Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов.
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров.
К таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные операции);
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
Существование таможенных сборов обусловлено необходимостью покрытия расходов таможенных органов на совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также иных действий, установленных ТК и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. Итак, таможенные сборы по сути представляют собой плату за осуществление таможенными органами различных действий. Целью их уплаты является финансирование расходов органов государственной власти — таможенных органов, действующих в публичных интересах.
Глава 14 Закона о таможенном регулировании подробно регламентирует юридический состав таможенных сборов, а также содержит правила, по которым осуществляются исчисление, уплата, взыскание и возврат таможенных сборов. Закон определяет плательщиков таможенных сборов, ставки и порядок их применения, порядок исчисления, формы и сроки уплаты таможенных сборов, правила взыскания, возврата таможенных сборов, а также условия, при наличии которых происходит освобождение от уплаты таможенных сборов.
Статья 130. Ставки таможенных сборов
1. Ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 000 рублей.
3. При вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров.
4. При декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров. При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размерах в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
5. Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:
1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
а) до 50 км включительно - 2 000 рублей;
б) от 51 до 100 км включительно - 3 000 рублей;
в) от 101 до 200 км включительно - 4 000 рублей;
г) свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей;
2) за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.
6. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.
Некоторые таможенные процедуры или случаи, требуют обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Например, было изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в форме отсрочки или рассрочки; был выпуск товаров до подачи декларации на товары в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления; выпуск товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, а также до получения результатов таможенной экспертизы; помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой; и др.
Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:
1) денежные средства (деньги);
2) банковская гарантия;
3) поручительство;
4) залог имущества.
§4.Таможенная стоимость товаров.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика). Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 75 ТК являются перемещаемые через таможенную границу товары.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, производится в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г. и гл. 8 ТК.
Таможенная стоимость, как правило, определяется декларантом на основе одного из следующих методов[14]:
1. метода стоимости сделки с ввозимыми товарами;
2. метода стоимости сделки с идентичными товарами;
3. метода стоимости сделки с однородными товарами;
4. метода вычитания стоимости;
5. метода сложения стоимости;
6. методов, совместимых с принципами Соглашения о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах — членах Таможенного союза (дополнительные или резервные методы).
Основным методом определения таможенной стоимости является метод стоимости сделки с ввозимыми товарами, т. е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза. Если он не может быть использован, применяется последовательно каждый из последующих методов.
Определение таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Так, порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, закреплен в Правилах определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утв. соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»[15]. Первоосновой для определения таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, т. е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения. Если же таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ними, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе стоимости сделки с идентичными товарами, стоимости сделки с однородными товарами или расчетной стоимости. Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости вывозимых товаров одну из указанных основ.