Системы с замкнутым контуром
Система управления с замкнутым контуром всегда охвачена петлей обратной связи. Ее можно рассматривать как систему с автоматической коррекцией в том случае, если результат отличается от заданной величины. Хороший пример системы
этого типа в автотранспортном средстве – автоматическая система управления температурой. Температура в салоне транспортного средства определяется работой нагревателя, который включается
или выключается по команде датчика температуры в салоне. Петля обратной связи замыкается благодаря тому, что выходной параметр системы (температура) одновременно является и входным
параметром. Это схема представлена на рис. 4.4.
Петля обратной связи в любой системе с замкнутым контуром управления может быть реализована многими способами. Водитель автомобиля с обычной системой нагрева тоже образует петлю
обратной связи, выключая нагреватель, когда слишком жарко, и включая вновь, когда становится холодно. Петля обратной связи в генераторе переменного тока представляет собой простой
провод, соединяющий бортовую сеть со входом регулятора напряжения.
Резюме
Множество сложных систем транспортного средства представлено в этой книге в виде блок-схем. Таким образом, несколько входов можно считать источниками информации дли блока управления, который, в свою очередь, управляет выходами системы. На рис. 4.5 показана блок-схема системы
управления температурой салона.
Электрические кабели, разделка и выключатели
Кабели
Используемые в автомобиле кабели — это почти всегда медные жилы, изолированные пластиком из поливинилхлорида. Медь с се очень низким удельным сопротивлением около 1,75x10* Ом*м
обладает идеальными свойствами, такими как пластичность
и деформируемость. Это делает ее естественным выбором для электрических кабелей с поливинилхлоридом (ПВХ) в качестве изолятора, ведь выбор материала изоляции снова идеален,
поскольку ПВХ не только имеет очень высокое удельное сопротивление, порядка Ом*м, но и стоек к бензину, нефти, воде и другим растворителям.
Выбор сечения кабеля зависит от тока, идущего к потребителю. Чем толще используемый кабель. тем меньше падение напряжение в цепи, но кабель будет более массивным. Это означает, что
выбор должен осуществляться как компромисс между допустимым падением напряжения и максимальным сечением кабеля. В табл. 4.1 приведен список некоторых типичных падений напряжения,
максимально допустимых в цепи.
Вообще говоря, питание компонента не должно быть ниже 90% напряжения источника системы. Если транспортное средство использует источник 24 В, цифры в табл. 4.1 должны был» удвоены.
Падение напряжения в кабеле может быть рассчитано
следующим образом:
В справочниках по электротехнике часто приводится
сопротивление метрового отрезка провода определенного сечения c/S, это упрощает расчеты.
Преобразование этой формулы позволит рассчитать
необходимое поперечное сечение кабеля:
Кабели имеют ряд стандартных типоразмеров, в табл. 4.2 приведен список некоторых характерных размеров кабелей и их типичных применений. Данная классификация предполагает, что длина кабеля не чрезмерна и рабочая температура находится
в нормальных пределах. Кабели обычно состоят из множества жил, что придаст им большую гибкость.
Таблица 4.1 Типичные максимальные падения напряжения
Устройство на 12В | Нагрузка | Падение напряжения на подводящих кабелях, В | Максимальное падение напряжения в цепи устройств, включая место подсоединения, В |
Приборы освещения | < 15Вт | 0.1 | 0.6 |
Приборы освещения | >15 Вт | 0.3 | 0.6 |
Приборы подзарядки | Номинал | 0.5 | 0.5 |
Устройство управления стартером | Максимальное при -20оС | 0.5 | 0.5 |
Реле стартера | Во втянутом состоянии | 1.5 | 1.9 |
Прочие устройства | Номинал | 0.5 | 1.5 |
Таблица 4.2 Кабели и их применение
Жилы кабеля, число/диаметр, мм | Площадь сечения, мм | Уровень постоянного тока, А | Пример применений |
9/0.30 | 0.6 | 5.75 | Габаритные огни и т.п. |
14/0.25 | 0.7 | 6.0 | Часы, приемник |
14/0.30 | 1.0 | 8.75 | Зажигание |
28/0.30 | 2.0 | 17.5 | Передние фары |
44/0.30 | 3.1 | 27.5 | |
65/0.30 | 4.6 | 35.0 | Основной источник питания |
84/0.30 | 5.9 | 45.0 | |
97/0.30 | 6.9 | 50.0 | Цепи подзарядки |
120/0.30 | 8.5 | 60.0 | |
От 37/0.90 | 23.5 | 350.0 | Питание стартера |
До 61/0.90 | 39.0 | 700.0 |