Тема 4. Правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств. Таможенные платежи.
Таможенное право
Условно выпущенные товары
1. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:
1) применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
2) соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров;
3) в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее - международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
Условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, - также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
Условно выпущенные товары, могут использоваться только в пределах территории государства-члена, таможенным органом которого произведен их выпуск, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз.
§3. Таможенные платежи
Существование в таможенном праве института таможенных платежей как совокупности норм, определяющих виды, порядок расчета и условия взимания соответствующих налогов и сборов не является бесспорным, поскольку платежи в целом, составляют предмет регулирования налогового права. Более того, ряд учебных изданий, посвященных налоговому законодательству, затрагивает и вопросы таможенных платежей. Кроме этого, что также уже отмечалось в литературе, в отдельных странах таких, например, как Франция, таможенное право является вообще подотраслью (подразделением) налогового права, а центральный орган таможенного управления входит в структуру министерства финансов, что объясняется изначально фискальной деятельностью таможенных органов по сбору таможенных платежей, средства от взимания которых должны поступать в государственный бюджет.
Под таможенными платежами понимаются налоги и сборы, перечисленные в статье 70 ТКТС, обязанность взимания которых возложена на таможенные органы Российской Федерации.
К таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5) таможенные сборы.
Характерной особенностью системы таможенных платежей является то, что в нее включены обязательные платежи, имеющие различную правовую природу, а именно пошлины (таможенное законодательство), налоги и сборы (налоговое законодательство). Остановимся на видах таможенных платежей подробнее.
Следует иметь ввиду, что могут устанавливаться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины для взимания ввозной таможенной пошлины. В отношении товаров для личного пользования таможенные платежи применяется с учетом особенностей, установленных главой 49 ТКТС и международным договором государств - членов таможенного союза.
Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Таможенная пошлина имеет неналоговую природу; она опосредована процессом перемещения товаров через таможенную границу и является средством для достижения такой цели. Это возмездный платеж, так как он фактически является платой за предоставление возможности перемещать товары через таможенную границу. Таможенная пошлина не обладает признаком регулярности, так как обязанность по уплате таможенной пошлины возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное правоотношение.
В зависимости от характера внешнеторговой операции таможенные пошлины подразделяются на ввозные (взимаемые при импорте товаров) и вывозные (уплачиваемые при экспорте товаров).
В зависимости от способа взимания согласно ст. 71 ТК ставки таможенных пошлин классифицируются на следующие виды:
1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2).
В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть базовыми (минимальными), льготными (преференциальными), максимальными и карательными.
По порядку введения различают ординарные и партикулярные таможенные пошлины. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном ходе внешней торговли, а партикулярные — в целях оперативного регулирования ввоза (вывоза) товаров при наличии сезонных колебаний[11].
Важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза является применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из третьих стран[12].
Помимо таможенной пошлины к числу таможенных платежей, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию, относятся НДС и акцизы. Они образуют группу косвенных налогов, уплачиваемых в связи с осуществлением лицами перемещения товаров через таможенную границу. Особенностью косвенных налогов является то, что они одновременно включены в систему таможенных платежей и систему федеральных налогов и сборов[13].
Данные платежи являются существенными источниками доходной части федерального бюджета, а к их основным признакам относятся:
· обязательный характер;
· причисление к налоговым доходам федерального бюджета;
· уплата (взимание) при ввозе товаров на таможенную территорию;
· установление порядка их исчисления, взимания как нормами таможенного законодательства Таможенного союза, так и налогового законодательства.
Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг) и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. При этом уплачивается этот налог при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, что, с одной стороны, способствует защите внутреннего рынка путем удорожания импортных товаров, а с другой стороны, увеличивает приток денежных средств в государственную казну.
Акцизы — один из самых древних в истории и распространенных косвенных налогов в налоговых системах многих стран мира. В отличие от НДС акциз уплачивается не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизных товаров при их реализации или после нее или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этим товаром. Акциз «привязан» к конкретным товарам, перечень которых содержится в НК, и для того, чтобы ослабить негативное влияние акцизов на малообеспеченные слои населения, в число подакцизных товаров включены предметы роскоши (ювелирные изделия, легковые автомобили и т. п.), а также товары, пользующиеся повышенным спросом, но не являющиеся товарами первой необходимости (спиртосодержащая и табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо и т. д.).
Метод вычитания
Если оцениваемые товары либо идентичные или однородные им товары продаются в Российской Федерации в том же состоянии, в котором они ввозятся на таможенную территорию РФ, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными лицами с лицами, осуществляющими продажу на территории РФ, в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию РФ. При этом производятся вычеты следующих сумм:
1) вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в Российской Федерации товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран;
2) обычных расходов на осуществленные на таможенной территории РФ перевозку (транспортировку), страхование, а также связанных с такими операциями расходов в Российской Федерации;
3) таможенных пошлин, налогов, сборов, а также установленных в соответствии с законодательством РФ налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ или с их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.
Если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в Российской Федерации в тот же или соответствующий ему период времени, в который оцениваемые товары пересекали таможенную границу РФ, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, или идентичные с оцениваемыми, или однородные с оцениваемыми товарами товары продаются в Российской Федерации в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению ко дню пересечения оцениваемыми товарами таможенной границы РФ, но не позднее чем по истечении 90 дней после этого дня.
Метод сложения
При определении таможенной стоимости товаров по методу сложения в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров. Расчетная стоимость товаров определяется путем сложения:
1) расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых товаров;
2) суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза в Российскую Федерацию;
3) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
4) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;
5) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
Таможенные органы не вправе требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости.
Резервный метод
Резервный метод использует все вышеперечисленные методы, однако при их применении допускается определенная «гибкость».
В частности, возможно за основу для определения таможенной стоимости товаров принять стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары. Также при использовании этих методов допускается разумное отклонение от требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары.
При этом информация об идентичных или однородных товарах может быть взята из электронных информационных баз, имеющихся в распоряжении таможенных органов.
Тем не менее, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров с использованием этого метода не могут быть использованы:
1. цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);
2. цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
3. цена на внутреннем рынке РФ на товары, произведенные в Российской Федерации;
4. иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии с утвержденными методами;
5. цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;
6. произвольные или фиктивные стоимости;
7. минимальные таможенные стоимости.
Данные правила заключают в себе значительное число существенных особенностей, позволяющих определить базу для начисления таможенных пошлин и налогов с наибольшей точностью.
Таможенная стоимость товаров в соответствии с этим методом не должна определяться на основе:
1) цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на таможенной территории Таможенного союза;
2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
4) иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии методом сложения;
5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
6) минимальной таможенной стоимости;
7) произвольной или фиктивной стоимости.
В случае если данный метод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.
В случае если при определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров возникает необходимость отложить завершение определения (окончательное определение) декларантом (таможенные представителем) этой таможенной стоимости в связи с тем, что на дату регистрации декларации на товары в соответствии с условиям и внешнеторгового договора отсутствуют документы, подтверждающие точные сведения, необходимые для расчета таможенной стоимости товаров, декларант (таможенный представитель) имеет право получить оцениваемые (ввозимые) товары в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Порядок применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров[16], устанавливающий случаи применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при использовании процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости товаров, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев, утверждается решением Комиссии Таможенного союза.
При применении процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров заявляется:
а) при таможенном декларировании товаров - предварительная величина таможенной стоимости товаров;
б) после выпуска товаров - точная величина таможенной стоимости товаров.
Определение и заявление точной величины таможенной стоимости товаров допускается отложить на срок, в течение которого в соответствии с условиями внешнеэкономического договора должны быть получены документально подтвержденные сведения, позволяющие определить и заявить точную величину таможенной стоимости товаров. При этом срок определения и заявления точной величины таможенной стоимости товаров не может превышать 2 месяцев со дня регистрации декларации на товары.
Предварительная величина таможенной стоимости товаров определяется на основании биржевых цен (биржевых котировок, биржевых индексов) на дату, наиболее близкую к дате регистрации декларации на товары, исходя из порядка (алгоритма, формулы) расчета, установленного внешнеэкономическим договором.
Точная величина таможенной стоимости товаров определяется на основании цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, которая рассчитывается на основании биржевых цен (биржевых котировок, биржевых индексов) на дату, установленную внешнеэкономическим договором.
Безусловно, сведения, используемые для расчета предварительной и точной величины таможенной стоимости товаров, должны быть подтверждены документально.
Льготы по уплате таможенных платежей
Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) тарифные преференции[17];
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);
3) льготы по уплате налогов;
4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Таможенная декларация
Для отправки международных посылок, мелких пакетов и бандеролей нужно заполнить таможенную декларацию.
Для мелких пакетов и бандеролей ценностью менее 300 СПЗ нужно заполнить таможенную декларацию CN 22.
Для посылок и отправлений ценностью более 300 СПЗ (или по желанию отправителя) заполняют таможенную декларацию CN 23 в трех экземплярах.
Декларации заполняются латинскими буквами и прикрепляются к почтовым отправлениям.
В декларации нужно указать категорию отправления (подарок, документы, коммерческий образец, прочее), наименования пересылаемых предметов, их количество и ценность (по желанию отправителя).
При пересылке международных почтовых отправлений между Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией заполнение таможенных деклараций CN 22 и CN 23 не требуется.
[1] Ранее действовавший Таможенный кодекс РФ 2003 г. оперировал данным понятием.
[2] По ТК ЕАЭС 4 месяца.
[3] Помещение товаров под таможенную процедуруначинаетсяс момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
[4] таможенное декларирование в письменной форме может быть осуществлено, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом таможенного декларирования в электронной форме в связи с неработоспособностью используемых таможенными органами информационных систем.
[5] Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза.
[6] См. решение КТС от 20 мая 2010 г. № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».
[7] См. решение КТС от 18 июня 2010 г. № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».
[8] См. решение КТС 18.06.2010 N 287 «Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации».
[9] См. решение КТС от 14 октября 2010 г. № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».
[10] В качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, при декларировании товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 1 000 евро.
[11] Возможность введения сезонных таможенных пошлин сроком до шести месяцев предусматривается ст. 3 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 253-ФЗ «О ратификации Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании».
[12] Правовой основой применения мер торговой защиты на единой таможенной территории Таможенного союза является Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.
[13] См. ст. 13 НК.
[14] Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза"// http://www.pravo.gov.ru
[15] Бюллетень международных договоров, N 4, апрель, 2013.
[16] Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.04.2016 N 32 "Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров".
[17] ПРЕФЕРЕНЦИИ, ТАРИФНЫЕ - особые таможенные льготы, предоставляемые при осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами. Допускаются по таможенному тарифу РФ в виде: освобождения от уплаты таможенной пошлины; снижения ставок таможенных пошлин; установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Тарифные квоты на преференциальный ввоз товаров не могут устанавливаться индивидуально для лица (группы лиц), осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Тарифные преференции устанавливаются исключительно по решению Правительства РФ.
Таможенное право
Тема 4. Правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств. Таможенные платежи.
План:
1.Основные начала перемещения товаров через таможенную границу
2.Порядок перемещения товаров через таможенную границу
3.Таможенные платежи.
4. Таможенная стоимость товаров.
§1.Основные начала перемещения товаров через таможенную границу
Ряд действий, совершаемых таможенными органами и лицами, перемещающими товары через таможенную границу, подпадает под понятие таможенного оформления[1].
В юридической литературе под таможенным оформлением понимается совокупность всех таможенных операций и процедур, проводимых в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем, до момента приобретения ими неизменного статуса для таможенных целей1. Несмотря на то что Таможенный кодекс Таможенного союза прямо не упоминает о таможенном оформлении, совокупность таможенных операций по помещению товаров под определенную таможенную процедуру и завершению действия этой процедуры фактически является таможенным оформлением.
Таможенное оформление следует отличать от понятия «перемещение товаров через таможенную границу». «Перемещение товаров» — понятие более широкое по своему содержанию; оно включает отношения не только по таможенному оформлению, но и по таможенному контролю, таможенному обложению и т. д.
Товары перемещаются через таможенную границу путем совершения действий по ввозуна таможенную территорию Таможенного союза или вывозу товаров с этой территории.
Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза — это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза — это совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.
Порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу зависят от таких факторов, как характер товаров, таможенная режим, вид транспорта, на котором перемещаются товары, и т. д. В то же время существуют общие для всех видов товаров и лиц, их перемещающих, фундаментальные правовые требования, сформулированные в гл. 22 ТК и именуемые основными положениями о перемещении товаров через таможенную границу.
Во-первых, нормами ТК гарантируется равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.
Во-вторых, товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза, а также национальным законодательством.
В-третьих, при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза и вывозе с этой территории в первоочередном порядке совершаются таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, в отношении некоторых категорий товаров (товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений; товары, подвергающиеся быстрой порче; живые животные; радиоактивные материалы; взрывчатые вещества; международные почтовые отправления и т.п.)
В-четвертых, местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств — членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством этих государств.
В-пятых, перемещение товаров через таможенную границу в большинстве случаев должно осуществляться с соблюдением запретов и ограничений. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на эту территорию, подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами. Принятие мер по вывозу таких товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника. Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с этой территории.
В-шестых, законодательством регламентирован порядок пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами. Пользование и (или) распоряжение товарами до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза.
Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры.
В-седьмых, товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы до совершения таможенных операций, связанных с их помещением под таможенную процедуру, в том числе в период их временного хранения, а также при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в дальнейшем при совершении в отношении них таможенных операций рассматриваются также, как если бы они были ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в негодном, испорченном или поврежденном состоянии.
В-восьмых, заинтересованные лица и контролирующие государственные органы с разрешения таможенного органа вправе отбирать пробы и образцы товаров. Разрешение выдается таможенным органом, если такое взятие не затрудняет проведения таможенного контроля, не изменяет характеристик товаров, не влечет уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов и ограничений.
§2.Порядок перемещения товаров через таможенную границу
Алгоритм совершения таможенных операций в отношении ввозимых на таможенную территорию таможенного союза товаров можно представить в виде следующей блок-схемы
Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации |
Таможенное декларирование товаров |
Выпуск товаров |
Среди таможенных операций, предшествующих подаче таможенной декларации, выделяют:
· прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза,
· убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза,
· временное хранение товаров.
Порядок прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза регулируется ст. 156—161 ТК, а также ст. 193, 194 Закона о таможенном регулировании. Порядок убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза определен ст. 162— 166 ТК и ст. 195 Закона о таможенном регулировании.
Прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза и убытие товаров с этой территории осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах.
В зависимости от того, откуда ввозятся товары на территорию РФ, ст. 193 Закона о таможенном регулировании определяет места их прибытия:
1) ввоз товаров непосредственно с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, должен осуществляться в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
2) ввоз товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, через территории государств-членов, помещенных при прибытии на таможенную территорию Союза под таможенную процедуру транзита, может осуществляться в любых местах по маршруту следования перевозчика в определенное таможенным органом отправления место доставки товаров;
3) ввоз товаров с территорий государств-членов может осуществляться в любых местах.
После пересечения таможенной границы ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия и предъявлены таможенному органу.
При ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, перевозчик обязан:
1) доставить товары в место прибытия;
2) предъявить товары таможенному органу;
3) представить таможенному органу документы и сведения в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (ст. 159 ТК);
4) представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия;
5) совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству РФ о таможенном деле.
В соответствии со ст. 163 ТК для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров. Исключение составляют случаи, когда эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали мест перемещения товаров через таможенную границу.
Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории Союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Процедура временного хранения товаров регулируется гл. 25 ТК, а также гл. 23 Закона о таможенном регулировании и предусмотрена для проведения таможенного оформления только иностранных товаров.
Временное хранение товаров — хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Местами временного хранения товаров являются СВХ и иные места в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза, которые должны отвечать требованиям по их расположению, обустройству и оборудованию, установленным национальным законодательством. Такими местами согласно ст. 198 Закона о таможенном регулировании являются:
1) склад таможенного органа;
2) склад получателя товаров;
3) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора;
4) отдельные помещения в местах международного почтового обмена;
5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора авиационной или железнодорожной перевозки пассажира;
6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта;
7) специально оборудованное место разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров в пределах режимной территории аэропорта при условии, что место ввоза таких товаров в Российскую Федерацию и место их вывоза из Российской Федерации совпадают;
8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств;
9) места, определяемые другими федеральными законами или актами Правительства РФ.
Срок временного хранения товаров составляет два месяца[2]. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок до четырех месяцев, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, — до шести месяцев. Решением КТС срок временного хранения отдельных категорий товаров может составлять менее двух месяцев.
Основной и самой трудоемкой для субъектов таможенных правоотношений операцией является декларирование товаров,т.е. заявление информации о них в специально разработанной форме (декларации на товары) таможенному органу, который осуществляет их полное таможенное оформление и выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой[3].
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме[4].
Таможенное декларирование в письменной форме допускается:
1) при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного тран<