Протоколирование уроков в первом классе и их
Психолого-педагогический анализ
Цель задания — изучение методики подготовки и проведения уроков в первом классе в первую неделю занятий в школе.
Выполнение задания — посещая уроки в 1 классе учащиеся-практиканты ежедневно ведут в дневнике их подробную протокольную запись по следующей схеме:
Дата | Вид деятельности | Содержание деятельности | Анализ деятельности | Замечания |
Общие выводы
При осуществлении психолого-педагогического анализа уроков следует обратить особое внимание на следующие вопросы:
n какова структура урока? Насколько рационально распределено учителем начальных классов время между отдельными его этапами?
n Какие методы обучения использовались учителем начальных классов? Какова их педагогическая целесообразность?
n Достигнуты ли запланированные учителем цели и задачи урока?
n Каково качество усвоения учащимися 1-го класса учебного материала?
n Насколько эффективно учитель побуждает всех детей к мышлению? Как развивались им другие познавательные процессы учащихся 1-го класса: внимание, мышление, память, воображение?
n Какие педагогические способы и методические приёмы использовал учитель для формирования у первоклассников познавательных интересов и мотивов?
n Использовались ли на уроке коллективные формы организации учебного труда учащихся 1-го класса?
n Как обеспечивались положительные эмоции для формирования интереса детей к учению? Как эмоциональность урока влияла на работоспособность первоклассников?
n Как осуществлялось формирование учебной деятельности первоклассников? Какие общие учебные умения и навыки были приобретены или закреплены ими?
n Какие способы и приёмы воспитательного воздействия на учащихся использовались учителем? На формирование каких личностных качеств младших школьников они были направлены?
Задание 5
Определение готовности детей к обучению и их отношения к школе
Цель задания — формирование у учащихся практикантов умения определять готовность детей к обучению и их отношения к школе.
Выполнение задания — для определения готовности детей к обучению можно использовать ориентировочный тест школьной зрелости (Я. Йирасик, А. Керн).
По отдельным методикам выявляется состояние знаний учащихся, необходимых для решения учебных задач, поставленных учителем на уроке; определяются особенности учебной деятельности первоклассников, наличие у детей привычки к аккуратности и самообслуживанию, уровень культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявление дисциплинированности и организованности учащихся на уроках и переменах, знания учащихся о правилах поведения в школе.
Для изучения отношения детей к обучению в школе можно использовать анкету мотивации школьного обучения.
Ориентировочный тест школьной зрелости
(Я. Йирасик, А. Керн)
Ориентировочный тест школьной зрелости состоит из 4-х заданий: рисование мужской фигуры по представлению, подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, вербальное мышление. Для выполнения трех первых заданий ребёнку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения второго и третьего задания. Перед проведением обследования ребёнка необходимо записать его имя, фамилию, а также дату рождения.
Краткое описание теста
Задание 1
Рисунок мужской фигуры
Здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь.
Оценка выполнения задания:
1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка либо шляпа) и уши, на лице — глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа, т. е. фигура рисуется сразу как единое целое (можно обвести контуром, не отрывая карандаша от бумаги). Ноги и руки как бы «растут» из туловища.
2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три не хватающих части(шея, волосы, 1 палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешиваетсясинтетическим способом изображения.
3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Допускается неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно 1 пары) выражены всего лишь простыми линиями.
5 баллов. Не хватает ясного изображения туловища («головоногое» изображение и преодоление «головоного» изображения) или обеих конечностей.
Задание 2