||||
На учебной площадке | По дорогам | ||||||||||
Начальное обучение | - | - | |||||||||
1,2,3 | 3,4 | 1,2,3 | |||||||||
Вождение в ограниченных проездах | - | - | - | ||||||||
5,6,7,8 | 5,6,7,8 | ||||||||||
Вождение по дорогам с малой интенсивностью движения | - | - | |||||||||
9,10 | 11,12,13 | 10,11,12,13 | |||||||||
Вождение по дорогам с большой интенсивностью движения | - | - | |||||||||
15,16,17, 18,19,20 | 15,16,17, 18,19,20 | ||||||||||
Вождение по дорогам в темное время суток | - | - | - | ||||||||
Совершенствование навыков вождения в различных условиях | - | 1-2 | 1-2 | 1-2 | 1-2 | ||||||
По показаниям контрольных занятий | По показаниям контрольных занятий | ||||||||||
Контрольные занятия | мин | мин | мин | мин | мин | мин | |||||
Экзамены: | |||||||||||
внутренний | мин | мин | мин | мин | мин | мин | |||||
в УДП | мин | мин | мин | мин | мин | мин | |||||
Итого | 6-8* | 15-17* | 8-10* | 17-19* | |||||||
Примечания: 1. В числителе указано время (в часах), в знаменателе — номера упражнений.
2. При отработке темы 6 необходимое время для совершенствования навыков вождения автомобиля «на площадке для учебной езды» и «по дорогам» определяется мастером производственного обучения вождению по результатам контрольных занятий в пределах установленного времени на тему.
* В итоговой строке по видам учебной езды время указано без учета отведенного на контрольные занятия и экзамены.
Порядок выполнения работы
1. Ознакомиться с Тематическими планами предметов "Учебного плана подготовки водителей транспортных средств категории «В»" и методическими рекомендациями.
2. Подготовить шаблон Приложения 1 - «Прохождение тем программы» для распределения тем предметов Учебного плана.
3. Произвести распределение тем предметов Учебного плана. В числителе указывается тема, в знаменателе – количество часов в этот учебный день. Количество часов по каждой теме должно соответствовать тематическому плану.
4. Произвести проверку на предмет соответствия количества распределенных учебных часов Учебному плану.
Контрольные вопросы:
1. Какой метод обучения является основным при изучении устройства и ТО автомобиля?
2. Рекомендации при планировании теоретических и практических занятий.
3. Методические рекомендации при проведении занятий по предметам Учебного плана подготовки водителей категории «В»
Практическая работа №3
Оформление расписания занятий учебной группы и графика очередности обучения вождению автотранспортных средств
Цель работы: научиться составлять расписание занятий учебной группы по подготовке водителей транспортных средств категории «В».
Содержание работы: руководствуясь тематическими планами по предметам «Учебного плана подготовки водителей категории «В» составить расписания занятий учебной группы по подготовке водителей транспортных средств категории «В» с указанием места проведения занятий и график очередности обучения вождению автотранспортных средств.