ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5. РАСЧЁТ ПРОЧНОСТИ КРУПНОГАБАРИТНЫЙ ТАРЫ В ПРОЦЕССЕ ГРУЗОВОЙ ОПЕРАЦИИ
Цель работы: изучение методов расчета прочности и крупногабаритный тары в процессе грузовой операции.
Содержание работы: расчет прочности крупногабаритный тары в поцессе грузовой операции.
Теоретические сведения
Тара является одним из важнейших элементов упаковки и представляет собой изделие для размещения продукции.
Классификация тары:
По функциональным признакам:
- потребительская;
- групповая;
- производственная;
- тара-оборудование;
- транспортная.
По условиям эксплуатации:
- разовая;
- возвратная;
- многооборотная.
По способности выдерживать нагрузки:
- мягкая;
- полужёсткая;
- жёсткая.
По размерам:
- крупногабаритная;
- малогабаритная.
По материалу изготовления
- из одного материала;
- комбинированная.
По прочности:
- прочная;
- хрупкая.
По способности к штабелированию:
- штабелируемая;
- нештабелируемая.
По герметичности:
- герметичная;
- негерметичная.
По конструкционным особенностям:
- неразборная;
- разборная;
- складная.
По количеству затаренного груза
- индивидуальная;
- групповая.
Основные принципы расчёта прочности транспортной тары. Прочность транспортной тары в значительной степени определяет сохранность груза в процессе перевозок. На прочность определяющее влияние оказывают:
- характер груза и его допустимая масса в единице тары;
- размер тары и её отдельных частей;
- механические свойства материала, используемого для
изготовления тары;
- условия выполнения перевозок с точки зрения воздействия
внешних факторов.
Статистическое сжимающее усилие, которое должна выдерживать тара, находящаяся в нижнем ряду штабеля:
(5.1)
где g- ускорение свободного падения (9,81 м/сек2)
Q – масса тары с грузом, кг
H – высота штабеля (штабирования), м
h – высота единицы тары.
Высоту штабеля H устанавливают нормативно-технические документации для конкретных видов продукции.
Динамические нагрузки учитывают, когда в процессе перевозки на груз действуют вертикальные и горизонтальные (продольные и поперечные) инерционные силы (Н):
(5.2)
(5.3)
(5.4)
где a – ускорение;
n – количество грузовых единиц (в определённом направлении).
Усилие нажатия рассчитывают по формуле:
(5.5)
где - коэффициент запаса, который зависит от срока хранения груза.
Если указан в нормативно-технической документации, то его принимают . При хранении до 30 суток . До 100 суток =1,65.
Расчёт конструкции крупногабаритной тары. Расчет конструкции крупногабаритной тары, масса-брутто которой составляет
500 – 20000 кг, производится с учетом поперечных сжимающих нагрузок, возникающих при строповке тар с грузом и изгибающих усилий, действующих на элементы тары при подъеме груза.
Усилие массы груза G, Н должно быть компенсировано вертикальными составляющими реакции в стропах:
(5.6)
где R – реакция в стропах, Н
– угол между стропами и горизонтальной крышкой тары, градусы.
Горизонтальная составляющая реакции Rг . Тогда сжимающее усилие поперёк ящика составляет Rп . При этом угол должен быть не меньше 45 градусов.
Необходимо учитывать что перемещение грузов кранами происходит в условиях переходных режимов, действия ускорения. Средняя величина ускорения составляет aср= 0.6-0.8 м/с2 поэтому необходимо ввести динамический коэффициент kд учитывающий коэффициент нагрузки:
(5.7)
Также следует учесть, что в процессе обращения тара подвергается перегрузкам многократно, в результате чего появляются усталостные напряжения и снижается прочность тары. Поэтому вводят коэффициент перегрузки значение, которого принимается 1,1-1,25 в зависимости от числа перегрузок.
С учётом и сжимающее усилие составит:
(5.8)
Необходимо также рассмотреть оптимальные зоны строповки транспортной тары, которые определяют усилия на изгиб полоза, работающего как свободно лежащая балка. Максимальные усилия на изгиб при этом возникают в точках опоры и середине полоза. Расчёты показали, что зоны строповки надёжней всего располагать на расстоянии 0,2L от торцевых стенок ящика.
Задание:Составить отчет по практике. Ответить на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы для СРС:
1. Классификация тары.
2. Основные принципы расчёта прочности транспортной тары.
3. Расчёт конструкции крупногабаритной тары.