Пожарно-техническая экспертиза автозаправочной станции
Важным этапом настоящего исследования является экспертиза системы обеспечения пожарной безопасности для оценки соответствия объекта защиты (рассматриваемой АЗС) требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, технических регламентов, стандартов, проектной документации.
В соответствии с характером поставленных задач и особенностями технологического процесса, осуществляемого на АЗС, экспертизу проведем по нескольким разделам. Перечень разделов и соответствующих им инженерно-технических решений, а также оценка их соответствия приведены ниже в табличной форме.
Первый раздел – экспертиза генерального плана.
Генеральный план - это часть проекта, комплексно решающая планировку, размещение зданий и сооружений, технологических коммуникаций и инженерных сетей на территории, благоустройство, а также размещение АЗС внутри населенного пункта, в промышленном или автотранспортном узле. Он должен быть увязан с проектами планировки того населенного пункта, в котором АЗС будет расположена, а также с планировкой и застройкой ближайших микрорайонов населенного пункта, с ближайшими автомагистралями, в нем должны быть учтены перспективы развития административного района. Результаты проверки генерального плана отражены в таблице 3.
Из результатов, проведенных на соответствие генерального плана техническому регламенту, обнаружено несоответствие по наличию зонирования.
Таблица 3 – Результаты проверки генерального плана
Решения, подлежащие проверке | Решения, принятые проектом | Решения, установленные нормативными документами | Вывод |
1. Наличие зонирования территории АЗС с учетом функционального назначения зданий | Не предусмотрена | Требуется зонирование с учетом функционального назначения зданий п. 3.8 СНиП II-89-80 | Не соответствует |
2. Наличие подъездов к зданиям и сооружениям | Предусмотрены подъезды к зданиям и водоисточникам | К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей, с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м п. 3.46 СНиП II-89-80 | Соответствует |
3. Количество въездов на территорию АЗС | Предусмотрены раздельные въезд и выезд, и одностороннее движение | Должен быть раздельный въезд и выезд, и одностороннее движение п. 17 НПБ 111-98* | Соответствует |
Ссылаясь на СНиП II-89-80 п. 3.8 по функциональному использованию территорию следует разделять на зоны: производственная зона, зона резервуаров и подсобных зданий и сооружений. На исследуемой АЗС нет конкретных разделений на зоны – резервуарный парк находится непосредственно под заправочным островком.
Второй раздел – экспертиза допустимых расстояний между зданиями и сооружениями на автомобильной заправочной станции, а также до объектов к ней не относящихся.
Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. В ходе экспертизы минимальные расстояния приняты в соответствии с таблицами 1 и 2НПБ 111-98*.
Результаты анализа сведены в таблицу 4.
Таким образом, основным несоответствием НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» является расстояние от ТРК до резервуара и расстояние от резервуара до площадки автотранспорта.
Таблица 4 – Результаты проверки минимальных расстояний между зданиями и сооружениями АЗС, а также до объектов, к ней не относящихся
Расстояния между зданиями и сооружениями на АЗС | (фактическое) | Требуется по нормам (требуемое) | Вывод |
1. Операторная – ТРК | Соответствует | ||
2. Операторная – резервуар | Соответствует | ||
3. Операторная - площадка для стоянки автотранспорта | Соответствует | ||
4. ТРК – резервуар | - | Не соответствует | |
5. ТРК - площадка для стоянки автотранспорта | - | Не нормируется | Соответствует |
6. Резервуар - площадка для стоянки автотранспорта | - | Не соответствует | |
7. Площадка АЦ – операторная | Более 20 | Соответствует | |
8. Площадка АЦ – ТРК | Не указано | Не нормируется | Соответствует |
9. Площадка АЦ – резервуар | Не указано | Не нормируется | Соответствует |
10. Резервуар –улица Екатерининская ( категория дороги II) на выезде с АЗС | Более 12 | Соответствует | |
11. Резервуар – улица Екатерининская ( категория дороги II) на въезде на АЗС | Более 20 | Соответствует |
Соответственно генеральному плану ТРК расположена непосредственно над резервуаром хранения нефтепродуктов, тогда как минимальным расстоянием, для стационарной АЗС, считается 4 метра, а расстояние от резервуара до стоянки автотранспорта невозможно рассчитать, так как АЗС не имеет специально выделенной для этого площадки
Третий раздел – экспертиза технологической части проекта автомобильной заправочной станции.
При эксплуатации АЗС необходимо учитывать особенности применяемого технологического оборудования с целью повышения эффективности его использования, в том числе и в пожарном отношении. Результаты экспертизы технологической части представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты экспертизы технологической части проекта автомобильной заправочной станции
Решения, подлежащие проверке | Решения, принятые проектом | Решения, установленные нормативными документами | Вывод |
1. Вместимость резервуара | Вместимость резервуаров 3 шт. по 50 м3 | Вместимость двустенных подземных резервуаров на АЗС не нормируется НПБ 111-98* | Соответствует |
2. Ограждение территории АЗС | Металлическое ограждение высотой до 0.5 м. | При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов п. 16 НПБ 111-98* | Соответствует |
3. Степень огнестойкости операторной | Степень огнестойкости операторной – II | Здания и сооружения на территории АЗС должны быть I, II и III степени огнестойкости. Допускается проектирование двухэтажных зданий I или II степени огнестойкости класса С0 общей площадью не более 150 м2 п. 22 НПБ 111-98* | Соответствует |
4. Топливо-раздаточная колонка | Топливораздаточные колонки фирмы «WayneDresser», США | На АЗС должны использоваться ТРК, обеспечивающие автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства. ТРК рекомендуется оснащать устройствами, предотвращающими выход топлива при повреждении колонок п. 44 НПБ 111-98* | Соответствует |
.Герметичность резервуара | Предусмотрена система контроля герметичности межстенного пространства | Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами контроля их герметичности п. 46 НПБ 111-98* | Соответствует |
6. Система предотвращения переполнения топливных резервуаров | Предусмотрен уровнемер | Резервуары для хранения топлива должны быть оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с п. 54 НПБ 111-98* | Соответствует |
7. Трубопроводы налива | Предусмотрена подземная прокладка трубопроводов налива. На них предусмотрены фильтры с огнепреградителями | Наполнение резервуаров топливом из АЦ должно осуществляться через трубопровод налива, проложенный подземно, и с использованием устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара п. 60 НПБ 111-98* | Соответствует |
8. Запорная арматура на трубопроводе налива | Устройствосамозакрывающихся при расстыковке соединения с напорно-всасывающим рукавом АЦ | Между устройством для подсоединения напорно-всасывающего рукава АЦ и трубопроводом налива должна быть установлена запорная арматура. Эту арматуру допускается не предусматривать в случае применения устройств, самозакрывающихся при расстыковке их соединения с напорно-всасывающим рукавом АЦ п. 61 НПБ 111-98* | Соответствует |
9. Лотки | Лотки для прокладки топливных трубопроводов заполнены негорючим материалом (песком) | Лотки следует заполнять негорючим материалом п. 59 НПБ 111-98* | Соответствует |
10.Огнепреградители на линиях деаэрации | Линии деаэрации резервуаров обеспечены механическими дыхательными клапанами, оборудованы фильтрами ФБ-50, совмещенными с огнепреградителями | Трубопроводы линии деаэрации резервуара должны быть оснащены огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года п. 51 НПБ 111-98* | Соответствует |
11. Линия выдачи топлива | Линии выдачи топлива оборудованы обратными клапанами, огнепреградителями и задвижками | Линии выдачи топлива следует оборудовать обратными клапанами, которые должны открываться давлением или разряжением, создаваемыми насосами этих линий, и герметично закрываться при обесточивании указанных насосов п. 64 НПБ 111-98* | Соответствует |
12. Въезд на площадку АЦ | Предусмотрен пандус | Въезд на территорию АЗС оборудуется пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны п. 35 НПБ 111-98* | Соответствует |
14. Отбортовка на площадке для АЦ | Отбортовка не предусмотрена | Площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна оборудоваться отбортовкой высотой не менее 150 мм п. 35 НПБ 111-98* | Не соответствует |
15. Покрытие проездов, заправочных островков | Покрытие стойкое к воздействию нефтепродуктов | Покрытие проездов, заправочных островков и площадок для АЦ должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов п. 33 НПБ 111-98* | Соответствует |
Площадка для АЦ должна находиться на уровне меньшем, чем общий уровень АЗС. На рисунке 5 изображено верное исполнение площадки для АЦ.
Рис. 5 Исполнение площадки для АЦ
Площадка для автоцистерны должна быть оснащена таким образом, чтобы ограничить растекание пролива топлива за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами площадки.
Тогда как на исследуемой АЗС площадка для АЦ имеет отбортовку с левой стороны более 150мм, а с правой стороны менее 100мм.
Изобразим исследуемую площадку схематично на рисунке 6.
Рис. 6. Схема площадки для АЦ
Под цифрой 1 на рисунке 6 указано аварийное сливное отверстие, через которое пролившееся топливо, в результате аварийной ситуации, попадает в резервуар накопитель поверхностных стоков. Таким образом, можно сделать вывод, что при аварийной ситуации (разрушении АЦ) не все топливо, которое находилось в АЦ, попадет в нужный резервуар, а большая его часть начнет разливаться по всей АЗС. Делая вывод, можно сказать, что проектирование площадки имеет недочеты, которые необходимо решить. Решение недочета показано на рисунке 7.
Под цифрой 1 на рисунке 7 указан отводящий трубопровод, через который пролившееся топливо, в результате аварийной ситуации, попадает в резервуар накопитель поверхностных стоков.
Рис. 7. Проектирование площадки с устранением недочета
Таким образом, удастся избежать разлива топлива по всей площади АЗС