Основы психофизиологии труда водителя
Для надежного и безопасного управления автомобилем водитель должен обладать целым рядом психофизиологических и психоэмоциональных характеристик (свойств).
К основным психофизиологическим характеристикам водителей, влияющим на уровень их профессионального мастерства и обеспечение безопасности дорожного движения относятся: ощущения и восприятия, мышление, реакция, внимание, память, эмоции, работоспособность и утомление, настроение, свойства нервной системы, темперамент, характер, способности, знания, навыки, умения. Все эти психологические категории
и режимах движения его участников, о состоянии значительного количества параметров дороги, окружающей среды, средств организации дорожного движения и т.д. Водитель должен не только воспринимать этот поток информации, но и успевать проводить его обработку и в результате принимать соответствующие решения и производить определенные действия.
Большой объем информации и ее быстрое изменение иногда лишают водителя возможности своевременно и точно ее обработать и выработать правильное решение. Водителю приходится выполнять большое взаимосвязаны, могут переходить одна в другую, проявляться в действиях и поступках водителей непосредственно на дороге.
В современных условиях водитель должен воспринимать большое количество информации о характере число действий по управлению автомобилем. Так, в условиях городского интенсивного движения водителям маршрутных транспортных средств и такси за рабочую смену приходится выполнять около 5,5 тысяч операций по управлению автомобилем.
Особенно большой дефицит времени водители испытывают при внезапном возникновении опасных дорожно-транспортных ситуаций.
Сложные ситуации, в которых возможны ошибочные действия водителя, могут возникать несколько раз за смену. Приблизительно один раз в месяц водитель попадает в опасную ситуацию, а один раз в 6 лет он может стать участником ДТП.
Во многом причины ошибочных действий кроются в психическом и психофизиологическом состоянии водителей. Вот почему при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное устойчивое психофизиологическое состояние. Отклонения от такого состояния в ту или иную сторону (возбуждение или депрессия) увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.
Ощущения, воспринимаемые водителем с помощью органов чувств, являются первой ступенью обработки поступающей информации о состоянии и изменении окружающей среды.
Одно из важнейших ощущений – зрительное. Большую часть информации (около 90 %) человек получает через глаза. Острое зрение, способность быстро приспосабливаться к меняющемуся по интенсивности освещению, противостоять ослепляющему свету, хорошее цветоощущение и широкое поле зрения – все это очень нужно водителю. Существенное значение имеет статический глазомер – способность определять расстояние до неподвижных объектов, их отдаленность друг от друга, расположение, размеры, форму и цвет. Но еще важнее иметь хороший динамический глазомер – способность определять размеры и форму движущихся объектов, дистанцию между ними, направление и скорость - как их, так и собственного движения.
На втором месте по значению у человека – слуховые ощущения. Слуховой анализатор различает четыре свойства ощущений: силу, высоту, тембр и продолжительность звука. С помощью острого слуха водитель может определить место источника звука в пространстве, а также по выделяющимся на общем фоне характерным звуковым тембрам получить информацию о работе агрегатов автомобиля.
Информацию из внешней среды человек получает также через вибрационные, обонятельные, вкусовые, статические, кинестетические и кожные ощущения.
Водитель, управляющий автомобилем, опирается в первую очередь на органы слуха и зрения.
Реакция – это ответное действие на какой-либо раздражитель, принятый органами чувств.
Реакции бывают простыми и сложными. Простая реакция – это ответное действие на один заранее известный сигнал. Сложная реакция – выбор характера ответного действия из ряда возможных в случае необходимости.
Любые реакции водителя характеризуются следующими параметрами: правильностью, точностью, скоростью, вариативностью. Конкретные характеристики этих параметров определяют возможности водителя.
Среди психофизиологических качеств, непосредственно влияющих на безопасность движения, большое значение придается быстроте реакции водителя на изменение дорожной обстановки. Измерением скорости реакции оценивается связь восприятия и ответного действия водителя при управлении автомобилем.
Если время ответного действия, т.е. переноса ноги и нажатия на педаль, более или менее постоянно, то время, необходимое для восприятия и переработки информации (оценки удалений, скоростей), может сильно различаться в зависимости от объема и характера.
За время реакции водитель никаких действий не производит, и автомобиль продолжает двигаться, не снижая скорости. Поэтому важно оценить латентный (скрытый) период времени реакции водителя, длящийся от момента, когда водитель заметил опасность, до момента, когда им предпринято ответное действие для предотвращения этой опасности.
. Самая хорошая реакция, как правило, у водителей в возрасте 25-30 лет. Очень резко увеличивает время реакции алкоголь.
Внимание – одно из важнейших профессиональных психологических качеств водителя. Оно необходимо для обеспечения безопасности движения, особенно на пассажирском транспорте, играет решающую роль в усвоении знаний, приобретении навыков.. Важнейшие качества внимания, необходимые водителю автомобиля, - это устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение.
Память – это психологический процесс запечатления информации, сохранения и воспроизведения ранее известной информации. Наличие памяти делает возможным процесс обучения. Память лежит в основе формирования навыков. Профессия водителя требует твердых знаний правил дорожного движения, формирования прочных навыков управления автомобилем, запоминания маршрутов движения.
При оценке способностей водителя необходимо учитывать такие качества памяти, как объем, быстрота и точность запоминания, длительность удержания в памяти полученной информации и готовность памяти. Готовность памяти характеризуется легкостью воспроизведения сведений, необходимых в конкретном случае, т.е. способностью выбирать из всех известных сведений именно те, которые требуются в данный момент. Водителю часто приходится применять свои знания в условиях дефицита времени, при этом своевременность и правильность действий водителя целиком зависят от готовности памяти.
Работа водителя автомобиля, связана с постепенным расходованием энергетических веществ. Одновременно, в организме человека идет их восстановление. Если расход превышает восстановление, работоспособность организма падает. Следовательно, низкий темп расходования энергетических веществ при относительно высоком темпе их восстановления свидетельствует о высокой работоспособности человека. Но, как только падение энергетических веществ доходит до критического уровня, возникает утомление.
Различают утомление трех видов: физическое, умственное и эмоциональное. Для водителей характерно утомление комбинированного характера.
Утомление водителя в результате длительного вождения автомобиля приводит к ухудшению распределения и переключения внимания, увеличению времени реакции. Очень сильно сказываются на внимании эмоциональные нагрузки и перенапряжение.
Перенапряжение центральной нервной системы обычно возникает после 2-4 часов непрерывного управления автомобилем, в результате этого реакция и уровень восприятия понижается. Если водитель продолжает управлять транспортным средством после достижения этой критической точки, то функция, регулирующая мускульные сокращения, снижается и в конечном счете это ведет к опасному состоянию – засыпанию водителя за рулем.
При управлении автомобилем очень важно отдохнуть хотя бы непродолжительное время, как только возникает легкое утомление. Поэтому желательно избегать непрерывного управления автомобилем свыше двух часов.
Кроме нервного утомления, в результате выполнения воздействия на транспортное средство, основным видом физической усталости, на который наиболее часто указывают водители, является усталость мышц в области поясницы и спины, а также рук и плеч. При управлении транспортным средством водитель вынужден находиться в одной и той же позе, а поясничный отдел позвоночника, поддерживающий верхнюю часть тела, должен держаться в зафиксированном положении относительно сиденья. Выбор водителем правильного положения тела при управлении транспортным средством особенно важен, когда движение осуществляется по длительному маршруту.
Эффективным путем уменьшения утомления является выполнение физических упражнений вне транспортного средства во время плановой остановки. При их выполнении водитель восстанавливает работоспособность мышц всего тела, давая нагрузку на мускулы, которые не участвовали в управлении транспортным средством, и предоставляя отдых мышцам, которые были перенапряжены.
Приобретенное настроение приходит во время управления автомобилем. Оно может быть положительным и отрицательным. Факторами отрицательного приобретенного настроения могут быть: плохая погода, скверное дорожное покрытие, отказы и неисправности транспортного средства, конфликтная ситуация в салоне, некомфортные условия, нежелательная встреча с работниками ГАИ и т.д. Приобретенное настроение в значительной степени зависит лишь от него, от его психологической устойчивости.
Свойства нервной системы оказывают значительное влияние на поведение водителя, особенно в опасных дорожно-транспортных ситуациях.
Статистика показывает, что причиной ДТП может быть состояние, которое спровоцировано попаданием водителя в опасную дорожно-транспортную ситуацию. При этом у него возникает крайнее напряженное психическое состояние, и, как следствие, максимальное напряжение всех функций организма, которое называется стрессом.
Стрессовые состояния, которые возникают у водителя во время управления автомобилем, оказывают серьезные отрицательные воздействия на организм водителя. Они вызывают повышение частоты пульса, способствуют сужению кровеносных сосудов и повышению кровяного давления.
В тоже время, следует иметь ввиду, что стресс - это приспособительная реакция организма к различным отрицательным воздействиям. Возникающие при этом отрицательные эмоции, помогают водителю приспосабливаться к сложным ситуациям и противостоять опасности. Однако это происходит до тех пор, пока эмоции находятся в определенных пределах. При превышении этого предела от сильного волнения возможности человека могут сильно упасть.Так, например,особенно сильный шок и стресс испытывает водитель, попавший в ДТП, либо явившийся свидетелем такого происшествия. Вследствие этого он иногда не может адекватно оценивать ситуацию и оказать необходимую помощь пострадавшим.
Чтобы избегать предельных стрессовых состояний надо по возможности шире информировать водителей об опасностях, с которыми они могут столкнуться, учить их методам предупреждения таких опасностей, а если они возникли – способам выхода из них. Поэтому водителю надо воспитывать в себе наилучшие средства достижения цели, а для этого необходимо объективно оценивать окружающую ситуацию, предвидеть возможность ее изменения.
Специалисты утверждают, что лучший способ профилактики стрессовых состояний заключается в достижении поставленной цели. Эти состояния разрешаются тем легче, чем больше деятельность человека приносит ему удовлетворение и чем лучше он умеет управлять своими эмоциями.
Снять полностью или частично возникшее стрессовое состояние помогает мышечная разрядка в виде нескольких простых физических упражнений. Систематические активные занятия спортом и физкультурой во многом помогают предупредить возникновение стресса. Тренированный человек легче и быстрее справляется как с физическими, так и с эмоциональными нагрузками.
Планирование и контроль исполнения мероприятий по охране труда
5.1Организация планирования мероприятий по охране труда.
Мероприятия, включаемые в план, разрабатываются нанимателем и уполномоченным им должностным лицом с участием комиссии по охране труда и работниками структурных подразделений, определяемых приказом нанимателя, с участием профессионального союза.
Планирование мероприятий осуществляется на год. Планирование мероприятий, которые требуют значительных финансовых затрат и длительного периода времени на их выполнение, может осуществляться на срок 2 - 3 года.
При планировании и разработке мероприятий предусматривается решение следующих основных задач:
устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение условий и охраны труда, профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
обеспечение в соответствии с установленными нормами санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми средствами и устройствами;
обучение по вопросам охраны труда;
информационное обеспечение деятельности по охране труда;
внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда. Планирование и разработка мероприятий осуществляются на основе требований актов законодательства в сфере охраны труда, а также на основе анализа:
причин производственного травматизма, профессиональной заболеваемости;
результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
результатов проведенной идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
обеспеченности работников и рабочих мест необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты;
обеспеченности работников смывающими и обезвреживающими средствами;
результатов технических осмотров, освидетельствований, испытаний, экспертизы технического состояния зданий (помещений), оборудования и т.д.;
требований (предписаний) контролирующих (надзорных) органов об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда, предписаний об устранении нарушений требований по охране труда, выданных работниками службы охраны труда , представлений об устранении
выявленных нарушений законодательства об охране труда, коллективного
договора, выданных техническими инспекторами труда профсоюзов при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства об охране труда, рекомендаций по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, коллективного договора, выданных общественными инспекторами по охране труда профсоюзов, другими уполномоченными представителями профсоюзов при осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок; предложений структурных подразделений организации.
Организационные, технические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические и иные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности работающих при эксплуатации территории, зданий, сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, обеспечение на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда, их улучшение, обеспечение до установленных норм санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, включаются в план мероприятий по охране труда.
В плане помимо наименования мероприятий указываются:
сроки выполнения мероприятий;
стоимость выполнения мероприятий;
ответственные лица за выполнение мероприятий;
ожидаемая социальная эффективность мероприятий (количество работников, условия труда которых планируется улучшить, количество работников, условия труда которых планируется привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов).
Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством.