Порядок выполнения практических работ
1. Практические задания, предусмотренные рабочей программой, следует выполнять в тетради для практических работ. Перед выполнением практической работы необходимо указать тему практического занятия.
2. Все практические задания, не выполненные на уроке, должны быть выполнены во внеурочное время.
К промежуточной аттестации в форме зачета по дисциплине «Охрана труда» студент допускается при условии выполнения большей части (80%) предусмотренных программой практических работ на оценку не ниже «удовлетворительно».
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1.Графкина М.В. Охрана труда: Автомобильный транспорт: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /М.В. Графкина.- 2-е изд., перераб.- М.: Издательский центр "Академия", 2015г
Дополнительные источники:
1. Инструкции по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей на различные виды работ.
2. Инструкции по охране труда для операторов АЗС.
3. Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда для работников стационарных и передвижных автозаправочных станций, нефтебаз и складов ГСМ. – НЦ Энас, 2007 г.
4. Арустамов Э.А. Охрана труда: учебник для среднего профессионального образования, М. «Дашков и К», 2007 г.
5. Виноградов В.М., Бухтеева И.В. и др. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей: Учебное пособие – М.: Академия, 2009 г.
6. Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте: учебное пособие для нач.проф.образования /В.С. Кланица.-2-е изд., перераб.- М.: Издательский центр "Академия", 2009 г.
7. Чумаченко Ю., Ефимова Г., Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте: учебник, Р/н Дону, «Феникс», 2001 г.
8. Пособие по безопасной работе на автозаправочных станциях. – НЦ Энас, 2007 г.
Интенет-ресурсы:
1. Охрана труда в России. (Электронный ресурс). www.tehdoc.ru .
2. Инструкция по охране труда для оператора автозаправочной станции. (Электронный ресурс): www.gostrf.com/Basesdoc/46/46404/index.htm .
3. Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей. (Электронный ресурс).http://forca.ru/instrukcii/dolzhnostnye/instrukciya-po-ohrane-truda-dlya-slesarya-po-remontu-avtomobilei.html
4. Сайтhttp://www.ohranatrud.ru
5. Сайт http://www.niiot.ru/
6. Сайт www.labstend.ru.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Раздел 1. Охрана труда на автомобильном транспорте
Тема 1.1. Основы законодательства об охране труда
Практическая работа № 1. Расследование несчастных случаев, их оформление и учет (систематизация материала).
Время выполнения 1час.
Порядок выполнения работы
1. Изучить общие положения по учебному пособию– Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте, стр 38-42
2. Заполнить таблицы и графы в отчете (прилагаемый лист).
Количество ответов должно соответствовать количеству строк или отбивок.
1) Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве определяет: __________
2) Положение распространяется на:
3) При возникновении несчастного случая работодатель обязан:
4) Комиссия по расследованию несчастных случаев состоит из:______
Раздел 1. Охрана труда на автомобильном транспорте
Тема 1.2.Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
Практическая работа № 2. Систематизация классификации веществ и объектов по пожарной безопасности.
Время выполнения 2 часа.
Порядок выполнения работы
1. Изучить общие положения по учебному пособию– Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте. стр. 142-145
2. Дать определения, заполнить таблицы и графы в отчете (прилагаемый лист).
1) Лекгоковоспламеняемость веществ–это….
2) Трудновоспламеняемость веществ–это….
3) Горючие вещества– это….
4) Классификация помещений АТП по взрывоопасности:
Категория | Производственные помещения |
А | |
Б | |
В | |
Г | |
Д | |
Е |
5) Классификация помещений АТП по огнестойкости:
Категория | Производственные помещения |
I | |
II | |
IIIа | |
IIIб | |
III | |
IV | |
IV | |
V |
Раздел 1. Охрана труда на автомобильном транспорте
Тема 1.2.Требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
Практическая работа № 3. Ситуационный метод анализа несчастных случаев.
Время выполнения 1 час.
Порядок выполнения работы
1. Изучить общие положения.
2. Составить на основе приведенных типичных ситуаций травматизма на АТП примеры несчастных случаев и разобрать их по схеме причинно-следственных связей.
Общие положения
Общая схема ситуационного анализа несчастного случая:
1. Как произошел несчастный случай? Описание динамики ситуации.
2. Причины несчастного случая.
3. Что в данном случае типично повторяется?
4. Что мог сделать каждый для предотвращения несчастного случая?
5. Что необходимо сделать для предотвращения в дальнейшем подобных
случаев?
При составлении схемы причинно-следственной связи несчастного случая следует указать:
1. Предпосылка травмы - ошибка или нарушение, совершенное работающим до начала действия.
2. Момент повышения опасности - ошибки или нарушения нет, но условия работы создают повышенную опасность.
3. Причина - ошибка или нарушение, совершенное работающим во время действия.
4. Следствие - ошибка или нарушение, совершенное работающим на последующей стадии развития ситуации, или опасное развитие ситуации в результате предыдущего действия.
5. Результат- характеристика травм работающего.
После схемы причинно-следственной связи несчастного случая необходимо дать рекомендации по предотвращению травмы.
Пример: Водитель на автобусе ЛиАЗ-677 произвел пуск двигателя и начал его прогрев. Автобус не был заторможен стояночным тормозом, а контроллер после пуска двигателя был установлен в положение «передача включена».
В результате прогрева число оборотов двигателя возросло, автоматически включилась передача и автобус начал самопроизвольное движение. В момент, предшествующий самопроизвольному движению, водитель начал устанавливать зеркало заднего вида и не заметил самопроизвольного движения автобуса, был прижат к стоящему рядом автобусу и получил смертельную травму.
I. Ккакой типичной ситуации травматизма относится данный несчастный случай?
Приведенный несчастный случай относится к типичной ситуации травматизма — самопроизвольное движение автомобиля с невыключенным двигателем.
II. Какие типичные предпосылки характерны для травмы данной
ситуации?
Типичные предпосылки таковы:
- незаторможенность автомобиля стояночным тормозом во время остановки;
- неполное использование имеющихся на автомобиле тормозных средств для затормаживания автомобиля во время работы под ним.
Ш. Какие типичные причины характерны для травм данной ситуации?
Типичные причины таковы:
- неисправность стояночного тормоза;
- самопроизвольное движение автомобиля.
IV. Схема причинно-следственной связи приведенного несчастного случая:
1) предпосылка травмы - автобус не был заторможен стояночным тормозом;
2) момент повышенной опасности:
- нахождение водителя между автобусами в момент самопроизвольного движения одного из них;
3) причины травмы:
- самопроизвольное движение автомобиля;
4) следствие - в результате самопроизвольного движения автобуса водитель был прижат этим автобусом к другому;
5) результат - смертельная травма водителя.
V. Рекомендации по предотвращению травм, относящихся к данной типичной ситуации:
1. Водитель при остановке автомобиля с выходом из кабины предварительно должен его затормозить ручным тормозом и включением низшей передачи.
2. Во всех случаях ремонта автомобиля в целях исключения самопроизвольною движения необходимо затормозить автомобиль стояночным тормозом, включением низшей передачи и поставить под колеса упоры (башмаки).
3. Перед каждым выездом на автомобиле водитель обязан проверить исправность стояночного тормоза.
Типичные ситуации травматизма на предприятиях автомобильного транспорта:
- самопроизвольное опускание кузова самосвала;
- падение вывешенного автомобиля с временной опоры;
- падение груза на работающего;
- самопроизвольное движение автомобиля или прицепа при сцепке - расцепке;
- наезд транспортного средства на территории АТП;
- наезд автомобиля на работника, оказывающего помощь водителю, «регулировщика»;
- трогание автомобиля с места, когда под ним работают люди;
- самопроизвольное движение автомобиля с включенным двигателем и передачей;
- вылетание стопорного кольца при накачивании или монтаже шин;
- пожары от воспламенения паров легковоспламеняющихся жидкостей и короткого замыкания в электроцепях автомобиля;
- поражение работающих электрическим током;
- отравление водителей окисью углерода из отработавших газов;
- отравление или химический ожог работающего жидкостью.
Раздел 1. Охрана труда на автомобильном транспорте
Тема 1.3. Безопасность труда при работе с эксплуатационными материалами.
Практическая работа № 4.Требования безопасности при мойке автомобилей, агрегатов, деталей.
Время выполнения 1 час.
Порядок выполнения работы
1. Изучить общие положения.
2. Продолжить предложения в контрольных вопросах.
Общие положения
1. При мойке автомобилей, агрегатов и деталей обязательно соблюдение следующих требований:
мойка должна производиться на специально отведенных местах; при механизированной мойке автомобилей рабочее место мойщика должно располагаться в водонепроницаемой кабине;
пост открытой шланговой или ручной мойки должен располагаться в зоне, изолированной от открытых токонесущих проводников и оборудования, находящихся под напряжением;
на участке или посту мойки проводка, источники освещения и электродвигатели должны быть выполнены в герметичном исполнении;
электроуправление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (не выше 42 В);
площадки для мойки автомобилей должны иметь уклон в сторону приемных колодцев и лотков, расположение которых должно исключать попадание сточных вод (от мойки) на территорию организации;
посты мойки должны отделяться от других постов глухими стенами с пароизоляцей и водоустойчивым покрытием.
2. Допускается электропитание магнитных пускателей и кнопок управления моечных установок напряжением 220 В при условии:
устройства механической и электрической блокировки магнитных пускателей при открытии дверей шкафов;
гидроизоляции пусковых устройств и проводки;
заземления кожухов, кабин и аппаратуры.
3. При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдение следующих условий:
детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в керосине или других нейтрализующих жидкостях;
концентрация щелочных растворов должна быть не более 2-5%;
после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой;
агрегаты и детали массой свыше 15 кг необходимо доставлять на пост мойки и загружать в моечные установки механизированным способом.
4. Не допускается применять бензин для протирки автомобиля и мойки деталей.
5. Моечные ванны с керосином и другими моющими средствами, предусмотренными технологией, по окончании мойки необходимо закрывать крышками.
6. Не допускается пользоваться открытым огнем в помещении мойки деталей горючими жидкостями.
7. Аппарель, трапы и дорожки на постах мойки должны иметь шероховатую (рифленую) поверхность.
8. Наружная мойка машин производится в специальных моечных камерах (установках) или на оборудованной эстакаде, площадке с твердым покрытием (бетон, асфальт) и кюветами для отвода воды.
9. Агрегаты и детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в дихлорамине и других соответствующих нейтрализующих технических жидкостях. Для нейтрализации пролитого этилированного бензина необходимо применять 3% раствор дихлорамина в керосине или хлорную известь в виде кашицы из расчета 1 часть хлорной извести на 2 - 5 частей теплой воды.
10. Доочистку от грязи машины вручную проводят в рукавицах с применением специальных скребков и волосяных щеток. Открывать двери моечной камеры, установки или камерной машины разрешается спустя 3...5 мин. после окончания очистки и включения вентиляционного устройства.
11. Сальниковые и вентильные устройства моечных машин и установок должны быть исправными и не допускать течи, испарения воды и моечного раствора.
12. Для приготовления моющего раствора применяются моющие средства, не действующие на кожу рук. Таблица с указанием допустимой концентрации и температуры моющего раствора должна быть вывешена у рабочего места.
13. Детали, узлы и агрегаты, имеющие полости, устанавливаются на специальные приспособления, обеспечивающие полное удаление воды или моющего раствора. В моечных машинах агрегаты и детали промывают также и от моющего раствора. Запрещается выпускать из моечного отделения агрегаты и узлы с налетом агрессивных составляющих растворов.
14. Ультразвуковые установки для очистки деталей устанавливаются в отдельных помещениях или закрываются специальными раздвижными укрытиями. Все операции, связанные с работой при открытых звукоизолирующих крышках (ручная загрузка и выгрузка деталей), производятся при выключенных источниках излучения.
15. Запрещается:
– Становиться на выступающие части машины или пользоваться подручными предметами (кирпичами, бочками, досками и т.п.) в качестве подставок.
– Применять для мойки деталей бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
– Работать с применением открытого огня в зоне постов мойки.
– Мыть руки и стирать одежду моющими растворами, сливать масло из агрегатов в моечной камере.
– Мыть руки органическими растворителями.
Контрольные вопросы
1) Машины, подлежащие ремонту, должны быть очищены от грязи, технологических продуктов, вымыты и высушены, а топливо, масло, охлаждающие и технические жидкости - _____________
2) Автомобили, тракторы, комбайны и другие мобильные машины в моечное отделение подаются с помощью ___________ устройств, исключающих необходимость работы двигателя.
3) Устанавливать машину на пост мойки разрешается только под руководством ______________
4) При механизированной мойке рабочее место мойщика - в водонепроницаемой ____________.
5) Электрическое управление агрегатами моечной установки должно быть низковольтным (__В).
6) При попадании этилированного бензина на кожу для его нейтрализации необходимо применять __________________
7) При подъеме двигателей в сборе и других узлов и деталей повышенной массы применяются специальные ___________________
8) Мелкие детали поступают на мойку в специальной таре. Запрещается класть круглые детали навалом выше__________ тары.
9) При очистке сопел моечных машин и установок электроприводы насосов и другое электрооборудование должны быть ___________________.
10) Сливать отработавший моющий состав следует только после охлаждения его до _______ °C.
Раздел 2. Охрана труда на АЗС
Тема 2.2. Охрана окружающей среды на нефтебазах и АЗС
Практическая работа № 5. Использование экобиозащитной техники.
Время выполнения 2 часа.
Порядок выполнения работы
1. Изучить общие положения.
2. Зарисовать графы различных классификаций экобиозащитной техники.
3. Дать краткое название графам.
Общие положения
Экобиозащитная техника - аппараты, устройства и системы, предназначенные для предотвращения загрязнения воздуха, охраны чистоты вод, почв, для защиты от шума, электромагнитных загрязнения и радиоактивных отходов.
Если при совершенствовании технических систем не удаётся обеспечить предельно допустимые воздействия на человека вредных факторов в зоне его пребывания, то необходимо применять экобиозащитную технику:
− пылеуловители;
− водоочистные устройства;
− экраны;
− ограждения;
− защитные боксы
− санитарно защитные зоны;
− малоотходные и безотходные технологии;
− выбор и применение индивидуальных и коллективных средств защиты.
Принципиальная схема использования экобиозащитной техники показана на рисунке
1 - устройства, входящие в состав источника воздействия ВФ;
2 - устройства, устанавливаемые между источником ВФ и зоной деятельности;
3 - устройства для защиты зоны деятельности;