Повторное рассказывание сказки логопедом.
Логопед приглашает детей на стульчики и предупреждает их, что расскажет сказку еще раз, а они будут ее пересказывать. Рассказывает сказку и показывает картинки.
7. Небольшая пауза для обдумывания сказки детьми.Дети молча рассматривают сюжетную картинку к сказке.
Пересказ сказки по ролям.
Логопед раздает детям плоскостные фигурки персонажей сказки, берет на себя роль рассказчика и организует пересказ сказки паролям.
9. Работа в тетради№1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед раздает детям открытые на последней странице тетради, ставит на столе контейнер с цветными карандашами.
Логопед. Найдите героев нашей сказки — лисичку и зайчика. Чего не хватает на рисунках?
Дети. Ушка у зайчика и хвостика у лисички.
Логопед. Дорисуйте простым карандашом ушко и хвостик, потом раскрасьте лису оранжевым карандашом, а зайку — серым.
Дети выполняют работу, логопед оказывает им необходимую помощь, а потом оценивает работу каждого из детей.
10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед просит детей вспомнить название сказки, которую они пересказывали, а также рассказать, чем еще они занимались сегодня.
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме творительного падежа, согласование числительных с существительными), элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти), слоговой структуры слова.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие просодической стороны речи, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование интереса к живой природе. Воспитание коммуникативных навыков, доброжелательности, отзывчивости.
Оборудование.Игра «Угости животных», плоскостные изображения диких животных, предметные картинки с изображениями диких животных[25], большая мягкая игрушка-лиса, корзина с маленькими мячиками.
Предварительная работа.Чтение рассказов Е. Чарушина «Лисята», В. Бианки «Как лиса барсука из дома выгнала», И. Соколова-Микитова «Белка».
Ход занятия
1. Организационный момент.[Совершенствование элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие. На столе разложены предметные картинки.
Логопед. Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сосчитайте детенышей на них. Скажите, сколько у вас детенышей?
1-й ребенок. У меня пять лисят.
2-й ребенок. У меня три зайчонка.
3-й ребенок. У меня четыре медвежонка.
4-й ребенок. У меня пять ежат.
Логопед. Правильно. Молодцы! Садитесь.
2. Отгадывание загадок о диких животных.[Развитие диалогической речи, мышления.]
Логопед собирает картинки и помещает на наборное полотно предметные картинки с изображениями диких животных.
Логопед. Сейчас я буду загадывать вам загадки о диких животных. А картинки помогут вам их отгадать. Слушайте первую загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пышный хвост-краса.
Кто это?
Дети. Лиса.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Она рыжая, у нее пышный хвост.
Логопед. Слушайте следующую загадку.
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
Дети. Это еж.
Логопед. Почему вы так думаете?
Дети. Он колючий, у него есть иголки. Логопед. И последняя загадка.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну конечно, это...
Дети. ...Белка.
Логопед. Почему вы так думаете?
Дети. Она любит орешки, у нее пышный хвостик.
Логопед. Молодцы! Отгадали все мои загадки. Похлопайте себе.
3. Игра «Угости животных»[26]. [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]
Логопед помещает на магнитную доску плоскостные изображения диких животных, а на столе раскладывает плоскостные изображения «угощения» для них.
Логопед. Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным и начинать свои ответ словами «я угощу...»
1-й ребенок. Я угощу медведя медом.
2-й ребенок. Я угощу белку орешками.
3-й ребенок. Я угощу медведя малиной.
4-й ребенок. Я угощу белку грибами.
Логопед. Молодцы! Животные вас благодарят.
4. Подвижная игра «Ежик и барабан».(Повторение, см. с. 58.) [Координация речи с движением, развитие подвижности, ловкости.]
Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.
5. Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.[Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, как нужно сесть, предлагает сделать упражнения «Щеточка», «Мостик качается», «Заборчик», которые они научились делать на прошлых занятиях.
Каждое упражнение повторяется 3—4раза. После каждого упражнения логопед предоставляет детям возможность для расслабления и отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну.
6. Упражнение «Повтори за мной».[Повторение предложений с двусложными словами. Работа над слоговой структурой слова (слова из двух открытых слогов).]
Логопед приглашает детей к столу.
Логопед. Сейчас вы будете повторять то, что я сказала, по цепочке друг за другом.
Дети повторяют за логопедом предложения: «Лиса пила воду», «Лоси ели сено».
1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».(Повторение, см. с. 317.) [Координация речи с движением, развитие тонком моторики.]
8. Игра «Кто лишний?»[Развитие зрительного внимания.]
Логопед помещает на наборное полотно картинки с изображениями животных.
Логопед. Кого вы видите?
Дети. Ежа, утку, курицу и гуся.
Логопед. Кто из них лишний?
Дети. Еж.
Логопед. Почему вы так думаете?
Дети. Это дикое животное.
Логопед. А все остальные?
Дети. Домашние птицы.
Логопед меняет комплект картинок.
Логопед. Кого вы видите?
Дети. Это лисенок, медвежонок, волк и зайчонок.
Логопед. Кто лишний?
Дети. Волк.
Логопед. Почему?
Дети. Он не детеныш.
Логопед. Правильно. Это взрослое животное.
Дети. А остальные детеныши.
Логопед. Верно! Это было очень трудное задание. Молодцы!
9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед просит детей рассказать, чем они занимались сегодня, что им понравилось на занятии.
Февраль, 1-я неделя