Обеспечение эвакоперевозок автомобильным транспортом
1. Основной задачей автомобильного транспорта по обеспечению эвакоперевозок является вывоз населения городов, сельских населенных пунктов в районы временного или постоянного проживания, или на пункты пересадки на другие виды транспорта.
Эта задача решается всеми автотранспортными средствами предприятий автомобильного транспорта общего пользования, ведомственных предприятий, а также привлечением автотранспортных средств кооперативов, арендных и других предприятий.
2. Эвакуация населения автомобильным транспортом может осуществляться двумя способами:
- прямой перевозкой людей из зон опасности непосредственно в конечные пункты эвакуации;
- поэтапной перевозкой людей с пересадкой их в промежуточных эвакуационных пунктах (ПЭП).
Планирование автотранспортного обеспечения эвакуации осуществляется с целью оптимального распределения усилий всех участвующих в процессе эвакуации транспортных средств, организованных действий автомобильного транспорта и своевременного вывоза населения из опасных районов.
Исходными данными для составления планирующих документов являются:
- задание руководителям автотранспортных формирований (АТФ) на эвакуацию населения по возможным вариантам возникновения и развития аварий, катастроф, вероятных стихийных бедствий;
- выписки из планов эвакуации и ее обеспечения;
- документы, определяющие порядок взаимодействия с эвакуируемыми объектами, местными органами управления и другими видами транспорта.
5. Планирование начинается с изучения директивных документов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подчиняются руководители автотранспортных формирований, заданий на осуществление автотранспортных перевозок, уяснения полученной задачи, условий взаимодействия и всестороннего обеспечения.
6. В решении руководителей автотранспортных формирований должны быть отражены:
- порядок действий сил при угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий или при внезапном их возникновении;
- направления (объекты), на которых должны быть сосредоточены основные силы АТФ, способы эвакоперевозок на основных направлениях и этапах эвакуации, распределение автотранспортных формирований по объектам эвакуации;
- очередность вывоза населения и материальных ценностей, пункты и порядок погрузки на автомобильный транспорт и выгрузки с него, порядок взаимодействия с другими видами транспорта, основы обеспечения и технического прикрытия дорог, состав пунктов управления, порядок их развертывания и меры по поддержанию устойчивого управления.
На основе принятого решения разрабатываются планы и проводятся необходимые расчеты, отрабатываются и согласовываются вопросы, требующие взаимоувязки с другими аварийно-спасательными службами и местными эвакуационными комиссиями.
7. План автотранспортного обеспечения со всеми необходимыми приложениями, календарный план и другие документы, определяющие порядок действий формирований АТФ и управления ими, разрабатываются руководителями АТФ и утверждаются руководителем органа исполнительной власти соответствующего уровня республики, края, области (района, города).
При необходимости планирующие документы должны своевременно уточняться и обновляться, их содержание должно быть конкретным, обеспечивающим эффективные действия службы и устойчивое управление ее формированиями.
8. Календарный план основных мероприятий по приведению АТФ в готовность и осуществления эвакуации населения является основным документом оперативного управления процессом автотранспортного обеспечения эвакуации. Календарным планом определяется перечень основных мероприятий, которые излагаются в хронологической последовательности, определяются номенклатура и объем затрат материальных средств, количество привлекаемых средств и сроки исполнения, ответственные за выполнение каждого мероприятия.
Календарным планом предусматривается выполнение конкретных мероприятий приведения АТФ в готовность и осуществление эвакуации по основным вариантам возможного развития событий при возникновении аварий и стихийных бедствий.
9. Основные планирующие документы по применению АТФ дополняются пояснительными записками, схемами, расчетами, таблицами и другими поясняющими документами. К таким документам могут быть отнесены: план (расчет) использования автомобильных колонн, схема оповещения: сбора личного состава управления АТФ, схема управления АТФ, расчет на обеспечение ГСМ автомобильного транспорта, используемого при эвакуации населения, план технического прикрытия (схема и пояснительная записка к ней), структура, количественный и персональный состав отделений, групп управления АТФ, график движения автоколонн (автосанитарных отрядов) и другие документы.
10. План дорожного обеспечения составляется, как правило, к плану автотранспортного обеспечения или как самостоятельный документ, определяющий содержание и порядок выполнения мероприятий по подготовке маршрутов эвакуации специально назначенными для этого силами.
Планом дорожного обеспечения эвакуации населения предусматривается объем, последовательность и порядок выполнения мероприятий по восстановлению и развитию дорожной сети, расчет потребностей в технических и материальных средствах, порядок управления и другие вопросы.
11. Для организованного осуществления автотранспортных перевозок и создания условий устойчивого управления ими на всех этапах эвакуации создаются специальные автомобильные формирования: автомобильные колонны (АК), автосанитарные отряды (АСО), группы частного транспорта, другие формирования.
12. При достаточно надежно организованном линейном (диспетчерском) управлении и техническом прикрытии эвакуация может осуществляться группами, звеньями и отдельными машинами, что в целом ускоряет процесс эвакуации, исключая необходимость ожидания погрузки на все машины АК и проведение других оргмероприятий, связанных с обеспечением безопасности и надежности управления колонной в движении.
13. Автомобильные колонны и отряды формируются на основе автотранспортных предприятий общего пользования и других отраслей народного хозяйства, а также автотранспортных средств кооперативов, арендных и других хозяйств.
14. Организационно АК и АСО входят в группировку сил нештатных аварийно-спасательных формирований (территориальных) соответствующего административно-территориального звена.
АТФ районов, городов, области имеют в качестве основной задачи организационно объединять автотранспортные средства упомянутых административных образований в единую автотранспортную систему в целях их организованного массированного использования в условиях чрезвычайной ситуации по единому замыслу и плану.
15. Для управления АК, АСО и организации взаимодействия их с другими видами транспорта и всестороннего обеспечения автотранспортного процесса в период проведения широкомасштабных и массовых эвакомероприятий создается управление АТФ.
16. Управление АТФ возлагается на руководителей органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Оперативное руководство, а также формирование, обучение, проверка готовности и планирование применения сил и средств АТФ осуществляются руководителями автотранспортных предприятий, на базе которых данные формирования созданы.
17. АТФ районов формируются на базе наиболее крупных и развитых автотранспортных предприятий (как правило. АТП общего пользования). АТП других ведомств в соответствии с их численным составом, производственным профилем формируют АК и АСО, звенья и группы автомашин и содержат их в готовности к включению в состав АТФ установленным порядком. Ответственность за техническую готовность автотранспортных средств и их организационное оформление в автомобильные формирования согласно действующим расчетам несут руководители автохозяйств и других предприятий, организаций, в чьем распоряжении находятся автосредства.
18. АК и АСО формируются с учетом сложившихся производственных структур (автоколонн, бригад, отрядов и т.п.) с тем чтобы достичь максимальной сплоченности и управляемости за самое короткое время. В составе АК и АСО целесообразно иметь автотранспортные средства одного класса и эксплуатационно-технических возможностей и требований (скорости, проходимости, защищенности от РВ и АХОВ, вида и марки потребляемого топлива, формы и объема кузова и т.д.). Другие классы автомашин могут включаться в состав АК и АСО в качестве специальных вспомогательных и обслуживающих, дополняющих их транспортные возможности.
19. Автотранспортные формирования на период их работы по эвакуации населения из зон радиоактивного или химического заражения обеспечиваются средствами управления, а их личный состав – средствами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, средствами защиты и специальной обработки.
20. Состав, структура формирований АТФ, их численность и группировка, конкретные задачи формирований, порядок действий, вопросы управления, взаимодействия и обеспечения возлагаются на руководителей органов исполнительной власти области, города, района, субъекта РФ, органов местного самоуправления.
21. Подготовка автотранспортных формирований к выполнению своих задач и проверка их готовности осуществляются руководителями автопредприятий, другими руководящими органами. Они ведутся целенаправленно, исходя из содержания предстоящих задач и ожидаемых условий их выполнения, планомерно и постоянно с учетом необходимости поддержания готовности формирований к проведению эвакомероприятий в отводимые им сроки.
22. Предприятия-формирователи АТФ районов и предприятия-поставщики автотранспорта назначаются органами местного самоуправления. К АТФ приписываются автотранспортные средства и другие необходимые техника и имущество, не подлежащие поставке в ВС РФ, а также водители, освобожденные от призыва в армию. Автоколонны, назначенные для укомплектования воинских частей на случай войны, могут привлекаться для эвакуации населения из опасных районов по согласованию с органами, осуществляющими мобилизацию.
Количество приписанных к службе водителей должно быть больше количества автотранспортных средств в 1,6-2 раза.
23. Сбор автотранспортных формирований осуществляется на базовом предприятии по установленному сигналу или распоряжению. Основанием к сбору АК, АСО является решение руководителя исполнительной власти субъекта Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления на проведение эвакомероприятий. Автотранспортные формирования по установленному сигналу (распоряжению) сосредотачиваются в назначенном месте в готовности к выполнению своих задач согласно действующим планам и заданиям. Все средства, предназначенные для обеспечения автономных действий автотранспортных формирований, поступают в их распоряжение согласно расчетам по материальному обеспечению и техническому прикрытию.
24. Прибывшие по установленным сигналам (распоряжениям) автотранспортные средства проходят техническую проверку, дооборудуются и экипируются нужным имуществом. При необходимости уточняются организационные расчеты автотранспортных формирований. На неисправные и непригодные для выполнения предстоящих задач автотранспортные средства составляется рекламация. Она направляется вместе с непригодными автотранспортными средствами на предприятие (в организацию) с требованием замены в установленные сроки.
25. О готовности автотранспортного формирования его начальник докладывает руководителю органа местного самоуправления. С поступлением доклада руководителю органа местного самоуправления автотранспортное формирование считается готовым к выполнению своей задачи. При необходимости для действий на самостоятельном направлении при выполнении автотранспортных задач, требующих значительных сил, АК сводится в группу колонн (бригады) под руководством создаваемого в этом случае органа управления группы (бригады).
26. Решение на привлечение автомобильного транспорта к эвакуации из зон заражения (загрязнения) принимают руководитель исполнительной власти субъекта Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления и на основе принятых решений отдают распоряжение непосредственно руководителям предприятий с одновременным уведомлением местных отраслевых органов.
Руководители АТП, получившие распоряжения, организуют сосредоточение автотранспорта на предприятиях-формирователях автомобильных колонн (отрядов), их организационное оформление, необходимое техническое обслуживание и оборудование автотранспортных средств для предстоящих перевозок.
27. Руководители АТФ организуют получение и выдачу водителям предусмотренных средств индивидуальной и медицинской защиты, радиационной (химической) разведки и дозиметрического контроля, средств связи и управления.
28. На основе имеющихся радиосредств организуется радиосеть управления АТФ района, радионаправление связи с АТФ в области (крае), а при необходимости и радиосети (радионаправления) взаимодействия (с другими видами транспорта, эвакуируемыми объектами и АК (группами АК), АСО, которым предстоит действовать на отдельных направлениях и решать особые автотранспортные задачи.
29. Территориальные органы МЧС России осуществляют контроль за приведением в готовность автотранспортных средств, их организационным оформлением, всесторонним обеспечением, организацией управления колоннами (отрядами) согласно действующим нормативам.
30. Автотранспортные колонны и автосанитарные отряды направляются на сборные эвакуационные пункты, пункты посадки (погрузки), на предприятия, подлежащие эвакуации, под руководством начальников колонн (отрядов), а на небольшие предприятия, населенные пункты, учреждения – отдельными звеньями, группами машин.
31. Руководят посадкой населения местные органы власти, отвечающие за его эвакуацию. Начальники автотранспортных колонн, звеньев, групп отвечают за соблюдение эксплуатационных норм и правил посадки людей и погрузки материальных средств, мер безопасности, условий защиты людей и грузов от химического или радиоактивного заражения при их вывозе из зон заражения (загрязнения) и зон химической (радиационной) опасности.
32. В случае необходимости вывоза населения из города автотранспортные колонны прибывают в места погрузки, удобные для сосредоточения населения: на центральные площадки, к наиболее людным скверам, паркам, административным зданиям, основным промышленным предприятиям, железнодорожным вокзалам и портам. Население прибывает к местам погрузки городским или личным транспортом, а из ближайших мест проживания – пешим порядком. Расчет на посадку людей и погрузку материальных ценностей, исходя из конкретно складывающейся обстановки на СЭП, осуществляют члены эвакуационной комиссии.
33. При эвакуации населения из зон РЗ со сложившейся радиационной обстановкой посадка пассажиров и погрузка домашних вещей осуществляется непосредственно у подъездов домов.
34. Эвакуация населения в особых условиях (ночью, зимой, в туман, дождь, снегопад) осуществляется с учетом особенностей упомянутых условий.
Ночью организуется освещение мест посадки пассажиров, погрузки грузов, наиболее опасных участков маршрутов: мостов, перекрестков, узлов дорог и т.д. Движение производится на пониженной скорости. Для управления колонной устанавливаются световые сигналы. Регулирование движения осуществляется увеличенным нарядом.
Зимой норма посадки пассажиров на автотранспорт может быть меньше номинальной, а перевозка пассажиров в открытом автотранспорте – только в крайних случаях и без детей, лиц престарелого возраста и больных.
В туман, дождь, снегопад принимаются меры к исключению автотранспортных происшествий по причине ограниченной видимости и усложнения условий управления автотранспортом.