Выбор передаточного числа главной передачи
Согласно ГОСТ 18667 - 73, главная передача - это механизм трансмиссии, преобразующий крутящий момент и расположенный перед ведущими колесами КМ.
Основные требования, предъявляемые к главным передачам: обеспечение заданных передаточных чисел при минимальных габаритных размерах и массе с сохранением необходимых дорожных просветов; высокий КПД и минимальный уровень шума; простота обслуживания, технологичность, ремонтопригодность; высокая жесткость корпуса, опор и валов; высокая точность изготовления и сборки.
Различают главные передачи одинарные, имеющие в своем составе одну зубчатую пару, и двойные, имеющие более одной зубчатой пары в каждой ветви силового потока. Очень редко встречаются тройные главные передачи.
В свою очередь, одинарные главные передачи бывают: конические с прямыми и криволинейными зубьями; цилиндрические прямозубые, косозубые и шевронные; гипоидные с верхним и нижним смещением; червячные с верхним и нижним расположением червяка.
Двойные главные передачи подразделяются на центральные одно- и двухступенчатые (по числу переключаемых ступеней передаточных чисел) и на разнесенные с колесным редуктором, с бортовым редуктором и с обоими редукторами.
Схема и конструкция главной передачи обусловлены прежде всего передаточным числом Uгп, которое выбирают, исходя из достижения заданной максимальной скорости Vmax движения КМ:
При увеличении нагрузки, приходящейся на одну ось, возрастают размеры колеса и его радиус качения гк. Это приводит к необходимости повышения передаточного числа главной передачи Uгп при неизменных значениях остальных параметров: nдвN, Vmax, Uкп.в.
При игп <8 используют одинарную главную передачу, при 6 < итп < 12 - двойную центральную и при Uгп > 11 - двойную разнесенную.
Схема главной передачи зависит также от требуемого дорожного просвета и типа подвески колеса.
Материалы: зубчатые колеса главных передач изготовливают из высоколегированных сталей марок 20ХНМ, 30ХГТ, 20Х2Н4А с цементацией на глубину 1,2…1,5 мм. После закалки твердость поверхностного слоя зубьев составляет 59...65 HRC3, что обусловливает их высокую износостойкость. Твердость сердцевины у основания зубьев — HRC3 26...35, чем обеспечивается вязкое сопротивление ударным нагрузкам и прочность на изгиб.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЫ. НАЗНАЧЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ, 45
КЛАССИФИКАЦИЯ
Дифференциал (Д)- это механизм трансмиссии , распределяющий подводимый к нему крутящий момент между выходными валами и позволяющий им вращаться с неодинаковыми угловыми скоростями (определение по ГОСТ 18667-73). Дифференциал (Д) обеспечивает передачу крутящих моментов на колеса, которые вращаются с различными угловыми скоростями при движении на повороте, по неровной дороге и при неизбежном различии радиусов качения ведущих колес. Межколесные дифференциалы (Д) обычно устанавливаются совместно с главной передачей. По конструктивному исполнению Д могут быть:
- шестеренчатыми, кулачковыми, червячными, с муфтами свободного хода.
В зависимости от места расположения Д бывают:
- межколесные, межосевые, межтележечные, межбортовые.
В зависимости от отношения крутящих моментов Т1/Т2 на ведомых валах Д бывают:
- с постоянным отношением Т1/Т2 :
а) симметричные с Т1/Т2=1
б) несимметричные Т1/Т2 1
- с непостоянным отношением Т1/Т2
А) с принудительной блокировкой
Б) самоблокирующиеся: - пульсирующие
- свободного хода
- повышенного трения
Д свободного хода бывают:
- роликовые
- кулачковые
Самоблокирующиеся Д повышенного рения бывают:
- червячные
- с муфтами (дисками) трения
- гидравлические
В симметричных Д с коническими или цилиндрическими зубчатыми колесами внутреннее трение мало и они распределяют крутящий момент между полуосями почти полностью.
Отношение крутящего момента Т2 на отстающем валу к крутящему моменту на забегающем валу называют коэфф. блокировки (КБ). Обычно этот термин используется только для симметричного Д. КБ равен