Кинематические схемы и типовые конструкции
Для распределения крутящего момента между ведущими мостами полноприводных автомобилей устанавливается механизм, называемый раздаточной коробкой. На автомобилях с бортовым приводом раздаточные коробки могут устанавливаться для распределения момента между бортами или отдельными группами ведущих колес борта. Иногда раздаточная коробка устанавливается на неполно-приводных автомобилях 6x4, она распределяет крутящий момент между мостами тележки.
Основные требования к конструкции раздаточной коробки: распределение крутящего момента не должно сопровождаться циркуляцией мощности в приводе от раздаточной коробки к ведущим колесам автомобиля; конструкция, не удовлетворяющая указанному выше требованию, должна иметь устройство, позволяющее отключать вспомогательный ведущий мост в условиях, когда циркуляция мощности может быть значительной; раздаточная коробка грузового автомобиля должна быть приспособлена к установке механизма отбора мощности; при 2-ступенчатом исполнении раздаточная коробка должна иметь привод спидометра; механизм переключения в двухступенчатой раздаточной коробке должен иметь устройство для надежной фиксации включенной ступени и нейтрального положения.
Классификация раздаточных коробок производится по следующим признакам: характеру деления силового потока; количеству ступеней передаточного числа; количеству выходных валов; взаимному расположению выходных валов; периодичности включения привода вспомогательного моста.
По характеру деления силового потока различают раздаточные коробки с дифференциальным приводом выходных валов, блокированным и смешанным. Блокированный привод может быть или с кинематически жесткой связью выходных валов или со связью с помощью муфты свободного хода. Смешанный привод может применяться при наличии трех выходных валов.
Количество ступеней передаточного числа в раздаточной коробке — одна или две.
Число выходных валов в раздаточной коробке чаще всего два. Три выходных вала имеют раздаточные коробки автомобилей 6x6 с раздельным приводом мостов тележки.
В раздаточных коробках с двумя выходными валами последние могут иметь соосное или несоосное расположение. При несоосном расположении один из выходных валов может устанавливаться соосно входному валу. Это позволяет осуществить прямую передачу мощности с входного вала на соосный выходной.
По периодичности включения привода вспомогательного ведущего моста, которым обычно является передний мост, различают раздаточные коробки с постоянно включенным и с периодически включаемым передним мостом.
Кинематические схемы и конструкции:
1) Первой группе присущи следующие признаки: два соосных выходных вала с дифференциальным приводом; постоянно включенный передний мост;
2) второй - два несоосных выходных вала с блокированным приводом; один из выходных валов соосен входному; периодически включаемый передний мост.
3) Схемы третьей группы имеют: два соосных выходных вала с блокированным приводом; периодически включаемый передний мост.
Раздаточные коробки первой группы выполняются двухступенчатыми и одноступенчатыми, второй и третьей групп — обычно двухступенчатыми.
Для раздаточных коробок первой группы характерно отсутствие в приводе ведущих мостов циркуляции мощности, что позволяет иметь постоянно включенный привод всех ведущих мостов и, следовательно, обеспечить более равномерную их загрузку. Для улучшения проходимости автомобиля в сложных дорожных условиях в раздаточных коробках первой группы устанавливается муфта принудительной блокировки межосевого дифференциала. При движении с блокированным дифференциалом может иметь место циркуляция мощности. Поэтому на сухих твердых дорогах, где циркулирующий момент может быть значительным, блокировать дифференциал не разрешается.
В раздаточных коробках второй группы есть прямая передача с входного вала на соосный с ним выходной. При движении на прямой передаче в раздаточной коробке автомобиль работает как неполноприводной, с отключенным передним мостом. При этом подшипники и зубчатые колеса раздаточной коробки не нагружены. Для работы автомобиля в качестве полноприводного в раздаточной коробке второй группы производится включение привода переднего моста с помощью передвижной зубчатой муфты. Привод при этом оказывается блокированным, с кинематически жесткой связью выходных валов. В контур возможной циркуляции мощности входят зубчатые колеса раздаточной коробки, соединяющие ее выходные валы, карданные и главные передачи, полуоси и шины. При движении по сухой твердой дороге привод переднего муфта должен быть выключен для предупреждения возможной циркуляции момента.
Раздаточные коробки третьей группы качественно отличаются от раздаточных коробок второй группы отсутствием прямой передачи, вследствие чего их зубчатые колеса и подшипники нагружены при всех режимах работы. Блокированный привод в раздаточных коробках третьей группы выполняется в двух вариантах: с кинематически жесткой связью выходных валов, осуществляемой с помощью передвижной зубчатой муфты, и со связью указанных валов с помощью муфты свободного хода, действующей автоматически. В первом варианте возможна циркуляция мощности, однако благодаря соосному расположению выходных валов зубчатые колеса раздаточной коробки в контур циркуляции не входят. Во втором варианте циркуляция мощности практически отсутствует.
Многие схемы, кроме входного и выходных валов, включают еще промежуточный вал. Схемы с промежуточным валом имеют соответственно большее количество зубчатых колес и подшипников, но обеспечивают более широкие компоновочные возможности. Схема с промежуточным валом позволяет распределить передаточное число низшей ступени между двумя парами зубчатых колес и тем самым уменьшить диаметр ведомого зубчатого колеса.
35 Карданная передача. Назначение, требования, 35
Классификация
Карданная передача включает три основных элемента: карданные шарниры, карданные валы и их опоры.
Она должна удовлетворять следующим основным требованиям: передавать крутящий момент между соединяемыми агрегатами равномерно (синхронно); иметь высокий КПД; быть долговечной; вибрационные нагрузки и шум при работе карданной передачи должны быть минимальными.
По числу применяемых шарниров передачи бывают одношарнирные, двухшарнирные, трехшарнирные и т.д.
Карданные шарниры подразделяются по кинематическим свойствам на шарниры неравных и равных угловых скоростей, а по наличию фиксированных осей качания — на полные карданные и полукарданные шарниры.
Полным карданным называют шарнир, имеющий фиксированные оси качания, полукарданным - шарнир, не имеющий фиксированных осей качания. Полукарданные упругие шарниры допускают угловые отклонения осей валов до 5°, а жесткие шарниры до 2°.
На рисунке показана схема «а» карданной передачи, получившей распространение на автомобилях с одним задним ведущим мостом. Мощность от коробки передач 1 к мосту 5 передается через два карданных вала 2 и 1 и три шарнира. Вал 2 имеет промежуточную опору 3. Три двухшарнирных передачи имеют полноприводные автомобили с двумя ведущими мостами (рис.«б»). Здесь между карданными передачами установлена раздаточная коробка 6. На рис.«в» показана схема трансмиссии автомобиля с индивидуальными приводами мостов. При этом карданная передача заднего моста 5 имеет два карданных вала 4 и 7, четыре шарнира и промежуточную опору 3. Карданные валы 2, 9 и 10 обеспечивают привод соответственно к раздаточной коробке 6, среднему 8 и переднему 11 мостам. Схема со средним проходным мостом (рис.«г»). В этом случае карданный вал 4 обеспечивает привод дополнительного редуктора 12, от которого мощность раздается к мостам: к среднему 8 – непосредственно, а к заднему - через карданный вал 7. Для привода ведущего управляемого колеса используется схема, изображенная на рис. 6.2, д, где устанавливается несколько шарниров 12, с промежуточной опорой 3 и шлицевым соединением на валу 2.