Вал привода ведущих колес 50
Рис.1 Схемы к расчету полуосей.
Крутящий момент от межколесного дифференциала к каждому из ведущих колес может передаваться с помощью: вала и шарнира в приводе ведущих управляемых колес; редуктора привода ведущих колес; вала, соединяющего непосредственно ведущее колесо с дифференциалом.
В зависимости от схемы подшипникового узла вал ведущего колеса (полуось) может быть или нагружен изгибающим моментом от сил взаимодействия колес с дорогой или разгружен от таких моментов.
На рис. 1 приведены схемы трех вариантов подшипникового узла ведущего колеса. В первом варианте (рис. 1, а) колесо имеет ступицу, которая установлена на двух подшипниках, расположенных на картере ведущего моста. Благодаря тому, что подшипники несколько разнесены, изгибающие моменты от сил взаимодействия колес с дорогой воспринимаются картером. При такой схеме узла полуось называется разгруженной. Второй вариант (рис. 1, б) отличается от первого тем, что вместо двух подшипников имеется лишь один. Изгибающие моменты от сил взаимодействия колеса с дорогой воспринимаются совместно полуосью и картером ведущего моста. Полуось при этой схеме называется разгруженной на три четверти.
В третьем варианте (рис. 1, в) полуось у внешнего конца имеет шейку, на которую установлен подшипник, расположенный во внутренней расточке картера ведущего моста. На внешнем конце полуоси крепится ступица колеса, а если она отсутствует, полуось выполняется с фланцем, к которому крепится тормозной барабан и диск колеса. В данном варианте изгибающие моменты от сил взаимодействия колеса с дорогой воспринимаются полуосью. Моменты от вертикальной RZ и продольной RX сил малы, так как плечо авыполняется возможно меньшим, момент от поперечной силы RY может быть значительным. Полуось при такой схеме узла называется полуразгруженной.
По первой схеме (рис. 1, а) выполняется подшипниковый узел колеса в грузовых автомобилях, вторая (рис. 1, б) — применяется редко, по третьей схеме (рис. 1, в), наиболее простой, выполняется подшипниковый узел колеса в легковых автомобилях.
Расчет полуосей производят на статическую прочность и выносливость. При расчете на прочность разгруженной полуоси определяются напряжения кручения τ и деформация кручения θ:
τmax=Rx∙r0/Wτ=Mj max/Wτ;
θmax=[Mj max∙l/(G∙Iτ](180°/π)
где Wτ- момент сопротивления сечения полуоси;
Mj max — максимальный динамический момент на полуоси;
Iτ — полярный момент инерции сечения;
G— модуль упругости при кручении;
l — длина полуоси.
Ориентировочно можно принимать
Mj max=Mφ, τmax=500…700 МПа ; θmax=6..15° на 1 м длины полуоси.
При расчете на прочность полуразгруженной полуоси (см. рис. 1, в) рассматриваются три характерных режима нагрузок.
1. Интенсивное торможение или разгон:
а) вертикальная сила Rz имеет значение Rz max. При отсутствии данных для расчета можно принимать Rz max =1,2 Rz СТ ,
где Rz СТ— нагрузка на колесо при статистическом состоянии автомобиля;
б) продольная сила Rx имеет предельное значение
Rx max= Rz max∙φmax, где φmax=0,8;
в) поперечная сила Rу отсутствует.
2.Занос на повороте:
а) вертикальная сила RZ имеет значение, соответствующее повороту автомобиля или заносу ведущего моста, при которых к центру тяжести массы, относящейся к ведущему мосту, приложена сила Fy=G2∙φmax (см.рис.1,г), где G2 - вес , приходящийся на ведущий мост автомобиля.
Расчет силы RZ производится в отдельности для наружного и внутреннего колес:
RZB=G2-RZH ,где φmax=1;
б) поперечная сила Ry имеет предельное значение:
RYH=RZH ∙ φmax и RYB=RZB ∙ φmax ;
в) продольная сила RX отсутствует.
3. Переезд через препятствие:
а) вертикальная сила RZ имеет значение RZД , соответствующее случаю удара колеса о дорожное препятствие :
RZД=RZ СТ∙kД ,где
kД - коэффициент динамичности (1,75 для легковых автомобилей; 2,0 – для грузовых автомобилей и 2,5 – для автомобилей высокой проходимости).
б) продольная сила RX отсутствует.
в) поперечная сила RY отсутствует.
Для первого режима определяется суммарное напряжение изгиба и кручения
где и
На втором режиме определяется напряжение изгиба для полуоси наружного колеса σН и полуоси внутреннего колеса σВ:
σН = (RYH ∙rк0 - RZH ∙a)/Wσ ; σB = (RYB∙rк0 + RZB∙a)/Wσ
Напряжение изгиба для тетьего режима
σmax = RZД∙а / Wσ
Выполненные конструкции полуразгруженных полуосей имеют напряжения в пределах σ’=600-750МПа.
Валы ведущих колес изготавливают из сталей 35ХГСА (МАЗ) , 45РП (КамАЗ, ЗИЛ), 40Г, 35ХГС (ГАЗ) , 40(АЗЛК). Твердость шлицев 46…54 HRCЭ