Инструкции о составе выхлопных газов
На момент публикации книги текущие требования к выхлопу могут быть суммированы на основе следующих таблиц: во-первых, инструкции ежегодно го техосмотра (МОТ) для британских транспортных средств и, во-вторых, ограничений для новых транспортных средств, произведенных или импортированных в страны содружества ЕС (табл. 9.3). Тесты выполняются на разогретом двигателе при рекомендованной скорости холостого хода. Однако содержание углеводородов может также быть проверено на режиме 1200 об/мин, если на скорости холостого хода величина выходит за установленные пределы. С I-го августа 2001 г. была введена упрощенная процедура проверки выхлопа, и она выполняется на транспортных средствах до того, как приступать к выполнению полного теста. Если транспортное средство отвечает требованиям основного теста (basik emission test — BET), оно признается годным. Нет никакой необходимости мерить температуру двигателя, но он должен работать при нормальной рабочей температуре. Однако обороты двигателя измерять будут. Если транспортное средство проваливает основную процедуру ВЕТ, тогда неизбежен полный тест. Стандарты ВЕТ следующие;
1. Кратковременная работа с оборотами 2500- 3000 об/мин без нагрузки; уровень СО не больше, чем 0,3%, и СН не больше, чем 200 ррм (частей на миллион), лямбда- показатель между 0,97 и 1,03. 2. Нормальные обороты холостого хода 450— 1500 об/мин: уровень СО не больше, чем 0,5 %.
Полный тест выхлопа называют тестом CAT по одной причине — он не связан с вышеупомянутым «котом»! Тесты по полной методике должны быть выполнены на полностью разогретом двигателе, температура масла должна быть не менее 80 С, и скорость холостого хода должна соответствовать спецификациям изготовителя. Измеряют частоту вращения двигателя и температуру масла, а помимо газового анализатора применяют и дополнительное оборудование.
Дизельные транспортные средства проверяются дополнительно на выброс микрочастиц в ре жимах холостого хода и предельной нагрузки. На испытательной станции, кроме всего прочего, водителя попросят подтвердить, что двигатель находится в хорошем состоянии, например, что ремни газораспределителя были заменены через требуемый интервал времени. В противном случае результаты теста могут быть аннулированы, или, если двигатель «ревет», аннулируется часть теста на выпускную систему. Температура масла но начала теста должна быть выше 80 'С. Основные требования к выхлопу:
♦ транспортные средства, наступившие в эксплуатацию до 1 августа 1979- г., не должны испускать плотный синий или ясно видимый черный дым в течение 5 секунд холостого хода. Плотный синий, или черный дым при ускорении, который будет затруднять обзор другим участникам дорожного движения, также будет воспринят негативно (ускорение от состояния с выключенным двигателем до 2500 об/мин или до половины максимальных оборотов двигателя, доступных данному транспортному средству);
♦ транспортные средства, эксплуатация которых началась после I августа 1979 г., должны удовлетворить ограничениям, предписанным при проверках, с использованием хорошо калиброванного измерители дыма. В пополнение к требованиям измерений, они не должны испускать чрезмерный дым или пар любого цвета, плотный до такой степени, что он будет мешать другим участникам дорожного движения.
Как только двигатель достигает надлежащей температуры, обороты поднимают приблизительно до 2500 об/мин или половины максимально допустимых для данного двигателя, если эта цифра ниже, и поддерживают в течение 20 секунд. Это очищает выпускную систему. Затем выполняют проверку действия регулятора скорости, медленно поднимая обороты двигателя до максимума. Присоединяют калиброванный измеритель дыма к автомобилю и ускоряют двигатель три раза, проверяя каждый раз выхлоп измерителем дыма. Если транспортное средство отвечает необходимому уровню после этих трех ускорений, его передают на тест состава выхлопных шов. Важен способ, которым отжимается педаль акселератора. Ее нужно нажать быстро, но не яростно, и зафиксировать. Положение полной подачи топлива должно быть достигнуто в течение I секунды. Это принято, чтобы уменьшить возможность повреждения двигателя и согласовать условия испытаний. К новым транспортным средствам применимы европейские инструкции. Действующие и предложенные европейские стандарты сведены в табл. 9.4.
Директивы стадий I и 2 подразумевают, что все автомобили должны быть оснащены отвечающим стандартам трехканальным каталитическим конвертером. Предложения стадий 3 и 4 требуют дальней шею развитии технологий во всех областях машинного контроля. Сейчас идет работа над внедрением этих мер. На рис. 9.13 показан существующий цикл теста EEC. который продолжается развиваться и изменяться. Начиная с третьей стадии, в тест не включаются испытания при начальной темпера туре транспортного средства 20—30 С и времени холостого хода 40 с.