Характеристика деятельности вспомогательных и посреднических структур в системе российской таможни

К объектам околотаможенной инфраструктуры относят вспомогательные подразделения таможенных органов. Часть из них является коммерческими организациями, осуществляющими деятельность по оказанию различных посреднических услуг основным подразделениям таможенных органов на основании включения их в соответствующий реестр. В ТК ТС расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включаемых в соответствующие реестры. Теперь такими лицами являются: таможенный представитель, владелец СВХ, владелец таможенного склада, таможенный перевозчик, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор. Новинкой является институт уполномоченного экономического оператора, который заменит собой лиц, пользующихся специальными упрощениями.

Таможенный представитель

На околотаможенную инфраструктуру возлагается оказание участникам ВЭД посреднических услуг по подготовке таможенной документации, правовому консультированию, приему, хранению и таможенному оформлению несопровождаемого багажа. Все более актуальной становится деятельность, связанная с профессиональным посредничеством. В области таможенных правоотношений такую деятельность осуществляет таможенный представитель.

Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства - члена ТС.

Таможенным представителем признается российское юридическое лицо (за исключением казенных предприятий), включенное в Реестр таможенных представителей. Включение в Реестр таможенных представителей производится на основании заявления, отвечающего требованиям, установленным ст. 13 ТК ТС. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие заявленные сведения.

Основными условиями включения организации в Реестр таможенных представителей являются:

o наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат;

o предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро;

o наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц;

o соответствие другим требованиям, установленным таможенным законодательством ТС или законодательством РФ (например, отсутствие фактов неоднократного привлечения юридического лица к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела).

Срок действия свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей не ограничен, но в случае нарушения законодательства или неоднократного невыполнения обязанностей свидетельство может быть отозвано.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей, выдаваемое ФТС России, подтверждает компетентность таможенного представителя.

Таможенный представитель выступает в качестве помощника российского экспортера (импортера). Обращаясь к таможенному представителю, российский экспортер (импортер) уверен, что на профессиональной основе будут исполнены все таможенные процедуры, связанные с производством таможенного оформления.

Взаимоотношения таможенного представителя с представляемым лицом (российским экспортером или импортером) строятся на договорной основе. Отказ таможенного представителя от заключения договора при наличии у него возможности оказать требуемую услугу или выполнить работу не допускается. Типовая форма договора определяется ФТС России.

Таможенный представитель вправе от собственного имени совершать любые операции по таможенному оформлению и выполнять другие посреднические функции в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица.

К функциям таможенного представителя относятся: декларирование товаров и транспортных средств; представление таможенному органу документов и сведений, необходимых для таможенных целей; предъявление декларируемых грузов, обеспечение уплаты таможенных платежей.

При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и представляемое им лицо. Таможенный представитель имеет право: присутствовать при таможенном оформлении товаров и транспортных средств; ходатайствовать перед таможенным органом о производстве таможенного оформления вне времени работы этого органа и о применении упрощенного порядка таможенного оформления; выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом; уплачивать таможенные платежи; требовать возврата излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей; изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, а также изымать поданную таможенную декларацию в установленные сроки.

Правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного представителя обладает специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный аттестат ФТС России.

За уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными органами РФ при таможенном оформлении, таможенный представитель несет солидарную ответственность с владельцем товара.

Таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенного оформления, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК ТС. В свою очередь таможенный представитель не имеет права разглашать данную информацию, использовать ее для собственных целей, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таможенный представитель обязан вести учет товаров, в отношении которых им совершаются таможенные операции, и представлять в таможенные органы отчетность о совершенных таможенных операциях.

К основной деятельности объектов околотаможенной инфраструктуры наряду с таможенным представителем относится деятельность таможенного перевозчика. Потребность в такой деятельности обусловлена необходимостью перемещения экспортируемых и импортируемых товаров внутри таможенной территории ТС или территории РФ. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в пределах таможенной территории. Им может быть российское юридическое лицо (российская транспортная организация), включенное в Реестр таможенных перевозчиков.

В зависимости от территориальных масштабов своей деятельности таможенные перевозчики могут быть:

o общесоюзными (при планируемых перевозках товаров по всей территории ТС либо в рамках двух государств ТС);

o общероссийскими (при планируемых перевозках товаров по всей территории РФ либо в рамках регионов двух и более региональных таможенных управлений);

o региональными (при планируемых перевозках товаров между всеми таможенными органами одного регионального таможенного управления или конкретными таможенными органами одного регионального таможенного управления).

Транспортные услуги могут выходить за рамки статуса таможенного перевозчика. Например, помимо перевозок товаров по таможенной территории ТС транспортная организация может заниматься и международными перевозками грузов, в том числе на основании Конвенции МДП 1975 г.

Отношения таможенного перевозчика с отправителями товаров либо экспедиторами строятся на договорной основе. Таможенный перевозчик не имеет права отказа от заключения договора, если у него есть все возможности для осуществления перевозки товаров.

Таможенные органы государств - членов ТС ведут реестры лиц, признанных таможенными перевозчиками, и обеспечивают их периодическую публикацию (не реже одного раза в квартал), на основании которых Комиссия ТС публикует общий реестр таможенных перевозчиков ТС.

Существует определенный порядок выдачи свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков. В этом случае от российской транспортной организации требуется:

o осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет;

o наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов;

o владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде) транспортными средствами, в том числе пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями;

o предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 000 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена ТС, на день предоставления такого обеспечения;

o отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей;

o отсутствие фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.

Для получения свидетельства транспортная организация должна обратиться с заявлением в соответствующий таможенный орган (региональное таможенное управление или ФТС России) в зависимости от предполагаемого региона деятельности.

К заявлению прилагаются лицензия на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством РФ, а также подтверждающие заявленные сведения документы.

Свидетельство может быть отозвано в случае несоблюдения перевозчиком хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных перевозчиков, а также при неоднократном привлечении таможенного перевозчика в связи с невыполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.

Таможенный перевозчик исполняет следующие обязанности, предусмотренные ст. 21 ТК ТС:

o соблюдать условия и требования в отношении перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

o вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров;

o уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном ТК ТС;

o соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора;

o информировать таможенный орган об изменении сведений, заявленных им при включении в Реестр таможенных перевозчиков, в течение пяти дней.

Таможенный перевозчик может перевозить товары также но решению таможенного органа. В связи с этим использование услуг таможенного перевозчика может быть добровольным или обязательным. Если участник ВЭД пользуется услугами таможенного перевозчика по собственному желанию и с ведома таможенного органа, такое использование является добровольным. Обязательное использование возможно тогда, когда должностное лицо таможни отправления предполагает наличие нарушений таможенных правил и имеет основания считать, что обычный перевозчик или его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение норм таможенного законодательства.

Наши рекомендации