Далее выбираются минимальные значения платы за доставку 1 т груза между каждыми двумя корреспондирующими пунктами.
Выбранные минимальные значения di сводятся в таблицу 11.
Таблица 11
Минимальные значения плат за доставку 1 тонны груза
Пункты отправления | Пункты назначения | ||
Волгоград | Балахна | Воронеж | |
Петрозаводск | ПВВ 3128 | ПВВ 1651 | ПВВ 4099 |
Шала | ПВВ 3128 | ПВВ 1606 | ПВВ 4011 |
Череповец | ПВВ 2628 | ПВВ 1189 | ПВВ 3597 |
Общая постановка и решение транспортной задачи.
Общая постановка задачи выглядит следующим образом:
Цель задачи:
,
т.е. необходимо найти такую схему доставки грузов, которая обеспечит минимальные транспортные издержки,
где i – индекс пунктов отправления груза
j – индекс пунктов назначения груза
Хij – количество груза, перевозимого от пункта отправления до пункта назначения, т.
При решении задачи должны соблюдаться следующие условия допустимости (ограничения):
1) , j = 1, 2, 3.
т.е. из всех пунктов отправления в каждый пункт назначения должно быть завезено столько груза, сколько предусмотрено планом.
V1 = 75 V2 = 100 V3 = 25
2) , i = 1, 2, 3.
т.е. во все пункты назначения из каждого пункта отправления необходимо вывезти весь запланированный к перевозке груз.
Q1 = 50 Q2 = 50 Q3 = 100
3) Хij ≥ 0, i = 1, 2, 3; j = 1, 2, 3.
т.е. объем перевозок между любыми пунктами не должен быть величиной отрицательной.
Кроме того, необходимо, чтобы количество заполненных клеток равнялось m + n – 1 = 5, т.е. 3 + 3 – 1 = 5.
Условия оптимальности:
Схема доставки груза будет оптимальной, если оценочные числа пунктов отправления (а1, а2, а3) и оценочные числа пунктов назначения груза (в1, в2, в3) будут удовлетворять следующим условиям:
1) вj – аi = dij для Xij > 0,
т.е. для пунктов, между которыми осуществляются перевозки;
2) вj – аi ≤ dij для Xij = 0,
т.е. для пунктов, между которыми перевозок нет.
С помощью первого уравнения условий оптимальности определяются оценочные числа, а с помощью второго – проверяется оптимальность плана доставки грузов.
Исходные данные:
1. 3 пункта отправления груза i = 1, 2, 3
2. 3 пункта назначения груза j = 1, 2, 3
3. Количество груза в пунктах отправления (Qi), тыс. т.
Q1 = 50 Q2 = 50 Q3 = 100
4. Количество груза в пунктах назначения (Vj), тыс. т.
V1 = 75 V2 = 100 V3 = 25
5. Стоимость доставки 1 т груза (руб/т) dij
Алгоритм решения задачи
1. Заполняется матрица (таблица 12) с исходными данными.
Таблица 12
Матрица решения задачи
Пункты отправления | Пункты назначения | аi | Qi | ||
j = 1 Волгоград | j = 2 Балахна | j = 3 Воронеж | |||
i = 1 Петрозаводск | |||||
i = 2 Шала | |||||
i = 3 Череповец | |||||
вj | |||||
Vj |
Количество заполненных клеток соответствует допустимым условиям и равно m + n – 1 = 5
2. Пользуясь первым условием оптимальности плана вj – аi = dij, через заполненные клетки определяем оценочные числа аi и вj. Следует учесть, что устанавливать оценочные числа можно только через заполненные клетки, где Хij > 0.
При этом произвольно принимаем значение a1 = 1000, тогда
в2а1) в2 – а1 = 1651
в2 – 1000 = 1651 в2 = 2651
в2а2) в2 – а2 = 1606
2651 – а2 = 1606 а2 = 1045
в3а2) в3 – а2 = 4011
в3 – 1045 = 4011 в3 = 5053
в2а3) в2 – а3 = 1189
2651 – а3 = 1189 а3 = 1462
в1а3) в1 – а3 = 2628
в1 – 1462 = 2668 в1 = 4090
Таким образом найденные оценочные числа равны:
в1 = 4090 в2 = 2651 в3 = 5053
а1 = 1000 а2 = 1045 а3 = 1462
3. Проверим оптимальность первоначального плана по второму условию оптимальности:
вj – аi ≤ dij для Xij = 0 (для пустых клеток).
1.1 4090 – 1000 =3090 < 3128 нарушений нет
1.2 4090 – 1045 = 3045 < 3128 нарушений нет
3.1 5053 – 1000 = 4053 < 4099 нарушений нет
3.3 5053 – 1462 = 3591 < 3597 нарушений нет
Данный план является оптимальным.
Вывод:
Для найденной конечной схемы грузопотоков подсчитываем сумму транспортных издержек:
Do= 50*1651 + 25*1606+ 25*4011+ 75*2628+ 25*1189=
= 82550 + 40150 + 100275+ 197100 + 29725 = 449800 тыс.руб.
В соответствии с оптимальной схемой грузопотоков следует, что:
1. из Петрозоводска в Балахну должно быть доставлено 50 тыс. тонн груза в прямом внутреннем водном сообщении;
2. из Шалы в Балахну должно быть доставлено 25 тыс. т. груза в прямом внутреннем водном сообщении;
3. из Шалы в Воронеж должно быть доставлено 25 тыс. т. груза в прямом внутреннем водном сообщении;
4. из Череповца в Волгоград должно быть доставлено 75 тыс. т. груза в прямом внутреннем водном сообщении;
5. из Череповца в Балахну должно быть доставлено 25 тыс. т. груза в прямом внутреннем водном сообщении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грузоведение и коммерческая эксплуатация речного транспорта. Краев И.С., Завитаев Е.Ф. Учебник для речных училищ и техникумов. – М.: «Транспорт», 1976.
2. Организация коммерческой работы на речном транспорте. Багров Л.В., Мацвейко А.Н., Чеботарев М.Н. Учебник для институтов водн.трансп.. – М.: «Транспорт», 1977.
3. Прейскурант №10-01. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. М.: Прейскурантиздат, 1989.
4. Прейскурант №14-01. Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом. М.: Прейскурантиздат, 1989.
5. Тарифное руководство № 4-Р. Расстояние между тарифными пунктами речных пароходств Центрального бассейна / Министерство речного флота РСФСР. – Л.: Транспорт, 1987.
6. Тарифное руководство № 4. Книга 3. Тарифные расстояния между транзитными пунктами железных дорог Российской Федерации / Министерство путей сообщения Российской Федерации. – М.: Транспорт, 1995.