Конструкция железнодорожного пути
Конструкция железнодорожного пути
Составные части пути
Железнодорожный путь предназначен для безопасного движения поездов с заданными и перспективными нагрузками от колесных пар подвижного состава на рельсы и скоростями движения.
Железнодорожный путь состоит из верхнего и нижнего строений. Различают несколько видов верхнего строения пути:
- лежащее на земляном полотне (далее, верхнее строение);
- применяемое на мостах (мостовое полотно);
- находящееся в тоннелях.
К верхнему строению относятся следующие элементы:
- рельсы,
- скрепления,
- шпалы,
- балласт,
- конструкции для соединения и пересечения путей.
К нижнему строения относятся:
- земляное полотно,
- мосты,
- тоннели.
Дефекты рельсов
По мере наработки тоннажа в процессе эксплуатации в рельсах накапливаются различные повреждения, деформации, усталостные дефекты, вследствие чего снижается их надежность, чаще возникают отказы и возникает необходимость снижения скоростей или прекращения движения поездов.
Основными видами повреждений, деформаций и дефектов рельсов являются трещины, отслоения, выкрашивания, смятия, истирания, наплывы, коррозия металла, механические повреждения рельсов в виде изгибов, пробуксовин, выкола головки или подошвы, внутренние усталостные дефекты в металле рельса и др.
Дефектный рельс – это рельс, у которого в процессе эксплуатации произошло, как правило, постепенное снижение служебных свойств ниже нормативного уровня, однако еще обеспечивается безопасный пропуск поездов, хотя в ряде случаев уже требуется ограничение скорости движения. Такие рельсы заменяются в плановом порядке. Режим их эксплуатации до момента устранения дефектов или планового изъятия решается в зависимости от конкретных условий.
Остро дефектный рельс – это рельс, представляющий прямую угрозу безопасности движения из-за возможного разрушения под поездом или схода колес с рельсов из-за его дефекта. После обнаружения остро дефектный рельс заменяется немедленно. До его замены движение поездов прекращается.
По дефектности рельсы подразделяются на 9 групп:
- отслоения и выкрашивания металла на поверхности катания;
- поперечные трещины в головке рельса и изломы;
- продольные трещины в головке;
- смятие и неравномерный износ головки;
- дефекты и повреждения шейки;
- дефекты и повреждения подошвы;
- изломы по всему сечению подошвы;
- изгибы рельсов;
- прочие дефекты.
Причины отказов рельсов можно разделить на две группы:
- эксплуатационные – от неудовлетворительного содержания пути и состояния подвижного составав;
- заводские – дефекты, возникшие при изготовлении рельсов.
Все дефекты имеют соответствующий код.
Рельсовые скрепления
Скрепления делятся на две группы – промежуточные и стыковые. Промежуточные скрепления соединяют рельсы с их опорами, а стыковые – рельсы друг с другом.
Промежуточные скрепления должны:
- длительно обеспечивать неизменность ширины колеи;
- допускать регулировку положения рельсовых нитей по высоте и в плане;
- надежно закреплять рельсы от угона;
- должны обладать пружинящими свойствами (пружинностью), обеспечивая оптимальную пространственную упругость пути и надежную упругую связь рельсов с опорами;
- иметь минимум деталей, быть простыми, надежными и недорогими в изготовлении, удобными при монтаже и эксплуатации;
- быть экономичными.
Стыковые скрепления должны обеспечить:
- надежность соединения рельсов;
- на электрифицированных участках и участках, оборудованных автоблокировкой, - наименьшее сопротивление прохождению электрического тока;
- на границах блок-участков воспрепятствовать прохождению сигнального тока.
Общие требования к обеим группам скреплений:
- быть малодетальными, простыми и удобными в изготовлении, монтаже, содержании;
- обладать большим сроком службы;
- обеспечить экономическую эффективность конструкции верхнего строения пути.
Стыками называют места соединения рельсов друг с другом. По конструкции различают стыки:
- болтовые,
- электроизолирующие,
- сварные.
В болтовых стыках между концами рельсов, прикрытых накладками, оставляют зазоры для возможных изменений длин обоих рельсов при изменении их температуры. Максимально допустимая величина зазора при рельсах длиной 25 м – 22 мм, при рельсах длиной 12,5 м – 18 мм.
Электроизолирующие стыки укладываются на границах блок-участков. Их назначение не пропускать электрический ток (сигнальный и обратный тяговый) с одной рельсовой цепи к другой. Такие стыки устанавливаются в створе с входными, выходными, проходными и маневровыми светофорами, а также на стрелочных переводах. Сдвижка изолирующих стыков относительно светофора допускается до 10,5 м по направлению движения и до 2 м против движения.
Сварные стыки обычно образуются электроконтактной или алюмотермитной сваркой при изготовлении бесстыковых рельсовых плетей из рельсов стандартной длины (25 м).
Деревянные шпалы и брусья
Основными достоинствами деревянных шпал и брусьев являются:
- хорошая упругость;
- простота формы, изготовления и эксплуатации (транспортировка, смена, прикрепление рельсов, изменение ширины колеи и т.п.);
- хорошее сцепление со щебнем;
- сравнительно небольшая масса (около 70 кг);
- большое электрическое сопротивление.
Недостатки деревянных шпал и брусьев:
- малый срок службы из-за гниения, механического износа и растрескивания (около 15 лет);
- большой расход дефецитной древесины (на 1 км пути около 2 га леса с деревьями диаметром 26-28 см возраста 80-100 лет);
- неоднородность упругости пути по длине из-за разных размеров шпал.
Основными породами для шпал и брусьев могут быть сосна, ель, пихта, лиственница, кедр и береза. Н отечественных дорогах шпалы изготавливаются в основном из хвойных пород.
По форме поперечного сечения шпалы подразделяются на 3 группы (рис. 4.5а):
- обрезные – пропилены четыре стороны;
- полуобрезные – пропилены три стороны;
- необрезные – пропилены две противоположные стороны (пласти шпалы).
Переводные брусья изготавливаются двух видов (рис. 4.5б):
- обрезные – пропилены четыре стороны (на мостах используются только обрезные брусья);
- необрезные – пропилены две противоположные стороны.
а) | |
б) |
Рис. 4.5. Поперечное сечение деревянных шпал (а) и переводных брусьев (б):
шпалы: 1 – обрезные; 2 – полуобрезные; 3 – необрезные;
брусья: 4 – обрезные; 5 – необрезные
h – толщина; b, b' – ширина верхней пласти; b1, b2 – ширина нижней пласти
Длина деревянных шпал 275 см. По индивидуальному заказу для линий с высокой грузонапряженнностью поставляются шпалы длиной 280 см, а на участках совмещенного движения с разной шириной колеи (1520 мм и 1435 мм вблизи границ государств Западной Европы) укладывают шпалы длиной 300 см.
Количество шпал на 1 км пути называется эпюрой шпал. Обычно эпюра составляет 1840 шпал/км. Усиленная эпюра – 2000 шпал/км; присутствует в кривых участках, на мостах, в тоннелях, при использовании бесстыкового пути.
Длина стрелочных брусьев изменяется от 3 до 5,5 м (удвоенная длина шпалы) с шагом 0,25 м. Длина мостовых брусьев обычного сечения – 3,25 м. Чем больше расстояние между осями продольных балок или ферм моста, тем больше должно быть поперечное сечение мостовых брусьев и их длина.
Области применения деревянных шпал:
- звеньевой путь, особенно в кривых малых радиусов (менее 300 м), где необходимо уширение колеи до 1530 и 1535 мм;
- новостройки с нестабилизированным земляным полотном, особенно на вечномерзлых и болотистых основаниях;
- участки с пучинообразованием;
- засоряемые участки, где периодичность ремонтов пути, связанных с очисткой щебеночного балласта, всего 2-3 года;
- высокогрузонапряженные участки (более 80-100 млн. ткм брутто/км в год), где применение бесстыкового пути с железобетонными шпалами малоэффективно.
Конструкция железнодорожного пути
Составные части пути
Железнодорожный путь предназначен для безопасного движения поездов с заданными и перспективными нагрузками от колесных пар подвижного состава на рельсы и скоростями движения.
Железнодорожный путь состоит из верхнего и нижнего строений. Различают несколько видов верхнего строения пути:
- лежащее на земляном полотне (далее, верхнее строение);
- применяемое на мостах (мостовое полотно);
- находящееся в тоннелях.
К верхнему строению относятся следующие элементы:
- рельсы,
- скрепления,
- шпалы,
- балласт,
- конструкции для соединения и пересечения путей.
К нижнему строения относятся:
- земляное полотно,
- мосты,
- тоннели.