Инженерно-техническая подкомиссия
8.1. Основными задачами инженерно-технической подкомисии являются:
- определение состояния авиационной техники до и после авиационного происшествия;
- изучение характера ее эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта;
- выявление возможных недостатков в конструкции, технологии изготовления и ремонта, установление наличия (или отсутствия) отказов авиационной техники и причин этих отказов;
- проведение специальных исследований и испытаний с целью установления причин отказа авиационной техники.
8.2. Инженерно-техническая подкомиссия, как правило, состоит из следующих рабочих групп:
- анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
- планера и систем;
- силовых установок;
- авиационного и радиоэлектронного оборудования.
В случае необходимости в инженерно-технической подкомиссии могут быть образованы и другие рабочие группы. Рабочие группы, при необходимости, делятся на подгруппы.
8.3. Группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники устанавливает:
- своевременность и полноту выполнения регламентных работ, проведения доработок, замены агрегатов и устранения замечаний экипажа в процессе эксплуатации авиационной техники;
- полноту и качество последнего технического обслуживания по периодической и оперативной формам регламента, качество устранения замечаний экипажа за предыдущий полет, методы и эффективность устранения дефектов (особенно в случае их повторения), причины повторяемости дефектов;
- условия эксплуатации и хранения авиационной техники;
- уровень профессиональной подготовки инженерно-технического состава, обслуживающего данную авиационную технику;
- полноту и качество контроля за обслуживанием авиационной техники со стороны руководящего инженерно-технического состава;
- количество и качество заправленных горюче-смазочных материалов (ГСМ);
- наличие и состояние инструмента и технических средств, применяемых при обслуживании авиационной техники;
- качество ведения технической документации на авиационную технику, наличие необходимой руководящей и технической документации;
- повторные или опасные дефекты авиационной техники, выявленные в процессе эксплуатации;
- недостатки нормативной технической документации по эксплуатации авиационной техники.
8.4. Группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники изучает и анализирует:
- формуляры самолета (вертолета), двигателей и их агрегатов, техническую документацию, документацию на обслуживание, ремонт воздушного судна и его доработки по бюллетеням промышленности, указаниям ФАС России, другую документацию, свидетельствующую о состоянии авиационной техники перед авиационным происшествием;
- достоверность сведений, содержащихся в технической документации;
- записи бортовых самописцев в последнем и предыдущих полетах, показания свидетелей;
- документацию по расследованию авиационных происшествий, причины которых аналогичны данному происшествию;
- фактическое состояние организации и обеспечения технического обслуживания авиационной техники, условия ее эксплуатации и хранения;
- материалы и документы по организации подготовки инженерно-технического состава, эксплуатирующего авиационную технику.
8.5. По результатам работы группа составляет отчет, в котором отражает:
- данные по воздушному судну:
- данные по техническому обслуживанию и ремонту;
- оценку профессиональной подготовки инженерно-технического персонала, непосредственно обслуживающего воздушное судно, с указанием всех нарушений, допущенных при подготовке и допуске к самостоятельной работе:
- оценку организации и обеспечения технического обслуживания авиатехники с указанием всех выявленных отклонений от требований руководящих документов по технической эксплуатации авиатехники;
- все выявленные при расследовании нарушения и недостатки, допущенные инженерно-техническим персоналом в процессе технического обслуживания;
- оценку полноты и качества ремонта авиационной техники (по ремонтной документации);
- количество и качество ГСМ, находящихся на борту воздушного судна перед полетом;
- если при расследовании авиационного происшествия выявлены отказы систем и агрегатов воздушного судна, то приводится перечень всех имевшихся ранее отказов и неисправностей этих систем и агрегатов с оценкой способов их устранения;
- общую оценку качества технической эксплуатации воздушного судна.
К отчету прикладываются следующие материалы:
- карты-наряды на последнее оперативное и периодическое техническое обслуживание (в первый экземпляр - с приложениями, в остальные - без приложений);
- требования на заправку воздушного судна ГCM;
- акты отбора проб ГСМ;
- анализы ГСМ (спецжидкостей и газов при необходимости);
- справка по результатам проверки качества технического обслуживания авиационной техники на авиапредприятии, которому принадлежит воздушное судно (при необходимости);
- справка о подготовке и допуске к работе специалистов инженерно-авиационной службы (ИАС);
- объяснительные записки специалистов ИАС и копии протоколов их опроса (при необходимости).
8.6. Группы планера и систем, силовых установок, авиационного и радиоэлектронного оборудования изучают состояние воздушного судна после происшествия с целью выявления возможных отказов и установления их причин или подтверждения работоспособности авиационной техники в процессе возникновения и развития особой ситуации.
Рабочие группы (с учетом специфики каждой):
- изучают место авиационного происшествия, определяют пространственное положение воздушного судна и его конфигурацию в момент столкновения с землей;
- осматривают элементы конструкции воздушного судна, производят поиск недостающих элементов конструкции (при необходимости совместно с группой кроков);
- уточняют схему (кроки) места происшествия;
- изучают состояние элементов конструкции, систем и агрегатов воздушного судна, выявляют признаки отказов или работоспособности;
- проводят доступные на месте исследования и испытания объектов авиационной техники, отбирают элементы конструкции для отправки на лабораторные исследования;
- оформляют документацию на отправляемые для исследования объекты (после разрешения председателя комиссии);
- отбирают пробы ГСМ для анализа, отправляют их на исследование и анализируют полученные результаты;
- описывают и фотографируют системы и агрегаты воздушного судна с указанием характерных особенностей;
- изучают результаты расшифровки записей средств объективного контроля, показания членов экипажа, очевидцев и свидетелей, техническую документацию по эксплуатации авиационной техники;
- принимают, при необходимости, участие в опросе экипажа и других свидетелей;
- выполняют, при необходимости, натурную выкладку элементов конструкции воздушного судна;
- обобщают и анализируют результаты исследований авиационной техники, в том числе и проведенных ранее по аналогичным случаям;
- производят поиск и изъятие бортовых самописцев и радиоактивных датчиков;
- устанавливают наличие, причины и последствия пожара или взрыва, дают оценку работы систем пожаротушения.
8.7. Пo результатам работы группы планера и систем, силовых установок, авиационного и радиоэлектронного оборудования составляют отчеты, в которых приводят:
- подробное описание состояния элементов конструкции воздушного судна, систем и агрегатов с указанием признаков отказа или работоспособности;
- описание характера и последовательности разрушения авиационной техники;
- результаты исследований и экспериментов по определению работоспособности или причин отказов авиационной техники, проводившихся как на месте происшествия, так и в лабораторных условиях;
- описание признаков пожара, места и времени его возникновения;
- анализ записей средств объективного контроля;
- анализ полученных результатов с приведением доказательств работоспособности авиатехники или наличия отказов.
Приводятся режимы работы двигателей, важнейших систем и агрегатов, положение органов управления, механизации и шасси в момент авиационного происшествия. При наличии отказов систем указывается время и характер отказов, их взаимосвязь и последовательность, а также причины отказов.
К отчетам прикладываются:
- фотографии элементов конструкции воздушного судна с пояснениями;
- акты, протоколы по результатам осмотра, проверки, разборки, исследования агрегатов авиационной техники;
- отчеты по результатам исследования авиационной техники.
К отчету группы авиационного и радиоэлектронного оборудования, кроме того, прикладываются:
- акты на обнаружение и изъятие бортового самописца, магнитофона;
- акт на обнаружение и передачу радиоактивных устройств воздушного судна (оформляется в установленном порядке).
8.8. Инженерно-техническая подкомиссия по результатам работы рабочих групп оформляет отчет, в котором на основании обобщения и анализа материалов рабочих групп делает выводы о работоспособности авиационной техники, а при наличии отказов - об их последовательности, взаимовлияния и причинах, а также дает оценку организации и качеству технического обслуживания и ремонта авиационной техники.
Отчет инженерно-технической подкомиссии составляется по следующей форме:
Рассмотрен на заседании комиссии
"___" ________________________ г.
Протокол N ____
ОТЧЕТ
инженерно-технической подкомиссии по результатам
работ, проведенных в связи с расследованием
____________________________________________________________________________________
(вид авиационного происшествия)
с самолетом (вертолетом) _____________________________________________________________
(тип гос.регистрационный опознавательный знак, принадлежность)
_____________________________________________________________________________ (дата и место происшествия)
Основные работы,
Проделанные подкомиссией
Приводится полный перечень основных работ, выполненных подкомиссией, с указанием прилагаемых отчетных документов.
Например:
- проведена натурная выкладка элементов конструкции (отчет, схемы и фотографии прилагаются);
- проведен эксперимент по имитации рассоединения проводки управления с записью на бортовом самописце (протокол с осциллограммами прилагается) и т.п.