Туристский поток псковской области

ТУРИСТСКИЙ ПОТОК ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Результаты мониторинга 2013 года

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ТУРИСТСКИЙ ПОТОК

Вал и динамика туристского потока. 2

Сезонность турпотока. 4

СТРУКТУРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРПОТОКА

Региональная структура турпотока……………………………………………………………………………………….4

ПОРТРЕТ ТУРГРУППЫ

Состав тургруппы.. 11

Активность тургрупп и туристский маршрут. 12

4. ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………………………………………………………..13

Псков, 2013 г.

Методика опроса

Мониторинг туристских потоков проводился в течение всего года (исключение составили зимние месяца, показатели которых мы получили, экстраполируя результаты подобных по сезонной динамике месяцев) для чего параллельно были организованы формализованный опрос постояльцев в гостиницах города Пскова, а также экспресс-опрос и счет посетителей в местах наибольшей концентрации турпотока. Замеры проводились два раза в месяц: в будний день и в выходной.

Экспресс-опрос в Псковском Кремле, музее-заповеднике «Изборск», Псково-Печорском монастыре проводился в формате экзит-пола и позволил получить валовые показатели турпотока с помощью сплошного счета всех посетителей и основных вопросов: «Откуда Вы приехали?», «На чем Вы приехали? «На сколько дней Вы приехали? И «Где Вы остановились?» Годовая выборка экспресс-опроса составила 11369 респондентов, ошибка выборки – менее 2%.

Опрос в гостиницах «Октябрьская», «Ольгинская», «Рижская», «Двор Подзноева», «Кром», «Балтхаус» позволил получить структурные параметры турпотока. За год было опрошено 1227 постояльцев, ошибка выборки – 3% (по 350-400 респ. в квартал с ошибкой выборки 5%).

Туристский поток

Вал и динамика туристского потока

Величина турпотока, проходящего через Псков в 2013 году составила 225 877 человек. Это гости из других регионов, посетившие основные объекты показа или остановившиеся в псковских гостиницах. К основным местам показа можно отнести Псковский Кремль, Изборский музей-заповедник, Псково-Печорский монастырь, где и проходили замеры туристского вала. Очевидно, что мониторинг турпотока не может охватить тех туристов, которые останавливаются у своих знакомых и родственников, ночующих на съемных квартирах или домах, а также гостей, не посещающих основные места показа.

Сравнивая динамику основных параметров турпотока с предыдущими годами, мы наблюдаем незначительный перевес. Величина турпотока в 2010 году составила 250 000 человек, в 2011г. - 197 500 человек (см. результаты мониторинга турпотока в 2010г. http://www.regdevelopment.ru/researches/research_2010/63, http://www.regdevelopment.ru/researches/research_2011 в 2011г.).




Граф.1 Вал и динамика турпотока 2013г., тыс. чел.

туристский поток псковской области - student2.ru

туристский поток псковской области - student2.ru - Замеры зимних месяцев не были проведены, поэтому для годовой динамики целесообразно экстраполировать результаты подобных месяцев: марта, апреля, ноября - в эти месяцы, как и в зимний сезон отмечается низкий поток туристов.

Сезонность турпотока

Наблюдается ярко выраженная сезонная зависимость туристского потока: валовый показатель меняется от месяца к месяцу (см.граф1). Наивысший месячный показатель по данному параметру зафиксирован в августе (32,3 тыс. чел), наименьший – в марте (10,2 тыс. чел).

Высокий туристский сезон традиционно начался в мае резким скачком турпотока и продлился вплоть до октября. Низкий сезон начинается с ноября (12,8 тыс. чел) и длится по апрель (14,1 тыс.чел).

Сезонность турпотока по-прежнему является большой проблемой для туротрасли региона. За весь период проведения мониторинга, начиная с 2010 года и по настоящий момент, ситуация не изменилась: в низкий сезон область посещает меньше гостей, чем с мая по октябрь. Очевидно, для стабилизации работы туротрасли в течение года событийный календарь нужно планировать исходя из этих провалов в трафике.

Мониторинг календаря событий в Псковской области в 2013 году показал, что самый насыщенный мероприятиями и праздниками, привлекательный для туристов месяц – это август, включающий Богослужение и Крестный ход в храмах Свято-Успенского Псково-Печорского

монастыря, фестиваль военно-исторической реконструкции и средневековой культуры в Изборске «Железный град», а также традиционный «Медовый фестиваль» в Пскове.

Табл.2. Динамика стабильности турпотока

 
впервые 39,5 38,1 42,2
повторно 27,4 21,0 20,0
в третий раз 9,1 13,5 11,1
в четвертый раз 3,6 5,3 4,0
езжу сюда постоянно 20,4 22,1 22,6


В некоторых потоках (регионах отправки) сформировалась весьма значительная доля постоянных гостей области – это Санкт-Петербург и Ленинградская область и Прибалтика.

Нужно отметить, что уровень постоянных туристов не повышается на протяжении последних лет. Поэтому очень важно для туриндустрии привлечь и сохранить туристов, впервые посетивших область, и перевести их на постоянные посещения.

Относительно петербургского, самого интенсивного трафика можно зафиксировать следующие выводы: почти треть туристов знает область и самостоятельно формирует свой

маршрут; область сохраняет туристскую привлекательность для петербуржцев, что позволяет поддерживать высокую долю первичных визитов в низкий туристский сезон.

Табл.3. Структура опыта поездок в зависимости от региона отправки

Регионы отправки впервые повторно постоянные визиты
Москва и Моск. обл. 49,4 20,2 30,4
СПб и ЛО 28,4 29,0 42,6
СЗФО 43,0 19,6 37,4
Центр. ФО 52,4 26,8 20,7
другой ФО 46,2 23,1 30,8
Белоруссия 23,9 45,1 31,0
Украина 36,4 36,4 27,3
Прибалтика 25,3 36,1 38,6

Для многих туристов из соседних регионов поездка в Псков рассматривается как загородная прогулка, поэтому визиты, выступая привычной практикой для развлечения и отдыха совершаются на собственном автомобиле (см. граф.7). Основа новых визитов состоит из гостей дальних регионов, поэтому выбор поезда как наиболее удобного способа трансфера для них очевиден.

Портрет тургруппы

Состав тургруппы

Под тургруппой понимается семья или компания друзей, коллег, совершающих совместное путешествие и самостоятельно организующих свой маршрут.

Такая приватная тургруппа может быть как полностью самостоятельной, так и интегрированной в традиционную экскурсионную группу.

Самый популярный формат тургруппы этого года - два человека, семейная пара (см. граф.8). Доля совместных с коллегами поездок равнялась 29,6%, с друзьями приезжали 19,5% туристов. Почти каждый пятый гость приезжал поодиночке. Заметим, что доля одиночных визитов значительно сократилась по сравнению с показателями прошлых лет (в 2010 - 44,7%, в 2011г – 37%). Это может быть связано с ростом числа коллективных бизнес-туров.

С детьми приехали всего 14,3% гостей: это говорит о низком качестве псковских предложений для детского досуга на рынке туриндустрии.

Граф.8. Состав тургруппы

туристский поток псковской области - student2.ru

Средняя продолжительность тура в течение года в пределах трех дней, в апреле и июне количество проведенных дней в Псковской области вырастала до четырех суток.

ВЫВОДЫ

1. Сравнивая динамику основных параметров турпотока с предыдущими годами, мы наблюдаем его стабильность. Сезонность турпотока по-прежнему является большой проблемой для туротрасли региона. За весь период проведения мониторинга, начиная с 2010 года и по настоящий момент, ситуация не изменилась: в низкий сезон область посещает меньше гостей, чем с мая по октябрь. Очевидно, для стабилизации работы туротрасли в течение года событийный календарь нужно планировать исходя из этих провалов в трафике.

2. Абсолютное большинство туристических визитов совершаются гостями самостоятельно. Маршруты и туристское поведение задаются самими тургруппами, не имея систематического стандарта. Исходя из этого, туриндустрии Псковской области следует развивать самоорганизованный туризм, наполняя его интересными предложениями, делая акцент на семейный, детский досуг. Сервис-услуги так же как и любой товар должен продаваться.

3. На первичные туры невозможно работать вне сезона: задача туриндустрии - удержать постоянных клиентов, которые приезжают повторно, обслужить и перевести их на уровень постоянных визитов. На это должна работать вся необходимая инфраструктура. Отрасль должна создавать поводы для приезда и конкурировать со всеми пригородными регионами. Главное – сохранять альтернативу, быть все время конкурентноспособными, только тогда у туриндустрии нашего региона будет возможность увеличить туристский поток.

ТУРИСТСКИЙ ПОТОК ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Наши рекомендации