По показаниям газоанализатора
А. По содержанию компонентов СО и СН
Пример 1. Пробег 32000 километров, СН = 0 РРМ,
СО = 0,00%.
Двигатель работает идеально. В таблице 1 приведены максимально допустимые значения, меньшие значения — положительный фактор.
Пример 2. Пробег 160000 километров, СН = 350 РРМ,
СО = 0,3%.
Содержание СН выше нормы для инжекторных автомобилей. Низкое содержание СО свидетельствует, что сротнощение воздух/топливо нормальное. Отметим, что индикатором работы двигателя на богатой смеси является именно повышенное содержание СО, а не СН. При работе на богатых смесях было бы повышено содержание и СО и СН.
Вероятная причина повышенного содержания СН:
• неисправность термостата, не позволяющая двигателю достичь рабочей температуры;
• неисправйость в системе зажигания (например, позднее зажигание).
Пример 3. Пробег 240000 километров, СН = 488 РРМ,
СО = 5,72%.
Смесь переобогащена, о чем свидетельствуют высокие значения и СО и СН, Для умеренно богатой смеси таких больших значений концентрации СН не было бы, увеличилось бы только содержание СО. Очень богатая смесь плохо воспламеняется, что и приводит к повышению содержания СН и СО.
Пример 4. Пробег 88000 километров, СН = 35 РРМ,
СО = 3,86%.
Двигатель работает на богатой смеси, содержание СО повышено, Содержание СН нормальное, это индикатор исправности системы зажигания. Возможна неисправность в системе подачи топлива.
Б. По содержанию компонентов СН, СО, СО2 и О2
Пример 1. Пробег 45500 километров, СН = 0 РРМ,
СО = 0%, О2 =0%, СО2 = 17.5%.
Двигатель в идеальном состоянии и работает эффективно.
Пример 2. Пробег 184000 километров, СН =52,84 РРМ,
СО = 2,51%, О2= 1,2%, СО2 = 11,8%.
Для двигателя с каталитическим нейтрализатором значения для компонентов СО и СН высокие. Одновременное повышение содержания СН и СО означает работу на богатой смеси. Содержание кислорода в пределах допустимого, а С02 несколько понижено. Это показывает, что коэффициент избытка воздуха незначительно отличается от стехиометрического значения. Скорее всего непрогретый двигатель работает на богатой смеси, нейтрализатор также не прогрет. Возможно, не исправен термостат.
Пример 3. Пробег 93500 километров, СН = 44 РРМ,
СО=4,51%, О2 = 0,1%, СО2 = 7,94%.
Двигатель работает на богатой смеси. Индикатор богатой смеси СО имеет высокое значение, индикатор бедной смеси О2 – низкое. Низкое значение для СО2 говорит о неэффективности процесса сгорания и об отличии состава топливной смеси от стехиометрического. Отметим, что исправный газонейтрализатор несколько понижает высокие значения СО, доокисляя окись углерода до двуокиси СО2. Неисправности могут иметь место в системе питания и зажигания.
Пример 4. Пробег 169000 километров, СН = 786 РРМ,
СО = 0,4%, О2 = 6,8%, С02 = 7,4%.
Высокий уровень СН – признак того, что топливо сгорает не полностью. Значительная концентрация кислорода — признак бедной смеси. Из-за плохого сгорания топлива показания СО2 так же низкие. Возможны пропуски в системе зажигания. Нужно проверить герметичность впускного тракта, давление топлива и искать неисправности, приводящие к обеднению топливной смеси.
7. Окислы азота NОX и их измерение
Окислы азота NОX, формируются в камере сгорания двигателя при температуре выше 1370 °С (2500 F) или при большом давлении. При соединении окислов азота с углеводородными компонентами СН (остатки несгоревшего топлива) в атмосфере под воздействием солнечных лучей образуется фотохимический вредный для органов дыхания человека.
Окислы азота NОX — бесцветный газ без вкуса и запаха. Двуокись азота NОX — рыжеватый газ с кислым едким запахом. Из этих компонентов в камере сгорания двигателя образуется група окислов азота, для краткости обозначаемых, как NОX.
Содержание NОX, в выхлопных газах определяют с помощью пятикомпонентного газоанализатора. Окислы азота NОX формируются при работе двигателя под нагрузкой. Поэтому измерения приходится проводить на динамометрическом стенде или в поездке портативным газоанализатором.
Эффективной мерой борьбы против образования NОX, является применение системы рециркуляции выхлопных газов.
Исправный аввтомобиль под нагрузкой должен иметь содержание NОX, в выхлопных газах менее 1000 РРМ, на холостых оборотах — менее 100 РРМ.
Повышенное содержание NОX, в выхлопных газах обычно имеет место, когда:
• двигатель перегрет;
• топливная смесь бедная.
Образование NОX, напрямую связано с температурой в камере сгорания. Горение бедной смеси происходит с повышением температуры.
При повышенном содержании NОX, следует проверить:
• работу клапана и целостность патрубков в системе рециркуляции выхлопных газов;
• систему охлаждения двигателя;
• топливную систему на предмет обеднения смеси.
• стендовые испытания двигателя автомобиля на токсичность выхлопных газов