Предметное окружение. явления общественной жизни.
ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Программе содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляю
щих: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Мир природы. \
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу. \
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом, и как о творении человеческой мысли, и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Природное окружение. Экологическое воспитание. Цель раздела - ознакомление детей с живой и неживой природой, формирование осознанно бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
• Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды.
• Формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие).
• Формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
• Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
• Формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.).
• Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
• Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
• Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
• Развитие интереса к миру природы.
• Формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы действительности. Поэтому сетка занятий предусматривает разумное чередование их в течение каждого месяца.
К концу года дети могут:
• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); пред
меты, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в поме
щениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, ка
прон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искус
ственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).
• Знать, что предметы - это творение человеческой мысли. щ
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий (действий восприятия).
• Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
• Иметь представление об истории создания предметов.
^*,Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
• Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Правительстве России.
• Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности - защищать Родину.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
• Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
• Иметь представление о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
• Делать элементарные выводы и умозаключения.
• Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
• Определять происхождение рукотворных предметов.
• Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
• Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
Необходимо закреплять и углублять представления дошкольников о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу.
Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности.
Способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных. Формировать представление о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы); желание беречь природу. Знакомить с деятельностью людей по охране диких животных.
Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения.
Расширять представление о классификации животного мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные и др.
Учить различать и называть характерные особенности домашних и диких животных. Закрепить знания детей о животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране [ других странах.
Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и об-юзом жизни животных. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса - растений и животных, об их пищевой зависимости друг от друга. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической И исследовательской деятельности.
Знакомить с нашей планетой (Земля - это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др., а также два полюса: Северный и Южный).
Знакомить с планетами Солнечной системы (Солнце - это большая горячая звезда; его роль и /IIпни человека; Солнце - источник света и тепла).
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Закреплять желание ^отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой, в рисовании, лепке и аппликации. г
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕМЬЕЙ КАК ЯВЛЕНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Детей необходимо знакомить с семьей, начиная с самого раннего детства на доступном их . пониманию уровне. Необходимо воспитывать у ребенка любовь к семье (такой, какая она есть), к родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-разному. I Компонент интеллектуальности развития усиливает воспитание, предполагает формирование :у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни, о составе семьи, :об отношениях родственников; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные ;' и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.
ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С СЕМЬЕЙ И РОДОСЛОВНОЙ
Нравственное воспитание: • продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; умение помогать им; • объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать собеседника, не перебивать его; • развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать j в своих поступках положительному примеру.
Умственное воспитание:
1 • закреплять знание отчества ребенка, имен и отчеств родителей, дедушек, бабушек;
Е-
f • расширять и закреплять представления о родственных отношениях; познакомить с терми-
| нами родства: прабабушки, прадедушки;
Г • закреплять знание домашнего адреса и телефона;
• формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.
Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом направлении , в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных i отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний
\ v
[ 35
имени отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета.
ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ О СЕМЬЕ
К концу учебного года дети могут:
• знать свое отчество, имена и отчества родителей, дедушек и бабушек;
• иметь представления о родственных отношениях; з
• иметь элементарные представления о том, что такое семья, что у семьи есть история и тра диции;
• иметь представления о родословной как истории семьи и народной традиции, характерно! для народов России;
• проявлять уважительное отношение к окружающим людям, заботливое отношение к малы шам, пожилым людям, помогать им;
• понимать, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться слушать со беседника, не перебивать его;
• иметь волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих по ступках следовать положительному примеру. *
Рекомендации для родителей:
Напоминать ребенку дату его рождения и даты рождения членов семьи: Рассказывав об увлечениях родных, знакомить с их интересами. Беседовать о профессиях взрослых члена семьи, об их трудовых достижениях. Рассматривать семейные альбомы с фотографиями. Позна комить ребенка с семейными преданиями, интересными судьбами родственников, случаям] из жизни. Хранить и показывать ребенку почетные грамоты, военные ордена и медали дедо и отцов, награды и памятные знаки, имеющиеся у членов семьи.
Задания для детей:
1. Интервью для телевидения детского сада «Что такое семья и зачем она нужна». Такую ди агностику можно провести в начале учебного года, записав индивидуальные ответы детей на вн деокамеру. Желательно, чтобы дети не слышали ответы друг друга и не могли рассказать осталь ным, о чем их спрашивали. Видеозапись помогает оценить знания детей о семье и может быт использована на занятии, посвященном обобщению и закреплению представлений о семье.
2. Используя наглядные материалы (родословные, составленные совместно детьми и родите лями, образы-рисунки семьи, созданные детьми, иллюстрации пособия «Славянская семья: poj ство и занятия», фотографии из семейного альбома), показать и рассказать на элементарно уровне о том, что такое родословная, о традициях своей семьи, старинных традициях народе России, семейных поколениях.
Критерии оценки
№ п/п | Критерии | Баллы |
Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества своих родителей. Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек. | 2 2 |
Окончание табл.
Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.
Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка.
Понимает родственные отношения: родители, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянница, племянник.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, уважительное отношение к окружающим людям. Старается радовать старших своими хорошими поступками. Проявляет волевые качества.
Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности.
Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое родословная
2 2
Примерные уровни оценки
Уровни | Баллы |
Ниже среднего Средний Высокий | 4-8 10-16 18-22 |
ПРИМЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ЗНАНИИ
Ниже среднего.
Называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает и называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра сын, дочь, внук, внучка, муж:, жена, тетя, дядя, племянник, племянница. Может проявлять эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям; имеет представление о том, что взрослым нужно помогать. Понимает некоторые родственные отношения.
Средний уровень.
Уверенно называет свое имя, свою фамилию; знает имена и отчества родителей, бабушек, дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка. Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы. Проявляет уважительное отношение к окружающим людям, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Выражает свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер). Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям.
Высокий уровень.
Уверенно называет свое имя и свою фамилию, имена и отчества родителей, имена и отчества бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянника, двоюродный врат, двоюродная сестра, прабабушка, прадедушка. Понимает родственные отношения: мама,
папа, родители, муж, жена, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница. Понимает, что бабушка и дедушка - это родители мамы или папы, дядя или тетя - брат или сестра его родителей. Понимает, что прадедушка и прабабушка - это родители дедушки и бабушки. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Имеет представление о том, что в семье у всех есть домашние обязанности. Проявляет свою заботу о родных и близких, помогает им, выполняет свои домаш- \ ние обязанности. Стремится радовать старших своими хорошими поступками. Старается прояв- j лять волевые качества. Выражает интерес к истории своей семьи и ее традициям, к профессио- j нальной деятельности своих родителей. Имеет элементарные представления о том, что такое семья (семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер); о том, что родословная - это история семьи, рассказ о своей семье.
Е. В. Вальчук
Месяц | № п/п | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Лето | Систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе | |
Детский сад | Учить называть точный адрес детского сада | ||
Растения | Закреплять и углублять представления о растениях леса | ||
Детский сад | Познакомить с правами и обязанностями в детском саду | ||
Растения | Закреплять и углублять представления о растениях сада | ||
Детский сад | Закрепить знания о правах и обязанностях в детском саду | ||
Растения | Закреплять и углублять представления о растениях луга | ||
Моя семья | Закрепить знания о правах и обязанностях в семье | ||
Октябрь | Растения | Закреплять и углублять представления о растениях поля | |
Моя семья | Знать дату своего рождения и членов своей семьи | ||
Осень | Систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе | ||
Моя семья | Учить называть свое отчество, домашний адрес, телефон | ||
Осень | Систематизировать знания о труде людей осенью | ||
Моя семья | Знать интересы членов своей семьи | ||
Природа и мы | Учить правильному поведению в природной среде (в лесу, на лугу) | ||
Моя семья | Развивать интерес к профессиям родителей. Уметь рассказать о профессиях родителей | ||
Ноябрь | Природа и мы | Познакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива) | |
Моя семья | Развивать интерес к профессиям родителей. Уметь рассказать о профессиях родителей | ||
Природа и мы | Рассказать об охране лекарственных растений, о растениях, занесенных в Красную книгу | ||
Труд взрослых | Формировать интерес к людям новых профессий (рекламный агент) | ||
Поздняя осень | Систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе | ||
Труд взрослых | Формировать интерес к людям новых профессий (фермер) | ||
Птицы | Уточнить знания о перелётных и зимующих птицах | ||
Труд взрослых | Формировать интерес к людям новых профессий (художник-дизайнер) |
Продолжение табл.
Декабрь | Птицы | Рассказать о помощи людей зимующим птицам | |
Труд взрослых | Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве (станки) | ||
Зима | Систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе | ||
Труд взрослых | Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер) | ||
Дикие животные | Систематизировать знания о диких животных | ||
Транспорт | Обогащать представления о видах транспорта (наземный транспорт) | ||
Дикие животные | Закрепить знания о подготовке животных к зиме, об их жизни в зимний период | ||
Транспорт | Обогащать представления о видах транспорта (воздушный транспорт) | ||
Январь | Дикие животные | Рассказать о животных, занесенных в Красную книгу | |
Транспорт | Обогащать представления о видах транспорта (водный транспорт) | ||
Дикие животные | Закрепить знания о животных, обитающих в других странах (слон, обезьяна, верблюд) | ||
Транспорт | Совершенствовать знания о дорожных знаках и их назначении | ||
Домашние животные | Систематизировать знания о домашних животных и заботе о них человека | ||
Транспорт | Учить соблюдать правила дорожного движения. | ||
Рыбы | Уточнить знания о рыбах рек. Познакомить с рыбами морей (акула) | ||
Наша армия | Углубить знания о Российской армии. Дать элементарные представления о родах войск | ||
Февраль | Рыбы | Познакомить с животным миром морей (кит, дельфин) | |
Наша армия | Углубить знания детей о Российской армии. Дать элементарные представления о родах войск | ||
Насекомые | Систематизировать знания о насекомых, способах их передвижения. Различать по внешнему виду бабочек (капустница, павлиний глаз) | ||
Наша армия | Рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны | ||
Пресмыкающиеся | Пополнить знания о пресмыкающихся (черепаха), формами их защиты | ||
Наша армия | Рассказать о подвигах защитников Отечества в наши дни | ||
Земноводные | Пополнить знания о земноводных, формах их защиты | ||
Наша армия | Совершить экскурсию к памятнику защитникам Отечества, возложить цветы | ||
Март | Природа и мы | Рассказать о деятельности человека по охране водоемов | |
Детский сад | Расширять представление о школе. Вызвать желание учиться в школе | ||
Природа и мы | Информировать о правилах поведения людей на водоемах | ||
Детский сад | Расширять представление о школе. Провести экскурсию в школу |
■5П
Окончание табз
Весна | Систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе | ||
Детский сад | Познакомить с понятием «библиотека» | ||
Весна | Систематизировать знания о труде людей весной | ||
Детский сад | Провести экскурсию в библиотеку | ||
Апрель | Планета Земля | Познакомить с планетой Земля на глобусе и карте | |
Родная страна | Рассказать о полёте в космос Ю. А. Гагарина | ||
Планета Земля | Показать многообразие природы на планете Земля (горы) | ||
Родная страна | Рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни | ||
Планета Земля | Показать многообразие природы на планете Земля (равнины) | ||
Родная страна | Расширять представления детей о Москве - столице России | ||
Планета Земля | Показать многообразие природы на планете Земля (пустыни) | ||
Родная страна | Расширять представления о городах России (Санкт-Петербург и др.) | ||
Май | Планета Земля | Показать многообразие природы на планете Земля (моря) | |
Родная страна | Расширять представления о городах России (Санкт-Петербург и др.) | ||
Планета Земля | Показать многообразие природы на планете Земля (полюса Земли) | ||
Родная страна | Учить находить Россию на глобусе и карте | ||
Планета Земля | Рассказать об экологической опасности, угрожающей нашей планете, и действиях человека по ее защите | ||
Наша планета | Дать представление о наличии разных стран на планете Земля | ||
Планета Земля | Познакомить с планетами Солнечной системы. Земля - одна из планет Солнечной системы | ||
Наша планета | Дать представление о наличии разных стран на планете Земля |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Месяц | Тема, цели занятия 1-й недели | Тема, цели занятия 2-й недели | Тема, цели занятия 3-й недели | Тема, цели занятия 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | День знаний | Опасные ситуации | Моя семья | Права и обязанности дошкольника |
Цели | Расширять представления о праздниках, школе. Беседовать о том, с чем познакомятся в школе. Вызвать желание учиться в школе. Знакомить с профессиями людей, работающих в школе. Воспитывать уважение к профессиям школьных работников | Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов на улице с незнакомыми людьми. Учить правилам поведения в таких ситуациях | Закреплять знание: - своего отчества; - имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек. Расширять и закреп лять представление о род ственных отношениях. Познакомить с термина ми родства: прабабушка, прадедушка. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям | Продолжать рассказывать об общественной значимости детского сада и труда его сотрудников. Знакомить с правами (право на игру, право на занятия, право на прогулку) и обязанностями (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам) | |
о, ю О | Тема | Экскурсия в школу | Транспорт | На выставке кожаных изделий | Экскурсия на кухню детского сада |
Цели | Расширять представление о школе. Формировать желание учиться в школе | Закреплять знание о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный). Повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора. Углублять знания о правилах пользования общественным транспортом. | Дать понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи. Познакомить с видами кожи. Показать связь ее качества с назначением изделия. Вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда | Расширять представление о профессиях, которые нужны вДОУ. Познакомить с профессией повара. Наблюдать за работой повара. Познакомить с действием машин и механизмов, которые облегчают труд повара. |
f
Продолжение табл.
Обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, летчик, машинист и т. д. | Воспитывать уважительное отношение к труду | ||||
Ноябрь | Тема | Наша планета | Дерево умеет плавать | Это- ферма | Экскурсия в библиотеку |
Цели | Дать представление о наличии разных стран на планете Земля. Воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран | Расширять представление о дереве, его качествах и свойствах. Учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования | Формировать интерес к людям новых профессий -фермер. Расширять представление о труде сельских жителей. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей. Обращать внимание на то, что только совместный труд людей позволяет получать качественные продукты | Познакомить с понятием «библиотека», с трудом людей, которые работают в библиотеке. Учить правильно пользоваться книгой. Воспитывать бережное отношение к книге | |
А О, ю сЗ Ы u | Тема | Род и родословие | Воздушный транспорт | Наземный транспорт | Откуда елка в гости пришла |
Цели | Закреплять представления о родственных отношениях. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи | Расширять представления о видах транспорта. Познакомить: - с воздушным видом транс порта; - профессией людей, работа ко торых связана с воздушным транспортом. Рассказать об истории развития воздушного транспорта | Обогащать представление о видах транспорта. Закреплять знания: - о видах городского транс порта: автобус, троллейбус, трамвай, такси, маршрутное такси, метро; - видах городского, между городного, автомобильного и железнодорожного транс порта; - правилах поведения в транспорте. | Познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение. Рассказать: - об обычае украшения елки, откуда он пришел; - о традициях встречи Нового года у разных народов. Воспитывать любовь к истории России, националь- |
Продолжение табл.
Учить безопасному поведению на улицах и дорогах. Познакомить со значением транспорта в жизни человека. Воспитывать уважение к профессии людей, создающих транспортные средства | ную гордость, чувство причастности к своему народу | ||||
* Январь | Тема | Путешествие в прошлое предмета (счетное устройство) | Знакомство с дорожными знаками | Водный транспорт | Экскурсия в музей |
Цели | Познакомить с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира. Активизировать познавательную деятельность | Совершенствовать знания о дорожных знаках и их назначении. Закреплять знания о правилах поведения на дорогах и улицах. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте | Расширять представление о видах транспорта. Закреплять названия водных видов транспорта. Познакомить: - с историей развития водно го транспорта; - профессиями людей, кото рые трудятся на водном транспорте. Воспитывать: - интерес к изучению окру жающего мира, к водным пу тешественникам; - уважение к людям «вод ных» профессий | Познакомить с понятием «музей» и его назначением. Дать представление о профессии людей, которые работают в музее. Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещений музея. Воспитывать активность, любознательность | |
Февраль | Тема | Знакомьтесь: мой друг - компик | Чем подковать лошадь (игра-эксперимент) | Наша армия | Чудо чудное, диво дивное -золотая хохлома |
Цели | Расширять представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве. | Дать понятие о металле как материале, из которого человек делает разнообразные вещи. | Углублять знания о Российской армии. | Продолжать воспитывать интерес к русским народным |
Продолжение табл.
Познакомить с компьютером. Активизировать познавательную деятельность | Познакомить с видами металла. Показать связь металла с его назначением. Вызывать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда | Дать элементарные представления о родах войск. Рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны | промыслам и желание их изучать. Познакомить с историей промысла, особенностями хох-ломской росписи. Воспитывать чувство патриотизма | ||
Тема | Бабушкин сундук | Дымковская игрушка | Народные праздники на Руси. Масленица | Москва - столица России | |
Цели | Формировать: - знание об интересах родст венников; - представление о судьбах родственников. Закреплять знания о себе: называть свое отчество, фами лию, домашний адрес, теле фон, имена и отчества других родственников | Познакомить с историей дымковской игрушки. Формировать знание об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора. Продолжать воспитывать на народных традициях. Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов | Продолжать знакомить с русскими народными праздниками. Прививать любовь и уважение к народным традициям | Расширять представления о столице нашей Родины -Москве. Знакомить с достопримечательностями Москвы. Учить рассказывать о том, что уже знают о Москве | |
Апрель | Тема | Правила и безопасность дорожного движения | Хочу быть космонавтом | Сине-голубая гжель | Земля - наш общий дом |
Цели | Учить соблюдать правила дорожного движения. Закреплять знания: - о правилах дорожного дви жения; - о работе светофора. Расширять представления | Познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина, его первым полетом. « Расширять представление о современных профессиях. Рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни ,___д_„„....... —- | Продолжить знакомство с русскими народными промыслами. Познакомить с гжельской и скопинской керамикой. Учить определять их сходство и различие | Продолжить знакомить с понятием «Земля - наш общий дом». Рассказать о том, что на Земле много стран, живут люди разных рас и национальностей. |
Окончание табл.
] | |||||
о дорожных знаках и их назначении. Воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей | Формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность. Показать различие культур, особенности быта, обычаев | ||||
Май | Тема | Наша армия | Телевизор в нашем доме | Колыбель истории (Санкт-Петербург) | В мастерской художника-модельера |
Цели | Углубить знания о Российской армии. Учить чтить память павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и памятникам. Знакомить с наградами, которые получают защитники Отечества в мирное время | Познакомить: - с телевидением как неотъемле мой частью современной жизни; - с профессиями людей, рабо тающих на телевидении. Воспитывать интерес к ра боте телевидения, к профессии людей, занятых в этой сфере | Расширять представление о городах России. Познакомить с городом Санкт-Петербург, его достопримечательностями. Учить рассказывать о том, что узнали и увидели. Воспитывать любовь к родному краю и стране | Расширять знания о профессиях. Закреплять обобщенное понятие «одежда». Учить: - называть сезонную одежду; - моделировать летнюю одежду. Познакомить с профессией художника-модельера |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Месяц | <