Понятие и виды таможенных процедур и особенности их правового регулирования

В целях таможенного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, ст. 202 установлены виды таможенных процедур.

В соответствии со ст. 4 ТКТС изменения (с даты его вступления в действие), которые произошли в таможенной терминологии, - понятие "таможенный режим" заменено на "таможенная процедура".

Статья 4 ТКТС определяет - таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. Следовательно, таможенную процедуру можно рассматривать как институт таможенного права.

Таможенная процедура является одним из основных и наи­более важных институтов таможенного права России. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным ко­дексом РФ все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленной таможен­ной процедурой.

Таможенная процедура является разновидностью право­вого режима, под которым в юридической литературе по­нимается особый порядок регулирования, который выра­жен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создаю­щих особую направленность регулирования (в данном слу­чае — направленность на перемещение товаров и транс­портных средств через таможенную границу).

С помощью таможенной процедуры определяются:

1. порядок перемещения товаров через таможенную гра­ницу в зависимости от их назначения и целей такого пе­ремещения;

2. условия нахождения товаров на, либо вне, таможенной территории;

3. права и обязанности бенефициара (заявителя) таможенной процедуры;

4. дополнительные требования, предъявляемые в от­дельных случаях к статусу товаров либо лицу, их переме­щающему.

Таможенная процедура имеет сложную правовую природу и сочетает в себе, «элементы административно-правового и фи­нансово-правового регулирования[1]».

Помещая товар под определенную та­моженную процедуру, заинтересованное лицо (владелец или распорядитель) определяет для себя два основных мо­мента:

· конкретный набор прав и обязанностей, которыми мож­но воспользоваться и которые должны быть соблюдены при дальнейшем распоряжении этим товаром;

· порядок и (или) условия уплаты таможенных платежей.

Право выбора необходимой таможенной процедуры предостав­лено лицу, перемещающему товары (декларанту), а не таможенно­му органу (ст. 203 ТК). Между тем согласно ст. 224 Закона о тамо­женном регулировании помещение товаров под таможенную про­цедуру фактически осуществляется с разрешения таможенного органа, которое выдается при соблюдении лицом требований, со­ставляющих содержание избираемой таможенной процедуры. В ст. 163 ТК особо подчеркнуто, что убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается только с разрешения таможенного органа. Такое разрешение оформляется, например, путем проставления на таможенной декларации соответствующих отметок таможенного органа. Кроме того, таможенный орган устанавливает порядок и способы совершения таможенных опера­ций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через та­моженную границу Союза, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.

Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом. На декларанта возла­гается обязанность по подтверждению соблюдения всех условий помещения товаров под соответствующую таможенную процеду­ру. В случае несоблюдения условий и требований таможенной процедуры декларант несет административную или уголовную от­ветственность в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Начало действия таможенной процедуры зависит от направле­ния перемещения товаров через таможенную границу: ввоз на тер­риторию Таможенного союза или вывоз с нее.

При ввозе товаров на территорию Таможенного союза началом действия таможенной процедуры является момент пересечения товарами таможенной границы, т. е. момент вхождения предметов таможенных отношений в юрисдикцию стран Таможенного сою­за. С этого момента у лица, перемещающего товары, возникает обязанность поместить товар под определенную таможенную про­цедуру. За пределами Таможенного союза действует законодатель­ство иностранного государства, которым устанавливаются собст­венные таможенные правила в отношении перемещаемых това­ров, поэтому нормы таможенного законодательства Таможенного союза не могут быть применены во время нахождения товаров на территории иных государств.

При вывозе товаров таможенная процедура начинает действо­вать с начала их таможенного оформления и с момента их разме­щения в зоне таможенного контроля. Все таможенные формально­сти должны быть соблюдены на территории Таможенного союза, т. е. до фактического пересечения товаром таможенной границы. Такие правила позволяют таможенным органам реализовать свои контрольные функции в отношении вывозимого товара разумны­ми силами и средствами.

Момент прекращения действия таможенной процедуры разли­чается в зависимости от выбранной таможенной процедуры, что обусловлено ее условиями. Так, процедуры таможенного транзита и экспорта завершаются вывозом товаров за пределы Таможенно­го союза; процедура временного вывоза завершается возвратом то­варов на территорию Таможенного союза; таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления прекращается с момента выпуска товаров для свободного обращения на территории Тамо­женного союза.

Нахождение товаров под таможенной процедурой может быть как временным (срочным), так и бессрочным.

Временными могут быть, например, таможенный транзит, вре­менный ввоз (допуск) или временный вывоз, таможенный склад. Условия использования указанных процедур предполагают, что товары размещаются при срочной процедуре на определенное время, по истечении которого таможенная процедура прекращает свое действие (на время, необходимое для провоза товара по тер­ритории страны, на период выставки, на время хранения и т. п.). Такие процедуры предполагают двукратное прохождение тамо­женных формальностей, обусловленное сроком действия тамо­женную процедуру,

Бессрочная процедура не связывает лицо обязанностью после выпуска товара через определенный период времени вновь пред­ставить его таможенному органу, а также обязанностью по ис­пользованию (распоряжению) товаром. К числу таких процедур относятся, например, выпуск для внутреннего потребления, экс­порт, т. е. те случаи, когда товар ввозится (вывозится) без обяза­тельств о возврате.

Предусматривается возможность приостановления действия та­моженной процедуры. Так, в случае изъятия товаров, помещен­ных под таможенную процедуру, либо наложения ареста на такие товары действие таможенной процедуры в отношении этих това­ров приостанавливается (ст. 208 ТК). Однако если будет принято решение об отмене изъятия товаров либо наложения на них аре­ста, действие таможенной процедуры возобновится. Действие та­моженной процедуры может быть также приостановлено по просьбе участника ВЭД (ст. 249, 281 ТК).

Использование некоторых таможенных процедур ограничено определенной территорией, на которой необходимо размещать то­вары в период действия соответствующей таможенной процедуры. Это территория, на которой товары находятся под таможенным контролем, в частности помещение магазина беспошлинной тор­говли, территория таможенного или свободного склада. Вывоз то­варов с указанной территории предполагает прекращение дейст­вия таможенной процедуры, а иногда и замену на иную таможен­ную процедуру.

Участник ВЭД вправе изменить выбранную ранее таможенную процедуру на другую (п. 2 ст. 203 ТК). Следует различать понятия «выбор таможенной процедуры» и «изменение таможенной про­цедуры».

Выбор таможенной процедуры осуществляется лицом исходя из первоначальной цели перемещения товара, когда никакая тамо­женная процедура еще не заявлена.

Изменение таможенной процедуры на другую происходит в пе­риод действия первой процедуры. Причины, побуждающие лицо изменить таможенную процедуру, различны, однако все они прежде всего связаны с минимизацией финансовых потерь и рис­ков частных субъектов при осуществлении внешнеторговых опе­раций. Изменение таможенной процедуры может быть запланиро­вано заранее, например, когда импортер помещает большую пар­тию товара на таможенный склад, а в дальнейшем изменяет процедуру на выпуск для внутреннего потребления для каждой мелкой партии реализуемых товаров.

Изменение одной таможенной процедуры на другую нередко вызвано непредвиденными негативными обстоятельствами: пор­чей или поломкой товара, выявлением брака, отсутствием покупа­теля на товар, недостаточностью необходимых финансовых средств для уплаты таможенных платежей и проч. Так, лицо, по­местившее товар на таможенный склад в целях получения опреде­ленной отсрочки для поиска покупателя или получения кредита для уплаты таможенных платежей, в случае невозможности дос­тичь указанной цели вправе изменить его на таможенную про­цедуру отказа в пользу государства.

Право на свободу выбора и изменения таможенной процедуры, закрепленное в ст. 203 ТК, ограничено рядом факторов, и прежде всего целью перемещения или использования вещей. При необхо­димости ввезти товар на территорию Таможенного союза будет невозможным, например, выбор процедуры «экспорт». Наряду с целью перемещения важным фактором самоограничения лица в выборе таможенной процедуры является целесообразность поме­щения товара под ту или иную таможенную процедуру, продикто­ванная проблемой оптимизации уплаты таможенных платежей. Так, используя процедуру переработки товара, лицо получает оп­ределенные льготы при уплате таможенных пошлин, налогов.

В ряде случаев изменение таможенной процедуры является обязательным. В качестве примера можно привести положение ст. 288 ТК, которой предусмотрено, что в случае передачи иност­ранному лицу права собственности на временно вывезенные това­ры лицо, поместившее товары под таможенную процедуру вре­менного вывоза, обязано изменить процедуру временного вывоза на экспорт.

Некоторые товары не могут быть помещены под определенную таможенную процедуру. Так, не допускается использование про­цедуры «уничтожение» в отношении культурных ценностей, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, и др. Под таможенную процедуру таможенного транзита не могут быть помещены товары, транзит которых запрещен.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров установлены следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск); 10)

9) временный вывоз; 11)

10) реимпорт; 12)

11) реэкспорт; 13)

12) беспошлинная торговля; 14)

13) уничтожение; 15)

14) отказ в пользу государства; 16)

15) свободная таможенная зона; 8)

16) свободный склад; 9)

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

Условия помещения под таможенные процедуры "свободная таможенная зона" и "свободный склад" устанавливаются международными договорами государств - членов ТС.

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии таможенного союза.

Наши рекомендации