Уполномоченный экономический оператор
В соответствии со ст. 38 ТК ТС уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности, вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в Реестр уполномоченных экономических операторов. Это новый институт в сфере таможенного регулирования в государствах - членах ТС. Он создан в соответствии с европейскими стандартами и свидетельствует о значительном росте доверия контролирующих органов к бизнесу.
Уполномоченному экономическому оператору будут предоставлены следующие возможности:
o оформлять транзит товаров без внесения обеспечения;
o осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, т.е. фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней;
o осуществлять временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
o проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
При этом условием получения статуса уполномоченного экономического оператора является внесение обеспечения в размере 1 млн евро, а при условии соответствия лиц критериям, определяемым ТК ТС, - 150 тыс. евро; осуществление внешнеторговой деятельности в течение не менее одного года; отсутствие фактов неоднократного (два и более раза) привлечения лица в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела; и др.
Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены специальные упрощения, но только в том случае, если уполномоченный экономический оператор является декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений. Эти упрощения в целях ускорения проведения таможенных операций состоят в следующем:
а) предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подача неполной таможенной декларации; периодическое таможенное декларирование;
б) возможность снятия средств идентификации и разгрузки товаров без разрешения таможенного органа в случае, если при завершении процедуры таможенного транзита на территории уполномоченного экономического оператора таможенный орган в течение 5 ч с момента получения документов от уполномоченного экономического оператора не сообщил о намерении осуществить проверку товаров, таможенный осмотр транспортного средства и (или) убедиться в сохранности средств идентификации;
в) осуществление таможенным органом проверки товаров уполномоченного экономического оператора незамедлительно, в приоритетном порядке;
г) неприменение в отношении уполномоченного экономического оператора ограничений мест декларирования отдельных товаров;
д) возможность предварительного уведомления таможенным органом уполномоченного экономического оператора о проведении таможенного досмотра при применении оператором предварительного таможенного декларирования товаров, за исключением случаев, когда такое предварительное уведомление будет препятствовать проведению таможенного контроля или способствовать снижению его эффективности.
ФТС России в письме от 16 января 2012 г. № 04-58/01117 "О лицах, пользующихся специальными упрощенными процедурами" разъясняет, что с 5 апреля 2012 г. специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, связанные с временным хранением товаров на своих складах, выпуском товаров до подачи таможенной декларации и другие упрощения, смогут применяться только лицами, которые на указанную дату будут включены в реестр уполномоченных экономических операторов.
Глава 2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В результате изучения данной главы студент должен:
Знать
o основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;
o классификацию товаров в соответствии с TII ВЭД;
o правила определения страны происхождения товаров;
o тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
Уметь
o применять правила определения страны происхождения товара;
o использовать критерии отнесения товаров к российским и иностранным;
Владеть
o навыками применения основных правил интерпретации ТН ВЭД;
o принципами применения Закона о таможенном тарифе для поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов РФ.