Федеральный закон от 12.02.1998 г.
Лекция 6.
Защита населения в военное время путем эвакуации в загородную зону
ОМСК-2016
Учебные цели:
1 Изучить основные положения нормативных документов по организации укрытия населения о ЗСГО
2 Ознакомить с предназначением и общими сведениями о ЗСГО
3 Рассмотреть основные задачи по планированию и организации укрытия персонала объекта экономики в ЗС ГО
Место проведения занятия: класс инженерной защиты № 8-821.
Время: 90 мин.
Учебные вопросы и расчет времени
Проверка подготовленности студентов к занятию. Введение | 5 мин. | |
1-й учебный вопрос | Основные положения и классификация эвакуации населения по признакам | 20 мин. |
2-й учебный вопрос | Общий порядок организации эвакуацию населения в военное время | 20 мин. |
3-й учебный вопрос | Эвакуационные органы объектов экономики и выбор оптимального варианта эвакуации населения в загородную зону | 40 мин. |
Подведение итогов занятий. Заключение | 5 мин. | |
Итого | 90 мин. |
Список используемых источников:
Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2 Федеральный закон от 21.12.1994г. №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3 СНиП 02.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО».
4 Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (учебное пособие для преподавателей и слушателей УМЦ, курсов ГО и работников ГОЧС предприятий, организаций и учреждений) / Под редакцией Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2005. – 512 с.
5 Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного м военного времени. Учебник для вузов / Под ред. В.А. Пучкова - М.: Академический Проект; екатеринбург: Деловая книга. 2010, С. 53-55
Типовое положение основных структур РСЧС и ГО объектового звена. Функциональные обязанности по ГО и ЧС работников объекта
Основные положения и классификация эвакуации населения
По признакам
Подготовка населения к защите от опасностей, возникающих при ведение военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера является одной из важнейших задач государственной политики РФ в области национальной безопасности страны.
К мероприятиям, обеспечивающие защиту населения в ЧС относятся [1, 2, 3]:
1) подготовка населения в области защиты от ЧС;
2) своевременное оповещение об угрозе возникновения ЧС природного, техногенного или военного характера;
3) укрытие работающего персонала объекта экономики и населения прилегающих районов в защитных сооружениях гражданской обороны (ЗС ГО);
4) проведение эвакуации населения в безопасные зоны;
5) проведение радиационной, химической, медико-биологической разведки на территории чрезвычайной ситуации;
6) использование населением СИЗ;
7) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) на территории чрезвычайной ситуации.
Многократно подтверждено теоретически и на практике, что эвакуация населения из опасной зоны ЧС в сочетании с другими способами защиты - является надежным способов защиты населения при ЧС различного характера.
Эвакуация населения из опасной зоны ЧС осуществляется в случаях, когда несмотря на применяемые меры, возникает реальная угроза жизни и здоровья людей, а использование других способов защиты невозможно или малоэффективно. Такой способ заключается в сборе и выводе (вывозе) населения из опасной зоны.
Основными нормативными и организационными документами, определяющие порядок инженерной защиты населения являются следующие:
- Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 «О гражданской обороне»;
- Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- СНиП-2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО»;
- типовое положение основных структур РСЧС и ГО объектового звена.
Рассмотрим их содержание применительно к эвакуации населения из опасной зоны ЧС.
Следует отметить, что выполнение мероприятий по эвакуации населения в мирное время возложено на РСЧС. В переходный период и военное время эвакуацию населения организует и проводит ГО РФ.
а) в соответствии с ФЗ от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне»:
- на одной из основных задач в области ГО является эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (ст. 2);
-Правительство РФопределяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (ст. 6);
- органы исполнительной власти субъектов РФ планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения (ст. 8.1);
- органы местного самоуправления в пределах своих территорий проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы (ст. 8.2)
б) ФЗ от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет:
- органы государственной власти субъектов РФ принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение (ст. 11.1);
- органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организуют их проведение (ст. 11.2)
в) СНиП-2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны»определяет, что НРС опасных объектов, территория которых попадает в зону возможных сильных разрушений, опасного химического и радиационного заражения подлежит укрытию в убежищах ГО и эвакуации в загородную зону.
г) Типовое положение основных структур РСЧС и ГО объектового звена. Функциональные обязанности по ГО и ЧС работников объекта устанавливает,что в объектовом звене РСЧС и ГО создается эвакуационная комиссия, сборные эвакуационные пункты (СЭП), пункты временного размещения (ПВР), пункты длительного размещения (ПДР), назначаются начальники эвакуационных колон и старшие команд.
Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения категорированных городов и размещению его в загородной зоне.
Эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные районы загородной зоны (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Схема эвакуации в безопасный район загородной зоны
Загородная зона – это территория в пределах административных границ субъектов РФ, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения при условии всестороннего жизнеобеспечения.
Эвакуация населения из опасных зон ЧС осуществляются по решению Президента РФ или Начальника ГО РФ - Председателя Правительства РФ и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению руководителя ГО субъектов РФ с последующим докладом по подчиненности.
Размещение эвакуированного населения в загородной зоне планируется, как правило, на территории своей республики, края, области, с учетом местных условий.
Каждому объекту экономики заблаговременно (в мирное время) выделяется безопасный район (пункт) размещения в загородной зоне. Безопасный район для размещения эвакуированного населения в загородной зоне согласовываются с органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов РФ.
Эвакуация населения может классифицироваться по следующим признакам:
1) по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.;
2) по удаленности:
- локальная (в пределах города, населенного пункта, района);
- местная (в границах субъекта РФ, муниципального образования);
- региональная (в границах федерального округа);
- государственная (в пределах Российской Федерации);
3) по способам эвакуации:
- различными видами транспорта;
- пешим способом;
- комбинированным способом.
4) по длительности проведения:
- временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток);
- среднесрочная - до 1 месяца;
- продолжительная - более месяца;
5) по времени начала проведения:
- упреждающая (заблаговременная);
- экстренная (безотлагательная).
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных ЧС проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.).
Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз на возникновение различных ЧС.
В случае возникновения ЧС с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. В этом случае вывоз (вывод) населения из зоны ЧС будет осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.
6) в зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения:
- общая эвакуация;
- частичная эвакуация.
Общая эвакуация проводится на территории страны или на территории нескольких субъектов РФ и предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания;
Частичная эвакуация – проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения потенциального противника без нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное и не занятое в производстве и в сфере обслуживания население (студенты, учащиеся воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей).
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей.
Из опасной зоны
3.3.1 Исходные данные для определения оптимального варианта
Заключение
1 Напомнить студентам тему и учебные вопросы.
2 Ответить на вопросы студентов.
3 Дать задание на выполнение практического задания
Контрольные вопросы
1 Основные положения нормативных документов, регламентирующие эвакуацию населения в загородную зону
2 Определение и классификация эвакуации населения
3 Общий порядок эвакуации населения в военное время
4 Состав объектовых органов управления эвакуаций и задачи объектовой эвакуационной комиссии при переводе ГО с мирного на военное время
5 Действия населения при оповещение об эвакуации
6 Исходные данные для определения оптимального варианта эвакуации населения из города в загородную зону
7 Порядок выбора способов эвакуации населения из города
Темы домашних заданий
1 Основные положения нормативных документов, регламентирующие эвакуацию населения в загородную зону
2 Классификация и общий порядок эвакуации населения в военное время
3 Состав и задачи объектовых органов управления эвакуаций
4 Задачи объектовой эвакуационной комиссии при переводе ГО с мирного на военное время
5 Действия населения при оповещение об эвакуации
6 Исходные данные для определения оптимального варианта эвакуации населения из города в загородную зону
7 Порядок выбора способов эвакуации населения из города
Задание на практическое занятие
1 Исходные данные для определения оптимального варианта эвакуации населения из города в загородную зону
2 Порядок выбора способов эвакуации населения из города
3 Действия населения при оповещение об эвакуации
Лекция 6.
Защита населения в военное время путем эвакуации в загородную зону
ОМСК-2016
Учебные цели:
1 Изучить основные положения нормативных документов по организации укрытия населения о ЗСГО
2 Ознакомить с предназначением и общими сведениями о ЗСГО
3 Рассмотреть основные задачи по планированию и организации укрытия персонала объекта экономики в ЗС ГО
Место проведения занятия: класс инженерной защиты № 8-821.
Время: 90 мин.
Учебные вопросы и расчет времени
Проверка подготовленности студентов к занятию. Введение | 5 мин. | |
1-й учебный вопрос | Основные положения и классификация эвакуации населения по признакам | 20 мин. |
2-й учебный вопрос | Общий порядок организации эвакуацию населения в военное время | 20 мин. |
3-й учебный вопрос | Эвакуационные органы объектов экономики и выбор оптимального варианта эвакуации населения в загородную зону | 40 мин. |
Подведение итогов занятий. Заключение | 5 мин. | |
Итого | 90 мин. |
Список используемых источников:
Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2 Федеральный закон от 21.12.1994г. №68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3 СНиП 02.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия ГО».
4 Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (учебное пособие для преподавателей и слушателей УМЦ, курсов ГО и работников ГОЧС предприятий, организаций и учреждений) / Под редакцией Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2005. – 512 с.
5 Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного м военного времени. Учебник для вузов / Под ред. В.А. Пучкова - М.: Академический Проект; екатеринбург: Деловая книга. 2010, С. 53-55