Меры предосторожности при проведении
Диагностических работ
Электронное оборудование современных автомобилей чувствительно к статическому электричеству и перенапряжениям. Поэтому некоторые операции, традиционно привычные для автосервиса, нельзя выполнять на таких автомобилях.
1. Нельзя отсоединять от бортовой сети электронные и электрические системы при включенном ключе зажигания. Во время, переходного процесса может возникнуть скачок напряжения. Особенно это касается:
· зажимов аккумулятора;
· обмоток различных соленоидов и реле;
· форсунок;
· катушек зажигания;
· соединительных кабелей компьютера.
2. Провода от аккумуляторной батареи другого автомобиля подключаются только при разомкнутом ключе зажигания.
3. Нельзя монтировать громкоговорители аудиосистемы в непосредственной близости от ЭБУ, их электромагнитное излучение вызывает помехи.
4. Электросварочные работы на автомобиле проводят только при снятом бензобаке, отключенном компьютере и отключенной от “массы” аккумуляторной батарее.
5. Для снятия статического заряда перед работой с каким-либо электронным устройством следует коснуться рукой с рабочим инструментом корпуса автомобиля.
6. Нужно своевременно устранять негерметичность ветрового стекла, т. к. влага может вывести из строя электронное оборудование панели приборов.
7. При измерениях в цепях датчиков следует использовать высокоомные цифровые приборы. Стрелочные приборы должны использоваться только там, где оговорено в диагностических картах.
8. Контрольной лампой при диагностике цепей компьютера пользоваться нельзя, вместо нее применяются высокоомные логические пробники.
9. Нельзя касаться рукой, незаземленным рабочим инструментом выводов компьютера: статический заряд человека может вывести его из строя.
Работа с бортовой диагностической системой
на примере автомобиля Cadillac
Диагностические возможности ЭБУ активизируются электромехаником-оператором переводом контроллера в диагностический режим работы. На разных моделях автомобилей Cadillac это, осуществляется по-разному. Например, на автомобилях 80-х годов выпуска с впрыском топлива диагностический режим устанавливается одновременным нажатием кнопок Off (выключение) и Warmer (нагреватель) при включенном ключе зажигания. Кнопки находятся на панели управления климатом в салоне (рис. 2).
Для начала диагностики одновременно нажать Off и Warmer
Для стирания кодов ошибок одновременно нажать Off и Hi
Рис. 2. Схематичное изображение панели управления климатом в салоне автомобиля Cadillac (панель климат-контроля)
Процедуры, реализуемые бортовой диагностической системой автомобиля Cadillac, имеют типовой характер их целесообразно рассмотреть в качестве примера. Коды неисправностей показывавются различными способами в зависимости от модели и года выпуска автомобиля, но это везде цифровые коды. Наиболее простыми методами индикации кодов являются мигание лампы, CHECK ENGINE (чек-лампы) и передача двухсимвольных кодов периодическими вспышками. Помимо чек-лампы на автомобилях Cadillac для индикации кодов используется дисплей на панели климат-контроля. На рис. 2 дисплей показывает код 88. Этот код индицируется сразу после входа системы в диагностический режим и указывает на исправность сегментов дисплея и на готовность бортовой диагностической системы к работе.
После проверки на дисплей выводятся последовательно коды обнаруженных неисправностей, начиная с меньших номеров. Используя эксплуатационные документы можно выяснить, какой! неисправности соответствует тот или иной код. В таблице 1 приведены коды неисправностей для автомобиля Cadillac.
Таблица 1. Коды неисправностей для Cadillac
Код | Описание |
Нет сигнала от распределителя | |
Датчик кислорода не готов | |
Замыкание в цепи датчика температры охлаждающей жидкости | |
Обрыв в цепи датчика температуры охлаждающей жидкости | |
Недопустимое напряжение на выходе генератора | |
Замыкание в цепи датчика положения коленчатого вала | |
Обрыв в цепи датчика положения коленчатого вала | |
Замыкание в цепи топливного насоса | |
Обрыв в цепи топливного насоса | |
Замыкание в цепи датчика положения дроссельной заслонки | |
Обрыв в цепи датчика положения дроссельной заслонки | |
Неисправность в цепи датчика оборотов двигателя | |
Замыкание в цепи выключателя в датчике положения дроссельной заслонки | |
Обрыв в цепи выключателя в датчике положения дроссельной заслонки | |
Ошибка регулятора холостого хода | |
Замыкание в цепи датчика абсолютного давления во впускном коллекторе : | |
Обрыв в цепи датчика абсолютного давления во впускном коллекторе | |
Нарушение корреляции между сигналами датчика атмосферного давления и датчика абсолютного давления во впускном коллекторе | |
Высокий уровень сигнала датчика абсолютного давления во впускном коллекторе | |
Замыкание :в цепи датчика атмосферного давления | |
Обрыв в цепи датчика атмосферного давления | |
Замыкание в цепи датчика температуры воздуха во впускном коллекторе | |
Обрыв в цепи датчика температуры воздуха во впускном коллекторе | |
Нет отклика датчика кислорода при обеднении | |
Нет отклика датчика кислорода при обогащении | |
Ошибка ППЗУ | |
Селектор автоматической коробки передач не в положении Drive (D) | |
Одновременное нажатие кнопок Set и Resume маршрутного компьютера | |
Скорость автомобиля выше допустимой | |
Ускорение автомобиля выше допустимого | |
Система готова к дальнейшиму тестированию | |
Проверка выключателя на тормозной педали | |
Проверка выключателя в датчике положения дроссельной заслонки | |
Проверкакнопки Drive автоматической коробки передач | |
Проверка кнопки Reverse автоматической коробки передач | |
Проверка кнопки Оп/ Оff маршрутного компьютера | |
Проверка кнопки Set маршрутного компьютера | |
Проверка кнопки Resume маршрутного компьютера | |
Код | Описание |
Проверка кнопки Instant/Average маршрутного компьютера | |
Проверка кнопки Reset маршрутного компьютера | |
Проверка реле муфты включения кондиционера | |
Проверка дисплея | |
Система готова вывести на дисплей параметры работы двигателя | |
Диагностика завершена |
После вывода кодов всех обнаруженных неисправностей на дисплее появляется код 70 – контроллер ожидает дальнейших действий электромеханика-оператора.
Обычно лампа CHECK ENGINEна приборном щитке включается автоматически при любом обнаруженном коде неисправности. Коды. неисправностей 12 – 38 и 51 заносятся в КАМ память ЭБУ и сохраняются там до удаления их вручную электромеханическим-оператором. Код непостоянной (нерегулярной) неисправности может быть удален автоматически, если неисправность не подтвердилась в течение 20 циклов “запуск-остановка двигателя”. Коды 44 – 45 автоматически не удаляются. Для кодов 60 – 64 лампа CHECK ENGINEне включается. После появления неисправности, о чем свидетельствует наличие соответствующего кода, электромеханик-оператор должен следовать специальным процедурам локализации неисправности. Эти процедуры обычно оформляются в виде алгоритмов и называются картами поиска неисправностей.
В качестве примера рассмотрим необходимую последовательность действий при обнаружении кода неисправности 13 (датчик кислорода не готов).
Обычно, выходной сигнал датчика переключается междууровнями напряжения примерно 0 и 1 В в соответствии с обогащением и обеднением рабочей смеси после нагрева до температуры около 300oС. Возможные причины для появления кода 13 могут быть такими:
• неисправен датчик кислорода;
• неисправность электропроводки или соединительных разъемов;
• ЭБУ не реагирует на сигнал датчика кислорода. Для локализации неисправности необходима дополнительная информация. Потребуется среднее Значение выходного напряжения датчика кислорода, которое может быть измерено с помощью ЭБУ двигателя и выведено на дисплей системы климат-контроля. Код среднего значения напряжения, выведенный на дисплей, следует умножить на 0,01, чтобы получить значение напряжения в вольтах (00 соответствует 0 В, а 99 – 0,99 В). Измеренное значение напряжения используется для выбора направления поиска неисправности по алгоритму на диагностической карте (см. рис. 3, 4, 5).
Рис. 3. Схема, подключения датчика кислорода
Если измеренное напряжение оказалось меньше 0,37 В или больше 0,57 В, следует проверить целостность проводников по цепям А и В соединительного жгута (рис. 4).
Если выходное напряжение датчика кислорода находится в пределах 0,37–0,57 В, следует проверить, что неисправно: датчик кислорода или ЭБУ. Для этого концы с датчика кислород замыкают на входе ЭБУ, имитируя короткое замыкание в цепи датчика, и считывают значение напряжения с дисплея панели управления климатом. Если напряжение меньше 0,05 В, ЭБУ исправно и следует проверить датчик кислорода. Если напряжение короткого замыкания больше 0,05 В – возможен обрыв цепи А и В или неисправен ЭБУ, тогда его следует заменить.
Рис. 4. Диагностическая карта для кода 13 (датчик кислорода не готов)
На рис. 5 показана диагностическая карта для проверки датчика кислорода.
При диагностировании различных датчиков часто используется способ искусственного внесения неисправности,, которая устанавливает код ошибки, противоположный фактическому. Например, если код ошибки указывает на обрыв в цепи датчика положения дроссельной заслонки (код 27), то следует удалить этот код из памяти ЭБУ и замкнуть перемычкой сигнальный вывод датчика с шиной +5 В. Если при этом ЭБУ запишет противоположный код (код 26 – короткое замыкание в цепи датчика положения дроссельной заслонки), значит, разъем и проводка исправны, возможно, не исправен датчик. Если запишется тот/же код. 27 – обрыв в проводке или разъеме.
| |||||
Рис. 5. Проверка работоспособности датчика кислорода
Для стирания из памяти кодов неисправностей следует нажать одновременно на кнопки Оff и Hi на панели системы климат-контроля и удерживать их до появления на дисплее кода 00. Такая процедура позволяет определить, какие коды соответствует постоянным неисправностям (hard codes), а какие – нерегулярным, непостоянным (soft codes). Коды, соответствующие поcтоянным отказам, сразу же восстановятся в памяти, а коды непостоянных неисправностей, скорее всего, быстро не проявятся. После стирания кодов неисправностей на дисплее появится комбинация 70. Это отправная точка для проведения различных процедур диагностики.
После завершения диагностических процедур с датчиками можно выбрать следующие режимы дальнейших проверок:
• тестирование переключателей;
• просмотр параметров режима двигателя;
• контроль исполнительных механизмов;
• выход из режима диагностики.
Каждый из 4-х режимов является циклическим и обладает большими диагностическими возможностями.
Цикл кодов 71—80 (см. табл. 1) предназначен для тестирования различных выключателей и переключателей.
Чтобы начать цикл, следует нажать до упора и отпустить педаль тормоза. Если переключатель на педали тормоза исправен на дисплее появится код 72, в противном случае останется код 71. Тогда следует провести дополнительную диагностику, воспользовавшись диагностическими картами, имеющимися в технической документации и устранить неисправность. Аналогичные процедуры выполняются для остальных переключателей.
Для кода 72. Полностью нажать и отпустить педаль газа. При исправных выключателях в датчике положения дроссельной заслонки код 72 увеличится на единицу и будет равен 73.
Для кода 73. Селектор на автоматической коробке переключения передач поставить в положение Drive (D), затем вернуть на Neutral (N). При исправности переключателя код увеличится н единицу и будет равен 74.
Для кода 74. Селектор на автоматической коробке переключи ния передач поставить в положение Reverse (R), затем поставит на Рагк (Р). При исправности переключателя код увеличится на единицу и будет равен 75.
Для кода 75. На панели маршрутного компьютера поставив тумблер в положение Оn (включить), затем в положение Оff (выключить). При исправности переключателя код увеличится на единицу и будет равен 76.
Для кода 76. При включенном тумблере на панели маршрутного компьютера (положение Оn) нажать и отпустить кнопку Set. При нажатии этой кнопки в память маршрутного компьютера записывается значение текущей скорости автомобиля и подготавливается к работе стабилизатор скорости. После нажатия кнопки Resume движение автомобиля будет осуществляться с постоянной скоростью до тех пор, пока не будет прикосновения к педали газа или тормоза. При исправности переключателя Set, код 76 увеличится на единицу и будет равен 77.
Для кода 77. Нажать и отпустить кнопку Resume на панели маршрутного компьютера. Этой кнопкой стабилизатор скорости маршрутного компьютера приводится в действие. При исправности переключателя код увеличится на единицу и будет равен 78.
Для кода 78. На панели маршрутного компьютера, показывающей расход топлива, нажать и отпустить кнопку Instant/Average (текущий расход топлива/средний расход топлива). При исправности переключателя код увеличится на единицу и будет равен 79.
Для кода 79. На панели маршрутного компьютера, показывающей расход топлива, нажать и отпустить кнопку Reset (сброс). При исправности переключателя код увеличится на единицу и будет равен 80.
Для кода 80. Нажать и отпустить кнопку обдува заднего стекла на панели климат-контроля. При исправности переключателя код 80 исчезнет и появится код 70. Первый циклический тест завершился.
Далее можно перейти ко второму циклу и последовательно просмотреть параметры работы двигателя. Для этого устанавливают тумблер включения маршрутного компьютера в положение на дисплее появится код 90, сигнализируя о входе в режим просмотра параметров двигателя. Значения параметров вызывался поочередно (от номера 01 до 18) нажатием кнопки Instant/Average на панели маршрутного компьютера. Для перемещения назад по списку параметров следует нажимать кнопку Reset на панели маршрутного компьютера. Для выхода из режима просмотра параметров следует одновременно нажать кнопки Оff и Нi на панели климат-контроля. После просмотра всех параметров двигателя на дисплее высвечивается код 95. В таблице 2 сведена первоначальная часть основных параметров двигателя нормальные диапазоны изменения их значений.
Таблица 2. Последовательность вывода на дисплей параметров двигателя
Номер по порядку | Параметр | Нормалый иапазон значений |
Положение дроссельной заслонки | 0-31 | |
Давление во впускном коллекторе | 14-99 | |
Атмосферное давление | 14-99 | |
Температура охлаждающей жидкости | 0-99 | |
Температура воздуха во впускном коллекторе | 9-99 | |
Время открытого состояния форсунки | 0-99 | |
Напряжение на выходе датчика кислорода | 0-99 | |
Угол опережения зажигания | 0-52 |
Параметр 01 – угол поворота дроссельной заслонки от положения холостого хода в градусах (контролируется в пределах 0-31°.
Параметр 02 – абсолютное давление (разрежение) во впускном коллекторе в килопаскалях. Нормальное значение меняется в диапазоне 14–99 кПа, 14 соответствует наименьшему абсолютному давлению.
Параметр 03 – атмосферное давление в килопаскалях. Нормальное давление на уровне моря составляет 90-100 килопаскалей.
Параметр 04 – температура охлаждающей жидкости. В технической документации на автомобиль имеется таблица перевода цифровых показаний дисплея в градусы по Фаренгейту. Например, цифра 12 соответствует 1 °F, 16 – 15 °F, 21 – 32 °F и т. д. |
Параметр 05 – температура воздуха во впускном коллекторе. Для определения фактической температуры применяется та же,процедура, что и для параметра 04.
Параметр 06 – длительность открытого состояния форсунки в миллисекундах. Между двумя цифрами считываемого кода следует поставить десятичную точку, т. е. код 16 считывается, как 1,6 мс и т. д.
Параметр 07 – среднее значение напряжения на выходе датчика кислорода за время тестирования. На рис. 3–5 показаны диагностические процедуры с использованием параметра 07. Выходной сигнал датчика кислорода переключается от значения около 0 В до значения, близкого к 1 В (в зависимости от обогащения или обеднения рабочей смеси). На дисплее показывается среднее значение цифрами от “О” до 99. При этом десятичная точка ставится слева, т. е., например, код 52 следует читать, как 0,52В.:
Параметр 08 – угол опережения зажигания в градусах по отношению к верхней мертвой точке. Это значение должно совпадать со значением, полученным с помощью стробоскопа или анализатора двигателя.
Параметр 09 – число циклов “запуск-останов двигателя” с момента занесения кода неисправности в память. Если в течение 20 циклов неисправность не подтвердится, счетчик устанавливается в ноль, код неисправности стирается из памяти ЭБУ,
Параметр 10 – логическая двоичная переменная, указывает на работу ЭБУ двигателя в режиме замкнутой или разомкнутой отрицательной обратной связи. Значение 01 соответствует работе с обратной связью, т. е. сигнал с датчика кислорода'используется в ЭБУ как сигнал отрицательной обратной связи для коррекции длительности включения форсунок. Значение 00 соответствует работе ЭБУ без обратной связи.
Параметр 11 – соответствует напряжению аккумуляторной батареи, уменьшенному на 10. Десятичная точка ставится между цифрами кода. Например, код 23 следует интерпретировать как иапряжение 12,3 В.
В таблице 2 в качестве примера описаны не все коды параметров двигателя, для двигателя автомобиля Cadillac их значительно больше.
После просмотра значений параметров двигателя на дисплее устанавливается код 95. Можно переходить к следующему циклу проверок.
После выявления всех кодов осуществляют более точнуюлокализацию неисправностей, используя диагностические карты из технической документации на автомобиль (аналогично примеру локализации, показанному на рис. 3–5). Без помощи бортовой диагностической системы поиск неисправностей в электронных устройствах занимает много времени, а иногда невозжен.
Стирание кодов ошибок
Эта процедура осуществляется до начала диагностики и ремонта, чтобы отличить коды постоянных неисправностей и непостоянных неисправностей. Перед стиранием следует записать все индицируемые коды. После стирания коды постоянных неисправностей сразу же восстановятся.
После ремонта все коды удаляют из памяти ЭБУ, иначе ЭБУ будет ошибочно учитывать их при последующем управлении системами автомобиля.
Применяются три метода удаления (стирания) кодов ошибок:
1. Наиболее предпочтительный и рекомендуемый производителями – стирание кодов по команде со сканера, подключенного диагностическому разъему. На некоторых ранних моделях автомобилей такая процедура не поддерживается ЭБУ.
2. Если нет сканера или ЭБУ не поддерживает стирание кодов сканером, следует отключить питание ЭБУ, вытащив соответевующий предохранитель. Например, на многих моделях в эти случае следует отключать предохранитель системы подачи топлива. Вместе с кодами ошибок из памяти ЭБУ сотрется и информация для адаптивного управления.
3. Отключение от “массы” шины (-) аккумуляторной батареи. При этом вместе с кодами стирается и прочая информация из памяти ЭБУ (установка времени на электронных часах, коды радиоприемника и т. д.). Это наихудший способ.
3. Считывание кодов неисправностей
на автомобилях General Motors
С 1981 года бортовые компьютерные системы управления всех автомобилей фирмы General Motors (GМ–США) имеют возможности самодиагностики. Коды ошибок помогают локализовать неисправности. При обнаружении компьютером неисправности загорается сигнальная лампа “Check Engine” – (чек-лампа) на панели приборов (рис. 1), Для вывода кодов используется диагностический разъем. На большинстве моделей он расположен под приборной панелью справа или слива от рулевой колонки. Есть исключения.
В автомобиле Pontiac Fiero разъем установлен между передними сиденьями.
На автомобиле Chevrolet Corvette, годы выпуска 1984–1996, разъем установлен под пепельницей на центральной консоли.
Для считывания кодов с помощью чек-лампы замыкают перемычкой контакты А и В в 12–штырьковом диагностическом разъеме. При включении зажигания лампа Check Engine должна загореться.
Затем проходит код 12 (вспышка, пауза, две вспышки подряд), показывающий, что нет сигнала с датчика положения коленчатого вала, так как двигатель не запущен. При этом код 12 индицирует исправность диагностической системы.
После троекратного вывода кода 12 ЭБУ последовательно выводит коды всех неисправностей, начиная с младших номеров. По окончании вновь трижды выводится код 12 и процесс повторяется
Число и содержание кодов неисправностей зависят от модели, года выпуска, типа двигателя и производителя автомобиля.
Коды могут быть прочитаны и с помощью сканера. Сигнальный кабель сканера подключается к диагностическому разъему, а шнур питания сканера включается в разъем прикуривателя. Далее следуют указаниям и инструкциям, появляющимся на дисплее сканера. Первое указание: “ввести год выпуска, идентификационный номер двигателя (VIN) и прочую исходную информацию”. При вводе нужно быть точным, иначе значения контролируемых параметров могут быть прочитаны неверно.
В таблице 3 приведены некоторые коды неисправностей для автомобилей General Motors выпуска до 1996 г. Всего их 50–60.
Таблица 3
Код | Значение |
Неисправность в цепи датчика кислорода | |
Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости | |
Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости | |
Низкое напряжение бортовой сети | |
.Неисправность в цепи датчика скорости автомобиля | |
Неисправность в цепи датчика детонации | |
Содержание кислорода в выхлопных газах выше нормы | |
Содержание кислорода в выхлопных газах ниже нормы | |
Недостаточный ток через обмотки форсунок | |
Ошибка в.цепи канала № 3 дискретной системы рециркуляции выхлопных газов |
Бортовые диагностические системы автомобилей General Motors после 1996 г. соответствуют стандарту ОВD- II.