Должны ли вы покупать парашют?
В конечном счете, к сожалению (видя сколько это стоит), — да: но не в спешке. Причина для обладания собственным парашютом — это свобода; достать компактный легкий рюкзак из под кровати, кинуть его в машину или взять на ремень через плечо и сесть в автобус, через час развернуть его на вершине холма и взлететь.
В школе плата за обучение включает использование клубного парашюта. После этого некоторое время вы сможете брать парашют напрокат или одалживать его; вам нужно в любом случае полетать заранее на той модели, которую вы купите. Вы можете также купить парашют в партнерстве с другом, что снижает цену вдвое; вам придется выполнять полеты с возвратом, но зато вы будете всегда не один. Можете купить и подержанный парашют в хорошем состоянии или новый в рассрочку, чтобы смягчить удар по вашему бюджету.
Покупайте только хорошо известную, зарекомендовавшую себя, модель у хорошо известного и зарекомендовавшего себя производителя.
Покупка подержанного парашюта
Никогда не покупайте подержаный парашют, не видя его. Купол глайдирующего парашюта может при хорошем уходе продержаться пять лет. Неосторожное или неправильное употребление может разрушить его мгновенно. Проверьте его на износ и разрушения. Если он выглядит хорошо, наиболее важный тест — состояние ткани купола. Современные ткани плохо ведут себя под воздействием солнечного света или, скорее, его ультрафиолетовой компоненты. Триста часов облучения светом приканчивают купол, а двести часов уменьшают его прочность до 40%. Мы можем только пожелать изготовителям всяческих успехов в разработке более долговечных материалов. Тем временем проверьте купол подержанного парашюта, придерживаясь следующих правил:
Возьмите секцию верхней или нижней плоскости натяните плотно между указательными и большими пальцами, которые вытянуть! в одну линию и соприкасаются. Поворачивайте руки вниз так, чтобы большие пальцы по-прежнему соприкасались. Если ткань рвется, она уже пережила свой срок службы. (Но скажите владельцу заранее, что вы планируете делать и получите его согласие, прежде чем начать эту процедуру).
Если купол в порядке, настаивайте на испытательном полете с легкого склона. Если это не получается, по крайней мере, надуйте его в процессе бега или стоя спииой к ветру на каком-нибудь открытом месте. Попытайтесь понять, почему владелец продает парашют: если он такой тип, который должен иметь последнюю модель, — а новые модели появляются все время — вы можете совершать сделку.
Те самые 300 часов солнечного облучения примерно соответствуют пяти годам эксплуатации. Парашют, таким образом, теряет одну пятую своих качеств ежегодно, но на практике он может стать устаревшим и пользоваться плохим спросом гораздо раньше, чем он износится.
Покупаете вы новый или подержанный парашют, вскладчину или один, вы должны быть полностью уверены, что это лучший для вас парашют.
Размер
Большинство моделей выпускаются по крайней мере двух размеров: большие — для тяжелых пилотов и маленькие — для более легких. Еще чаще они меняются от маленьких, до средних и больших, примерно, как рубашки, некоторые бывают еще и экстракрупными для особенно тяжелых пилотов или для тех, кто летает вдвоем.
Чтобы лететь с той же скоростью, тяжелому пилоту нужен больший парашют в прямой пропорциональности его весу. Имеется фактор, называемый нагрузкой на крыло, который есть просто вес пилота, деленный на площадь его парашюта. (Или, точнее, вес пилота плюс вес парашюта и вес всего, что пилот несет в рюкзаке и в карманах, поделенный на площадь).
Нагрузка на крыло в случае наилучшего наполнения крыла воздухом и лучшего профиля — а стало быть и для лучших летных качеств — лежит в пределах от 3 до 4 килограмм на квадратных метр (кг/м ). Это означает, что парашют в 25 м2 может нести пилота весом от 75 до 100 кг, а во избежание крайностей наиболее подходит под вес 80-95 кг. (Вы заметите, что многие производители дают рекомендуемый вес пилота с перекрытием; мы вернемся к этому вопросу позже в данной главе).
Что получается, если мы пользуемся парашютом, который слишком велик или слишком мал для нас?
Мы будем лететь быстрее — пожалуй, слишком быстро — под маленьким парашютом и медленнее — пожалуй, слишком медленно — под большим. Это следует из уравнения для подъемной силы, которая прямо пропорциональна площади, а также пропорциональна квадрату скорости. Рассмотрим сначала двух пилотов разного веса, скажем 50 и 100 кг, использующих одинаковые парашюты.
Нашу площадь, одинаковую для обоих, мы соотносим с весом пропорциональным квадрату скорости, или со скоростью, пропорциональной корню квадратному из веса. Корень из 50 чуть больше 7, а корень из 100 равен 10. Поэтому отношение двух скоростей будет 7/10, т.е. легкий пилот летит со скоростью семи десятых или 70% от скорости тяжелого, а тяжелый пилот летит почти в полтора раза быстрее легкого.
На практике это означает, что более тяжелый пилот должен будет бежать быстрее во время взлетов и посадок, но также сможет преодолеть более сильный лобовой ветер, чем легкий пилот.
Их угол глайдирования остается одинаковым, но, т.к. тяжелый пилот пролетит большее расстояние вдоль пути глайдирования в единицу времени, не только его скорость по направлению вперед будет больше, но также и вертикальная скорость — т.е. скорость снижения. Таким образом, легкий пилот может набирать высоту в восходящем потоке, в то время как тяжелый будет опускаться.
Отсюда следует, что если два пилота хотят лететь на одной скорости, они должны использовать парашюты разных размеров, площадь которых меняется прямо пропорционально их весу.
Если пилот тяжелый, в нашем примере вдвое тяжелее легкого, ему нужно выбрать парашют двойной площади.
Пожалуйста, отметьте, что двойная площадь прямоугольного парашюта не означает удвоения размаха и ширины крыла. (Размах- расстояние между концами крыла, а ширина — расстояние от передней кромки до задней. Размах, поделенный на ширину или на среднюю ширину на непрямоугольных парашютах, называется отношением аспекта; и чем больше это отношение аспекта, тем больше эффективность (ниже стабильность) парашюта. Парашют размером три на семь метров имеет площадь в 21 квадратный метр. Три с половиной на восемь в размере поднимают величину площади до 28 квадратных метров и т.д.)
Если в каталоге производителя вы находите свой вес в области перекрытия двух размеров данного парашюта, вам следует выбрать любой размер. С меньшим парашютом вы будете летать немного быстрее и встречаться с более свежим ветром. Но, если, с другой стороны, вы предпочитаете медленный полет и наилучший набор высоты в восходящих потоках или вы набираете вес и пока не собираетесь садиться на диету, выбирайте большой парашют.
Уход за вашим парашютом
Механические повреждения.
Ваш купол и стропы в несколько раз прочнее, чем надо для того, чтобы нести вас в воздухе и они могут служить до пяти лет при соответствующем уходе. Тем не менее, острые камни, обломки стекла, ветки, изгороди могут легко проколоть и порвать купол. Песок может стереть защитное покрытие ткани. Наступая на стропы, вы можете порезать или ослабить их. Занимайтесь своим парашютом с уважением, которого он заслуживает, и часто проверяйте его.
Маленькие дыры и порезы можно отремонтировать в поле с помощью специальных клеющихся заплаток, поставляемых производителем. Не используйте произвольную ткань или любой клей для этих целей.
Большие порезы должны быть отремонтированы соответствующим образом квалифицированным специалистом. В этом случае обращайтесь в клуб параглайдинга к дистрибьютору или к производителю.
Парашют можно осторожно стирать руками мягким мылом. Что-то более сильнодействующее может повредить ему.
Сворачивая парашют в поле, не заверните в него каких-либо насекомых. Если, как у кузнечика, у них есть острые кусающие челюсти, они попробуют прогрызть себе путь из ловушки. Если же они погибают, то продукты их разложения могут выделять химикалии, пагубные для вашего купола.
Следующие два великих врага вашего парашюта — это солнце и влага.
Солнечный свет, как мы уже знаем, может погубить ваш купол за 200-300 часов. Нет никакого резона оставлять парашют развернутым на солнце часами, пока вы ждете изменения ветра или наслаждаетесь пикником после приземления. Если вам надоело переупаковывать его все время, носите старую простыню в боковом кармане вашего рюкзака и, собрав парашют в кучу, накройте его ею.
Вода необязательно приходит в виде дождя. Туман или роса на земле также могут сделать парашют сырым. Высушите его как следует перед запаковкой или распакуйте снова, как можно скорее, и высушите в более подходящих условиях.
Складывание вашего парашюта
Если ваша профессия или хобби связаны с наличием верстака или письменного стола, вы уже знаете, что не построен такой верстак или письменный стол, который был бы слишком велик для работы. Вы откроете для себя теперь то же самое относительно рюкзаков, в которые предполагается упаковывать наши парашюты. Как бы аккуратно вы ни складывали его, как плотно ни скручивали, все равно предстоит головная боль при закрывании застежек на молнии. А с учетом добавки в виде спасательного парашюта, предохранительного шлема, свитера, фляжки с водой, камеры и нескольких бутербродов — забудьте об этом.
Но выбора нет, если вы хотите сохранить пакет очень компактным, например, совмещая параглайдинг с альпинизмом, или когда надо засунуть парашют в ограниченный объем. Иначе — можно взять рюкзак или сумку, скажем, в два раза больше по объему и, насвистывая веселую мелодию, вложить туда неплотно свернутый парашют, пока ваши друзья потеют над молниями стандартных мешков, проклиная их.
1. Чтобы свернуть свой парашют, разверните его на земле, как вы делаете это для взлета и распрямите стороны. Это даст выигрыш во времени для следующего взлета.
2. Теперь возьмите сиденье и положите его напротив передней кромки (без хождения по куполу и стропам). Положите все стороны сверху купола.
3. Сведите концы крыла в середину купола.
4. Повторяйте это, пока купол не уменьшится до размеров узкой полосы, внутри которой все стороны, а снаружи сиденье.
5. Теперь сворачивайте парашют, начиная с задней части, чтобы воздух мог выходить через передние отверстия.
Если вы свернули его достаточно плотно, закончив, вы получите цилиндр плюс сиденье — и это может влезть в рюкзак.
Этот метод может использоваться одним человеком и в ветер. Если кто-то может помочь вам, вы сможете сложить купол по принципу аккордеона — с каждой стороны в середину, причем один из вас держит заднюю кромку, а второй — переднюю. Это приводит к более компактному пакету.