Метод по стоимости сделки с идентичными товарами
«Идентичные товары» — товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными. Товары не считаются идентичными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на единой таможенной территории таможенного союза. Понятие «произведенные» («произведены») применительно к товарам имеет также значения «добытые», «выращенные», «изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)». Идентичные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, принимаются во внимание лишь в случаях, когда не выявлены идентичные товары того же производителя либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Для определения таможенной стоимости товаров в соответствии с данным методом используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары.
Метод по стоимости сделки с однородными товарами
«Однородные товары» — товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенных из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые (ввозимые) товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые (ввозимые) товары, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы были выполнены на единой таможенной территории таможенного союза. Понятие «произведенные» («произведены») применительно к товарам имеет также значения «добытые», «выращенные», «изготовленные (в том числе путем монтажа, сборки или разборки товаров)». Однородные товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых (ввозимых) товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда не выявлены однородные товары того же производителя, либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Метод вычитания
Если оцениваемые товары либо идентичные или однородные им товары продаются в Российской Федерации в том же состоянии, в котором они ввозятся на таможенную территорию РФ, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными лицами с лицами, осуществляющими продажу на территории РФ, в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию РФ. При этом производятся вычеты следующих сумм:
1) вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;
2) обычных расходов на осуществленные на таможенной территории РФ перевозку (транспортировку), страхование, а также связанных с такими операциями расходов в Российской Федерации;
3) таможенных пошлин, налогов, сборов, а также установленных в соответствии с законодательством РФ налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ или с их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.
Если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период времени, в который оцениваемые товары пересекали таможенную границу РФ, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, или идентичные с оцениваемыми, или однородные с оцениваемыми товарами товары продаются в Российской Федерации в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению ко дню пересечения оцениваемыми товарами таможенной границы РФ, но не позднее чем по истечении 90 дней после этого дня.
Метод сложения
При определении таможенной стоимости товаров по методу сложения в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров. Расчетная стоимость товаров определяется путем сложения:
1) расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров;
2) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в Российскую Федерацию;
3) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
4) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
5) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
Таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости.
Резервный метод
Резервный метод использует все вышеперечисленные методы, однако при их применении допускается определенная «гибкость».
В частности, возможно за основу для определения таможенной стоимости товаров принять стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары. Также при использовании этих методов допускается разумное отклонение от требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.
При этом информация об идентичных или однородных товарах может быть взята из электронных информационных баз, имеющихся в распоряжении таможенных органов.
Тем не менее, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров с использованием этого метода не могут быть использованы:
1. цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);
2. цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
3. цена на внутреннем рынке РФ на товары, произведенные в Российской Федерации;
4. иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии с утвержденными методами;
5. цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
6. произвольные или фиктивные стоимости;
7. минимальные таможенные стоимости.
Данные правила заключают в себе значительное число существенных особенностей, позволяющих определить базу для начисления таможенных пошлин и налогов с наибольшей точностью.
Таможенная стоимость товаров в соответствии с этим методом не должна определяться на основе:
1) цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на таможенной территории Таможенного союза;
2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
4) иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии методом сложения;
5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
6) минимальной таможенной стоимости;
7) произвольной или фиктивной стоимости.
В случае если данный метод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.
В случае если при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров возникает необходимость отложить завершение определения (окончательное определение) декларантом (таможенные представителем) этой таможенной стоимости в связи с тем, что на дату регистрации декларации на товары в соответствии с условиям и внешнеторгового договора отсутствуют документы, подтверждающие точные сведения, необходимые для расчета таможенной стоимости товаров, декларант (таможенный представитель) имеет право получить оцениваемые (ввозимые) товары в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров[16], устанавливающий случаи применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при использовании процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости товаров, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев, утверждается решением Комиссии Таможенного союза.
При применении процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров заявляется:
а) при таможенном декларировании товаров - предварительная величина таможенной стоимости товаров;
б) после выпуска товаров - точная величина таможенной стоимости товаров.
Определение и заявление точной величины таможенной стоимости товаров допускается отложить на срок, в течение которого в соответствии с условиями внешнеэкономического договора должны быть получены документально подтвержденные сведения, позволяющие определить и заявить точную величину таможенной стоимости товаров. При этом срок определения и заявления точной величины таможенной стоимости товаров не может превышать 2 месяцев со дня регистрации декларации на товары.
Предварительная величина таможенной стоимости товаров определяется на основании биржевых цен (биржевых котировок, биржевых индексов) на дату, наиболее близкую к дате регистрации декларации на товары, исходя из порядка (алгоритма, формулы) расчета, установленного внешнеэкономическим договором.
Точная величина таможенной стоимости товаров определяется на основании цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, которая рассчитывается на основании биржевых цен (биржевых котировок, биржевых индексов) на дату, установленную внешнеэкономическим договором.
Безусловно, сведения, используемые для расчета предварительной и точной величины таможенной стоимости товаров, должны быть подтверждены документально.
Льготы по уплате таможенных платежей
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) тарифные преференции[17];
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
3) льготы по уплате налогов;
4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенная декларация
Для отправки международных посылок, мелких пакетов и бандеролей нужно заполнить таможенную декларацию.
Для мелких пакетов и бандеролей ценностью менее 300 СПЗ нужно заполнить таможенную декларацию CN 22.
Для посылок и отправлений ценностью более 300 СПЗ (или по желанию отправителя) заполняют таможенную декларацию CN 23 в трех экземплярах.
Декларации заполняются латинскими буквами и прикрепляются к почтовым отправлениям.
В декларации нужно указать категорию отправления (подарок, документы, коммерческий образец, прочее), наименования пересылаемых предметов, их количество и ценность (по желанию отправителя).
При пересылке международных почтовых отправлений между Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией заполнение таможенных деклараций CN 22 и CN 23 не требуется.
[1] Ранее действовавший Таможенный кодекс РФ 2003 г. оперировал данным понятием.
[2] По ТК ЕАЭС 4 месяца.
[3] Помещение товаров под таможенную процедуруначинаетсяс момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
[4] таможенное декларирование в письменной форме может быть осуществлено, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неработоспособностью используемых таможенными органами информационных систем.
[5] Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза.
[6] См. решение КТС от 20 мая 2010 г. № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».
[7] См. решение КТС от 18 июня 2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».
[8] См. решение КТС 18.06.2010 N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».
[9] См. решение КТС от 14 октября 2010 г. № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».
[10] В качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, при декларировании товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро.
[11] Возможность введения сезонных таможенных пошлин сроком до шести месяцев предусматривается ст. 3 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 253-ФЗ «О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании».
[12] Правовой основой применения мер торговой защиты на единой таможенной территории Таможенного союза является Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.
[13] См. ст. 13 НК.
[14] Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза"// http://www.pravo.gov.ru
[15] Бюллетень международных договоров, N 4, апрель, 2013.
[16] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.04.2016 N 32 "Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров".
[17] ПРЕФЕРЕНЦИИ, ТАРИФНЫЕ - особые таможенные льготы, предоставляемые при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами. Допускаются по таможенному тарифу РФ в виде: освобождения от уплаты таможенной пошлины; снижения ставок таможенных пошлин; установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Тарифные квоты на преференциальный ввоз товаров не могут устанавливаться индивидуально для лица (группы лиц), осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Тарифные преференции устанавливаются исключительно по решению Правительства РФ.