Пожар в салоне общественного транспорта
Алгоритм действий:
1. Немедленно известите об этом водителя, не забывайте, что его внимание направлено на дорогу.
2. Откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручни, подтянитесь и ударьте двумя ногами в угол оконного стекла) или откройте их, как аварийные выходы согласно с инструкцией (например, с помощью специально вмонтированного шнура);
3. По возможности сами тушите пламя с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыв верхней одеждой очаг загорания.
4. Как и при любом пожаре, в общественном транспорте нужно всеми способами бороться с паникой, спасать в первую очередь детей и тех, кто не может сам о себе побеспокоиться.
5. Не толпитесь у дверей, если там произошла давка, лучше выбейте окно.
6. Защитите от дыма нос и рот платком, шарфом, рукавом или чем-нибудь другим. Главная опасность при таком пожаре – ядовитые отравляющие газы от пластика, иногда достаточно несколько раз их вдохнуть, чтобы потерять сознание.
7. выбравшись из салона, который горит, сразу же помогите другим. При этом будьте осторожны с металлическими частями в трамвае и троллейбусе – они могут проявиться под напряжением через обгорелую изоляцию.
В случае железнодорожной катастрофы:
o Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за выступы полок и другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм. При переворачивании вагона, крепко держась руками, упритесь с силой ногами в верхнюю полку, стену и т.п., закройте глаза, чтобы в них не попали осколки стекла. Прижмите ребенка к себе лицом, прикройте ему голову рукой.
o После того как вагон обретет устойчивость, осмотритесь, наметьте пути выхода из купе. Если нет опасности пожара, не торопитесь выбираться, окажите первую помощь пострадавшим, успокойте детей, не допускайте паники. Каким образом лучше покинуть вагон, зависит от обстоятельств, Обычные пути эвакуации – через выходы, причем желательно выходить на ту сторону, где нет рельсов для встречного движения. При необходимости можно использовать окна – аварийные выходы. Чаще всего – это окна третьего и шестого купе. Выходите из вагона по одному, пропуская вперед детей и женщин. Берите с собой только одежду, документы и деньги, оставляйте вещи в вагоне, установив охрану из одного-двух пассажиров.
o - Если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, опустив фрамуги или выбив ногой (металлическим предметом) стекла, предварительно очистив рамы от осколков. Детей и пострадавших вытаскивайте на руках. Постарайтесь немедленно сообщить по ближайшему телефону или через посыльных о катастрофе на станцию, вызвать "Скорую помощь" и аварийно-спасательные службы. При обрыве проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30 - 50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение.
o Если в вагоне возник пожар, то прежде чем выйти в коридор, необходимо защитить органы дыхания плотной тканью, головным убором.
Находясь в вагоне, пассажир должен придерживаться определенных правил, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию:
o не открывать при движении поезда внешние двери;
o не стоять на подножке, когда поезд движется;
o не высовываться из окон, особенно в сторону рельсов встречного движения;
o устойчиво располагать багаж на верхней полке;
o не перевозить взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ;
o не срывать без необходимости стоп-кран.
Помните,что даже при пожаре поезд нельзя останавливать на мосту, в тоннеле и других местах, где имеются трудности с эвакуацией пассажиров.
Почувствовав запах горелой резины, появление дымка, срочно сообщите об этом проводнику.
Меры предосторожности:
o по возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек (они меньше всего пострадают при аварии);
o громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при сильном толчке они могут свалиться с верхних полок и нанести травму;
o не загромождайте на ночь двери в купе (в темноте будет трудно выбраться наружу);
o запомните, где лежат ваши одежда, документы и деньги (на всякий случай, если понадобится в темноте срочно покинуть вагон);
o на ночь убирайте со столика в купе еду, бутылки и т.п., чтобы при толчке осколки не поранили вас;
o спать на боковых местах лучше ногами вперед по ходу поезда, чтобы исключить перелом шейного позвонка при резком броске вперед тела в момент столкновения поезда с препятствием.
Чтобы снизить риск травмирования железнодорожным транспортом, соблюдайте следующие правила:
o при движении вдоль полотна железнодорожного пути не подходите ближе 5 м к рельсу;
o переходите железнодорожные пути только в установленных местах;
o перед выходом через железнодорожные пути по специальному настилу следует вначале убедиться в отсутствии движущегося состава; при приближении поезда его следует пропустить и, убедившись в отсутствии поезда на соседних путях, продолжить свое движение;
o при переходе через пути не подлезайте через автосцепки;
o при ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры, не бегите по перрону вдоль идущего состава, производите посадку и высадку из вагона при его полной остановке.