В районах формирования, сосредоточения, на отдыхе на срок более недели
Уставами и наставлениями армии США рекомендуется разбивать полевые лаге-
Ря, а менее недели - биваки. При этом удаление их от населенных пунктов
Должно быть не менее мили (1,6 км).
Площадь лагеря (бивака) определяется из расчета 50 кв. ярдов (42,8
Кв.м) на человека и 100 кв. ярдов (83,6 кв.м) на каждую машину. Войска
На месте располагаются, как правило, поротно. Для размещения на месте
Одной мотопехотной роты требуется площадь не менее 1-1,5 га. Уборные
(отхожие ровики) в ротном лагере (биваке) устраиваются обычно повзводно
На удалении не менее 100 ярдов (91,44 м) от кухни и 30 ярдов (ок. 27,5
М) от палаток для личного состава. Умывальники располагаются между па-
Латками и уборными из расчета 10 футов (3 м) на каждые 100 человек. Ла-
Геря оборудуются по такому же принципу, но административно-хозяйственные
И ассенизационные сооружения делаются более совершенными, устраиваются
Сооружения для отдыха и развлечений.
В армиях других стран НАТО нормативы по устройству полевых лагерей
Близки к этим.
Но дело не в нормативах. Выходя на занятия "в поле", разведчики могут
И должны внимательно изучать все встречающиеся на их пути следы: ту-
Ристских биваков, привалов охотников, развлекавшихся за городом горожан,
Сельских тружеников, рабочих электро- или газосетей и т.д. И, конечно, с
Особым вниманием - следы воинских частей и военной техники.
Изучение следов техники
Вид гусеничной боевой техники по следу можно установить довольно лег-
Ко, зная ее основные характеристики, в первую очередь ширину колеи и
Особенности рисунка отпечатков гусениц, оставленных на почве. Эти данные
Для некоторых образцов вооружения и техники НАТО приведены в таблице.
Разведчик-следопыт для измерения этих параметров должен постоянно иметь
С собой рулетку или измерительную ленту.
Труднее определить вид колесной техники по отпечатку следа, так как
Одинаковая техника может иметь различные отпечатки шин и наоборот. Вид
Колесной техники лучше определять на поворотах, так как именно здесь
Видны следы всех ее колес.
При изучении следов необходимо уметь определять вид и количество бое-
вой техники (транспорта), направление движения и давность следа.
Направление движения боевой техники и транспортных средств определя-
ется в основном по характерным признакам оставляемых следов:
- вершины углов в следе протектора шины повышенной проходимости, как
правило, обращены в сторону, противоположную движению;
- грунт под выступом протектора или гусеницы уплотняется несколько
больше в сторону, противоположную направлению движения;
- капли жидкости (масла), упавшие по ходу движения, вытянутыми тонки-
ми концам указывают в сторону движения;
- частицы грунта отбрасываются колесом или гусеницей в сторону, про-
тивоположную направлению движения;
- трава и кустарники приминаются в сторону движения;
- грязь и вода при переезде через лужи, канавы, болота обычно разб-
Рызгиваются в стороны и вперед, а в направлении движения остается влаж-
ный след;
- колесная техника на поворотах образует колесами угол расхождения
Колеи и угол схождения, причем угол схождения всегда будет направлен в
сторону движения;
- гусеничная техника на повороте образует более широкий след, при
Этом уширение следа и выброс грунта идет в сторону, противоположную по-
Вороту, а при повороте на месте поперечные борозды, образованные зажатой
(остановленной) гусеницей, вогнутой стороной обращены в сторону движе-
ния;
- если на дне следа колес образовались уступы, то их пологая часть
обращена в сторону движения;
- след тормозного пути нарастает постепенно и резко обрывается в той
стороне, куда шла машина;
- при выезде с грунтовой дороги на шоссе, особенно при влажном грун-
Те, на асфальте остаются частицы почвы, указывающие направление движе-
Ния.
Очень трудно, а иногда и невозможно установить вид и количество тех-
Ники, если по дороге прошла смешанная колонна, так как следы одних видов
Транспорта затираются следами других. В этом случае следует для изучения
Следов найти такое место, где колонна останавливалась или совершался
Объезд застрявшей (остановившейся) машины.
Изучение следов людей животных
Люди при движении оставляют характерные следы. При внимательном изу-
чении следов можно установить примерное количество прошедших и нацио-