Понятие и виды таможенных процедур и особенности их правового регулирования
В целях таможенного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, ст. 202 установлены виды таможенных процедур.
В соответствии со ст. 4 ТКТС изменения (с даты его вступления в действие), которые произошли в таможенной терминологии, - понятие "таможенный режим" заменено на "таможенная процедура".
Статья 4 ТКТС определяет - таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. Следовательно, таможенную процедуру можно рассматривать как институт таможенного права.
Таможенная процедура является одним из основных и наиболее важных институтов таможенного права России. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таможенная процедура является разновидностью правового режима, под которым в юридической литературе понимается особый порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данном случае — направленность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу).
С помощью таможенной процедуры определяются:
1. порядок перемещения товаров через таможенную границу в зависимости от их назначения и целей такого перемещения;
2. условия нахождения товаров на, либо вне, таможенной территории;
3. права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенной процедуры;
4. дополнительные требования, предъявляемые в отдельных случаях к статусу товаров либо лицу, их перемещающему.
Таможенная процедура имеет сложную правовую природу и сочетает в себе, «элементы административно-правового и финансово-правового регулирования[1]».
Помещая товар под определенную таможенную процедуру, заинтересованное лицо (владелец или распорядитель) определяет для себя два основных момента:
· конкретный набор прав и обязанностей, которыми можно воспользоваться и которые должны быть соблюдены при дальнейшем распоряжении этим товаром;
· порядок и (или) условия уплаты таможенных платежей.
Право выбора необходимой таможенной процедуры предоставлено лицу, перемещающему товары (декларанту), а не таможенному органу (ст. 203 ТК). Между тем согласно ст. 224 Закона о таможенном регулировании помещение товаров под таможенную процедуру фактически осуществляется с разрешения таможенного органа, которое выдается при соблюдении лицом требований, составляющих содержание избираемой таможенной процедуры. В ст. 163 ТК особо подчеркнуто, что убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается только с разрешения таможенного органа. Такое разрешение оформляется, например, путем проставления на таможенной декларации соответствующих отметок таможенного органа. Кроме того, таможенный орган устанавливает порядок и способы совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.
Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом. На декларанта возлагается обязанность по подтверждению соблюдения всех условий помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру. В случае несоблюдения условий и требований таможенной процедуры декларант несет административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.
Начало действия таможенной процедуры зависит от направления перемещения товаров через таможенную границу: ввоз на территорию Таможенного союза или вывоз с нее.
При ввозе товаров на территорию Таможенного союза началом действия таможенной процедуры является момент пересечения товарами таможенной границы, т. е. момент вхождения предметов таможенных отношений в юрисдикцию стран Таможенного союза. С этого момента у лица, перемещающего товары, возникает обязанность поместить товар под определенную таможенную процедуру. За пределами Таможенного союза действует законодательство иностранного государства, которым устанавливаются собственные таможенные правила в отношении перемещаемых товаров, поэтому нормы таможенного законодательства Таможенного союза не могут быть применены во время нахождения товаров на территории иных государств.
При вывозе товаров таможенная процедура начинает действовать с начала их таможенного оформления и с момента их размещения в зоне таможенного контроля. Все таможенные формальности должны быть соблюдены на территории Таможенного союза, т. е. до фактического пересечения товаром таможенной границы. Такие правила позволяют таможенным органам реализовать свои контрольные функции в отношении вывозимого товара разумными силами и средствами.
Момент прекращения действия таможенной процедуры различается в зависимости от выбранной таможенной процедуры, что обусловлено ее условиями. Так, процедуры таможенного транзита и экспорта завершаются вывозом товаров за пределы Таможенного союза; процедура временного вывоза завершается возвратом товаров на территорию Таможенного союза; таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления прекращается с момента выпуска товаров для свободного обращения на территории Таможенного союза.
Нахождение товаров под таможенной процедурой может быть как временным (срочным), так и бессрочным.
Временными могут быть, например, таможенный транзит, временный ввоз (допуск) или временный вывоз, таможенный склад. Условия использования указанных процедур предполагают, что товары размещаются при срочной процедуре на определенное время, по истечении которого таможенная процедура прекращает свое действие (на время, необходимое для провоза товара по территории страны, на период выставки, на время хранения и т. п.). Такие процедуры предполагают двукратное прохождение таможенных формальностей, обусловленное сроком действия таможенную процедуру,
Бессрочная процедура не связывает лицо обязанностью после выпуска товара через определенный период времени вновь представить его таможенному органу, а также обязанностью по использованию (распоряжению) товаром. К числу таких процедур относятся, например, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, т. е. те случаи, когда товар ввозится (вывозится) без обязательств о возврате.
Предусматривается возможность приостановления действия таможенной процедуры. Так, в случае изъятия товаров, помещенных под таможенную процедуру, либо наложения ареста на такие товары действие таможенной процедуры в отношении этих товаров приостанавливается (ст. 208 ТК). Однако если будет принято решение об отмене изъятия товаров либо наложения на них ареста, действие таможенной процедуры возобновится. Действие таможенной процедуры может быть также приостановлено по просьбе участника ВЭД (ст. 249, 281 ТК).
Использование некоторых таможенных процедур ограничено определенной территорией, на которой необходимо размещать товары в период действия соответствующей таможенной процедуры. Это территория, на которой товары находятся под таможенным контролем, в частности помещение магазина беспошлинной торговли, территория таможенного или свободного склада. Вывоз товаров с указанной территории предполагает прекращение действия таможенной процедуры, а иногда и замену на иную таможенную процедуру.
Участник ВЭД вправе изменить выбранную ранее таможенную процедуру на другую (п. 2 ст. 203 ТК). Следует различать понятия «выбор таможенной процедуры» и «изменение таможенной процедуры».
Выбор таможенной процедуры осуществляется лицом исходя из первоначальной цели перемещения товара, когда никакая таможенная процедура еще не заявлена.
Изменение таможенной процедуры на другую происходит в период действия первой процедуры. Причины, побуждающие лицо изменить таможенную процедуру, различны, однако все они прежде всего связаны с минимизацией финансовых потерь и рисков частных субъектов при осуществлении внешнеторговых операций. Изменение таможенной процедуры может быть запланировано заранее, например, когда импортер помещает большую партию товара на таможенный склад, а в дальнейшем изменяет процедуру на выпуск для внутреннего потребления для каждой мелкой партии реализуемых товаров.
Изменение одной таможенной процедуры на другую нередко вызвано непредвиденными негативными обстоятельствами: порчей или поломкой товара, выявлением брака, отсутствием покупателя на товар, недостаточностью необходимых финансовых средств для уплаты таможенных платежей и проч. Так, лицо, поместившее товар на таможенный склад в целях получения определенной отсрочки для поиска покупателя или получения кредита для уплаты таможенных платежей, в случае невозможности достичь указанной цели вправе изменить его на таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Право на свободу выбора и изменения таможенной процедуры, закрепленное в ст. 203 ТК, ограничено рядом факторов, и прежде всего целью перемещения или использования вещей. При необходимости ввезти товар на территорию Таможенного союза будет невозможным, например, выбор процедуры «экспорт». Наряду с целью перемещения важным фактором самоограничения лица в выборе таможенной процедуры является целесообразность помещения товара под ту или иную таможенную процедуру, продиктованная проблемой оптимизации уплаты таможенных платежей. Так, используя процедуру переработки товара, лицо получает определенные льготы при уплате таможенных пошлин, налогов.
В ряде случаев изменение таможенной процедуры является обязательным. В качестве примера можно привести положение ст. 288 ТК, которой предусмотрено, что в случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары лицо, поместившее товары под таможенную процедуру временного вывоза, обязано изменить процедуру временного вывоза на экспорт.
Некоторые товары не могут быть помещены под определенную таможенную процедуру. Так, не допускается использование процедуры «уничтожение» в отношении культурных ценностей, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, и др. Под таможенную процедуру таможенного транзита не могут быть помещены товары, транзит которых запрещен.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров установлены следующие виды таможенных процедур:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4) таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7) переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск); 10)
9) временный вывоз; 11)
10) реимпорт; 12)
11) реэкспорт; 13)
12) беспошлинная торговля; 14)
13) уничтожение; 15)
14) отказ в пользу государства; 16)
15) свободная таможенная зона; 8)
16) свободный склад; 9)
17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).
Условия помещения под таможенные процедуры "свободная таможенная зона" и "свободный склад" устанавливаются международными договорами государств - членов ТС.
Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза.