Срок временного ввоза товаров

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом в пределах срока, указанного в части первой настоящего пункта, либо срока, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию таможенного союза Комиссией таможенного союза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза, чем срок, указанный в части первой пункта 1 настоящей статьи.

Завершение и приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

1. Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

2.Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

До истечения срока временного ввоза действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть приостановлено в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо иную таможенную процедуру, определенную решением Комиссии таможенного союза. Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) определяется решением Комиссии таможенного союза.

Временно ввезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реэкспорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями.

Реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров таможенного союза, за исключением товаров, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 293 Кодекса, являющихся продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории таможенного союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 Кодекса.

Под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары:

1) помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если:

· эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

· эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации);

· таможенному органу представлены документы в соответствии со статьей 294 Кодекса;

2) помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, если эти товары ввозятся в течение срока временного вывоза и находятся в том же состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), а также изменений, которые допускаются в отношении таких товаров при их использовании в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;

3) помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если эти товары ввозятся в течение срока переработки и находятся в том же состоянии, в котором они были вывезены с таможенной территории таможенного союза, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации);

4) являющиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если целью переработки был безвозмездный (гарантийный) ремонт и эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение срока переработки, за исключением продуктов переработки товаров, при выпуске которых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления учитывалось наличие дефекта (дефектов), явившегося (явившихся) причиной безвозмездного (гарантийного) ремонта этих товаров.

При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.

В отношении товаров, указанных в подпункте 1) пункта 1 статьи 293 Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 (шести) месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.

Реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться:

1) иностранные товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза, в том числе ввезенные с нарушением мер нетарифного регулирования, и продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

2) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке, при соблюдении следующих условий:

· товары помещаются под таможенную процедуру реэкспорта в течение одного года со дня, следующего за днем выпуска для внутреннего потребления;

· таможенному органу представлены документы в соответствии со статьей 299 Кодекса;

· товары не использовались и не ремонтировались на таможенной территории таможенного союза, за исключением случаев, когда использование товаров было необходимо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлекших возврат товаров;

· товары могут быть идентифицированы таможенным органом.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта, прекращается у декларанта:

1) при фактическом вывозе иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза, подтвержденном таможенным органом места убытия;

2) в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 Кодекса.

При невывозе с таможенной территории таможенного союза иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, за исключением случаев их уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

Вывозные таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, уплате не подлежат.

Беспошлинная торговля - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Законодатель ввел данную норму для исключения возможности изъятия из процесса таможенного декларирования товаров Таможенного союза, реализуемых через магазины беспошлинной торговли.

Под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза.

Комиссией таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация этих товаров.

Товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли не подлежат.

Товары таможенного союза помещаются под таможенную процедуру беспошлинной торговли путем подачи таможенной декларации.

Действие таможенной процедуры беспошлинной торговли завершается реализацией товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, в розницу в магазинах беспошлинной торговли либо помещением этих товаров под иные таможенные процедуры

В случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение 1 (одного) месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности указанного магазина.

При несовершении действий, указанных в части первой настоящего пункта, товары задерживаются таможенными органами.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" установлен перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли. В него вошли:

1) продукция военного назначения, боеприпасы, военное снаряжение, наркотические и психотропные вещества;

2) товары производственного и военно-технического назначения;

3. Тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);

4) спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80% об. или более; спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80% об.

5) товары для розничной торговли, не расфасованные в потребительскую тару;

6) товары Таможенного союза, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения в соответствии с Единым перечнем товаров, за исключением:

- изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных, икры и изделий из нее (кроме икры осетровых), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;

- икры осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированной в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.;

- лекарственных препаратов (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики), применяемых в медицинских целях и зарегистрированных в установленном порядке в государствах - членах Таможенного союза, в упаковках для розничной продажи, без рецепта (назначения) врача;

- сувениров или изделий народного промысла из бумажной массы, деревянных и (или) металлических.

В качестве декларанта товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, является только владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация товаров.

Уничтожение - таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Под уничтожением товаров понимаются обезвреживание, полное уничтожение или иное приведение товаров в состояние, при котором они частично или полностью утрачивают свои потребительские и (или) иные свойства и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.

Заключение не требуется в случаях, когда товары безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения должны быть представлены документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Под таможенную процедуру уничтожения не могут помещаться следующие категории товаров:

1) культурные, археологические, исторические ценности;

2) животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза и (или) международными договорами, их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;

3) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;

4) изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

5) иные товары, перечень которых определяется решением Комиссии таможенного союза.

Уничтожение товаров не допускается, если такое уничтожение:

1) может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;

2) производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;

3) может повлечь расходы для государственных органов государств - членов таможенного союза.

4. Уничтожение товаров производится за счет декларанта таможенной процедуры уничтожения.

Уничтожение товаров производится в сроки, установленные таможенным органом исходя из времени, необходимого для фактического уничтожения этих товаров, способа и места их уничтожения.

Отказ в пользу государства - таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.

Товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, приобретают статус товаров таможенного союза.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза.

Решением Комиссии таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Как и в случае с таможенной процедурой уничтожения, таможенная процедура отказа в пользу государства выбирается участниками внешнеэкономической деятельности, когда невозможно или экономически не выгодно вывозить обратно, оставлять или реализовывать ввезенный товар на территории Таможенного союза.

Это может, например, произойти, при резком удорожании товара из-за увеличения транспортных расходов (незапланированные простои, штрафные санкции перевозчиков, ввиду непродуманной логистики внешнеэкономической сделки), расходов по хранению (нахождение на складе временного хранения в сроки, превышающие запланированные, ввиду отсутствия документов, необходимых для выпуска товаров) и т.п. В связи с чем происходит снижение рентабельности заключенной внешнеэкономической сделки.

Данные обстоятельства толкают участника внешнеэкономической деятельности, в целях минимизации своих убытков и освобождения от обязанности уплаты таможенных платежей, несения дополнительных транспортных расходов, к выбору таможенной процедуры отказа в пользу государства.

Еще одним фактором выбора данной таможенной процедуры является существующая возможность принять участие в аукционе по реализации товаров, перешедших в собственность государства. Когда участник внешнеэкономической деятельности, осуществивший ввоз товара и не имеющий возможности уплатить в полном объеме таможенные платежи, теоретически, может претендовать на выигрыш аукциона при реализации данного товара государственными органами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 таковым государственным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Такая возможность становится реальной при ввозе узкоспециализированных товаров (специфического оборудования) либо товаров со значительной степенью износа, когда имеется ограниченное количество участников торгов, потенциальных покупателей.

Именно возможностью дальнейших реализации и использования товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства, обусловлено приобретение ими статуса товаров Таможенного союза.

Существенной особенностью данной таможенной процедуры является то, что помещаться под нее могут только ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза иностранные товары.

[1] Козырин А.Н. Таможенные режимы. М., 2000. С.19.

[2] Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" используется термин "условный выпуск товаров" (статьи 200 ТК союза, 222 Федерального закона).

[3] Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

[4] Под таможенным сопровождением понимается сопровождение транспорт­ных средств, перевозящих товары, которое осуществляется должностными лица­ми таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законода­тельством государств — членов Таможенного союза в целях обеспечения соблюде­ния таможенного транзита. Таможенное сопровождение осуществляется, в частности, в случае недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или при неоднократном нарушении перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

[5] Установление маршрута является дополнительной мерой к мерам 1) и 2).

[6] Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 км за один месяц.

Наши рекомендации