Актуальность террористической угрозы
США, Россия и международное сообщество в целом уже вложили значительные денежные ресурсы в борьбу с террором и бросили ему энергичный вызов, но потребуется намного больше средств, если этот вызов будет принят. Угроза террора привела к основательному ограничению свободы действий обычных людей, и мы ощущаем это, занимаясь повседневными делами, например, пользуясь почтой или самолетом.
В большинстве демократических сообществ сейчас вынужденно прибегают к личному досмотру граждан, что в прошлом могло рассматриваться как грубое нарушение прав человека. Но в настоящее время, хотя число терактов, возможно, и уменьшается, количество жертв, к сожалению, растет. Учитывая растущую изощренность террористов и расширение арсенала их средств, есть все основания опасаться, что в ближайшие годы число жертв может намного возрасти.
В начале XXI столетия желание совершить кровопролитие во имя какого-либо идеала или исправления предполагаемой несправедливости, соединенное с современными технологиями, вооружило инструментом массового поражения террористов по всему миру. Взрывные устройства, особенно бомбы в автотранспорте, сегодня используются в качестве наиболее популярного средства террористической атаки, около половины всех мировых терактов произведено с их использованием.
Злодеяния, совершаемые при помощи бомб по всему земному шару, порождают сомнения в возможности властей остановить эту угрозу городу и городскому образу жизни. В то время как ученые спорят, стоит ли классифицировать террор и акты преднамеренной агрессии как катастрофы, американское Федеральное управление по чрезвычайным ситуациям (FEMA) включило эту все возрастающую угрозу в свой список катастроф наряду с природными, техногенными и транспортными.
Террор в городах
Очевидно, что терроризм вносит существенный разлад в размеренную жизнь городов. Он подрывает основы, на которых держится общество, мешает разным людям свободно и открыто добиваться реализации своих целей, никого не опасаясь и не подозревая в агрессивных намерениях. Растущая урбанизация современного общества превращает город в поле битвы: насилие вынуждает местные власти вступать в борьбу с терроризмом. Стремление обезопасить горожан от неспровоцированных террористических актов и их последствий стало еще одной насущной заботой муниципалитетов.
Как бульвары Парижа появились вследствие того, что наполеоновские войска нуждались в пространстве для маневров, так и многочисленные посольства, построенные за последние десятилетия, созданы с учетом требований безопасности. Раньше необходимость их соблюдения почти не оказывала влияния на архитектуру городских сооружений: если и случалось что-либо чрезвычайное, то мысли об актуальности мер безопасности приходили уже постфактум.
Даже сегодня при проектировании городских сооружений обычно не учитывают реальность террористической угрозы. Американское правительство констатировало, что "в большинстве случаев архитекторы или совсем не уделяют внимания системам безопасности зданий или уделяет его очень мало, особенно это касается необходимости создавать препятствия для бомбовых атак".
После взрывов бывает очень много людей, получивших порезы от осколков стекла, но городские архитекторы по-прежнему редко учитывают этот фактор, не уменьшая количество стеклянных панелей в потенциально уязвимых сооружениях и не заменяя стекло более безопасными материалами. Даже после взрыва бомбы в здании аэропорта Франкфурта, произошедшего в 1980-е годы, не была выполнена рекомендация уменьшить площадь оконных стекол, способных причинить смертоносный вред, поскольку безопасная альтернатива была более дорогой и менее доступной.
Уже реализованы некоторые идеи, позволяющие уменьшить степень уязвимости городских объектов при терактах. Мусорные баки, установленные на улицах Израиля, специально разработаны таким образом, чтобы при взрыве заложенной в бак бомбы количество вылетающих осколков было минимальным. В США такие чрезвычайные происшествия, как взрывы бомб во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке и в правительственном здании в Оклахома-Сити, увеличили обеспокоенность властей по поводу атак на американские правительственные и коммерческие учреждения в стране и за рубежом.
Усилению мер безопасности в общественных местах уделяется серьезное внимание. Все более широкое распространение получают системы видеонаблюдения, усовершенствованные дверные и оконные замки, системы сигнализации, используются патрули служб безопасности, применяется ограничение на парковку, осуществляется постоянный контроль за мусорными контейнерами и зонами, недоступными для видеоконтроля, производится идентификация личности посетителей, досмотры происходят с применением специальных систем обнаружения.
К сожалению, усиление мер безопасности происходит, как правило, после происшествий, а не предшествует им. Так, зона парковки вблизи зданий была ограничена после взрывов машин у представительства ООН и Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, Белого дома в Вашингтоне, здания еврейской общины в Буэнос-Айресе. Когда муниципалитеты высказывают озабоченность по поводу создания атмосферы осадного положения, их заверяют, что население привыкает к постоянным проверкам со стороны служб безопасности и с готовностью принимает эти незначительные неудобства.
Американское правительство, которое не позаботилось о введении адекватных мер предосторожности в своих посольствах в Найроби и Дар-эс-Саламе, стало одним из виновников гибели людей в августе 1998 г. Каждое новое происшествие становится аргументом в пользу усиления мер безопасности и способствует появлению нового оборудования, необходимого для их осуществления, несмотря на его высокую стоимость и неудобства, причиняемые гражданам.
Таблица 1.Терракты с использованием взрывных устройств за период с 1983 по 2005 г.
Год, месяц | Место | Убито,чел. | Пострадало,чел. |
1983, апрель | Посольство США, Бейрут, Ливан | более 100 | |
1983, август | Военно-морские казармы, Бейрут, Ливан | - | |
1985, апрель | Ресторан, Мадрид, Испания | ||
1985, сентябрь | Вестибюль отеля, Афины, Греция | - | |
1988, декабрь | Рейс "Пан-Америкэн", Локерби, Шотландия | более 270 | - |
1991, март | Коломбо, Шри-Ланка | более 50 | - |
1992, март | Посольство Израиля, Буэнос-Айрес, Аргентина | - | - |
1992, июнь | Туристский автобус, Гиза, Египет | ||
1993, февраль | Всемирный торговый центр, Нью-Йорк, США | более 1000 | |
1994, апрель | Автобусная остановка, Афула, Израиль | ||
1994, октябрь | Улица Дизенгоф (автобус № 5), Тель-Авив, Израиль | ||
1994, октябрь | Микроавтобус, Лима, Перу | ||
1994, октябрь | Центр еврейской общины, Буэнос-Айрес, Аргентина | ||
1995, январь | Автобус, узловой пункт Бей-Лид, Израиль | ||
1995, июль | Автобусная остановка Элит, Рамат-Ган, Израиль | ||
1995, август | Правительственное здание, Оклахома-Сити, США | - | |
1995, август | Автобусная остановка Рамат-Эшкол,Иерусалим, Израиль | ||
1996, январь | Центральный банк, Коломбо, Шри-Ланка | ||
1996, февраль | Автобусная остановка Рамат-Эшкол (автобус № 26),Иерусалим, Израиль | ||
1996, февраль | Улица Джаффа (автобус № 18), Иерусалим, Израиль | ||
1996, февраль | Пристань Доклэндз (пирс), Лондон, Великобритания | ||
1996, март | Улица Сарэй Исраэль (автобус № 18),Иерусалим, Израиль | ||
1996, март | Центр "Дизенгоф", Тель-Авив, Израиль | ||
1996, март | Кафе "Апропо", Тель-Авив, Израиль | ||
1996, июнь | Башни Кхубар, Дахран, Саудовская Аравия | ||
1996, июнь | Торговый центр "Арндейл", Манчестер, Великобритания | - | более 200 |
1997, июль | Открытый рынок "Махан Ехуда", Иерусалим, Израиль | более 170 | |
1998, март | Коломбо, Шри-Ланка | ||
1998, август | Посольства США, Дар-эс-Салам (Танзания), Найроби (Кения) | ||
1998, август | Ома, Северная Ирландия | более 200 | |
1999, март | Северная Осетия, Россия | более 100 | |
1999, апрель | Лондон, Великобритания | - | |
2000, май | Автобус, Манила, Филиппины | ||
2000, август | Пушкинская площадь, Москва, Россия | ||
2001, июнь | Дельфинарий, Тель-Авив, Израиль | ||
2001, август | Иерусалим, Израиль | ||
2001, сентябрь | Всемирный торговый центр, Нью-Йорк, США | - | |
2001, сентябрь | Пентагон, США | - | |
2002, январь | Иерусалим, Израиль | ||
2002, февраль | Жоло, Филиппины | ||
2002, март | Хайфа, Израиль | ||
2002, май | Каспийск, Дагестан | ||
2002, октябрь | Курорт Кута Бич, Бали, Индонезия | ||
2002, декабрь | Дом правительства, Грозный, Чечня | более 100 | |
2003, июль | Рок-концерт, Москва, Россия | ||
2003, август | Бомбей, Индия | ||
2003, декабрь | Электричка, Ессентуки, Россия | ||
2003, декабрь | Гостиница "Националь", Москва, Россия | ||
2004, февраль | Метро, Москва, Россия | ||
2004, февраль | Манила, Филиппины | ||
2004, март | Мадрид, Испания | ||
2004, май | Грозный, Чечня | ||
2004, август | Два самолета из "Домодедово", Москва, Россия | - | |
2004, август | Москва, Россия | ||
2005, май | Дели, Индия | ||
2005, июнь | Багдад, Ирак | более 50 | |
2005, июнь | Пульвама, Индия | более 100 | |
2005, июль | Торговый центр, Нетания, Израиль | ||
2005, июль | Мусайиба, Ирак | ||
2005, июль | Лондон, Великобритания | более 700 | |
2005, июль | Шарм эль-Шейх, Египет |
Терракты с применением бомб часто происходят в неконтролируемой обстановке, когда возможность подготовленности к ним ограничена. После выступлений Бен Ладена с угрозами в адрес США за нападения американцев на структуры "Аль-Каиды" в Афганистане и Судане, Нью-Йорк как возможная цель атаки международного терроризма был приведен в состояние готовности. Но это лишь показало тщетность попыток защитить каждую потенциально уязвимую цель в мегаполисе: никакие приготовления не смогут реально противодействовать бомбам террористов в условиях современного города.
Проведение контртеррористических мероприятий в большей степени характерно для разведывательных служб, а не для муниципальных властей с их ограниченными ресурсами и юрисдикцией. В то же время местные власти несут ответственность за эффективное преодоление последствий террористических актов. К сожалению, реалии современного мира неизбежно сталкивают с проблемой терроризма жителей очень многих городов. Такие совершенно разные города, как Нью-Йорк, Оклахома-Сити, Атланта, Токио, Париж, Манчестер, Буэнос-Айрес, Коломбо, Бейрут, Каир, Найроби, Дар-эс-Салам, Иерусалим, Тель-Авив, Беслан и ряд других, в последние годы стали свидетелями жестокости террористов по отношению к невинным мужчинам, женщинам, детям.
Сложившаяся ситуация диктует принципиально новый подход к использованию разведданных. И раньше такие организации, как ЦРУ, распространяли информацию, полученную разведкой, на национальном уровне: если речь шла о целях внутри страны, данные, необходимые для проведения операции, передавались ФБР. Сегодня в США федеральные органы передают муниципальным властям информацию о возможных целях террористических атак.
Подробные разведанные о террористах, как и практика их выявления, по возможности должны быть представлены широкой общественности, но при этом необходимо соблюдение особой осторожности, чтобы не была раскрыта секретная информация.