Автотранспортная услуга в системе маркетинга
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению практических работ
по дисциплине «Маркетинг и производственный менеджмент на автотранспортных предприятиях»
для студентов направления 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»
(магистерская программа: «Техническая эксплуатация автомобилей»)
Ставрополь
Методические указания по дисциплине «Маркетинг и производственный менеджмент на автотранспортных предприятиях» содержат задания для студентов, необходимые для проведения практических занятий.
Проработка практических заданий позволит студентам приобрести необходимые знания в области маркетинга и производственного менеджмента на предприятии автотранспорта и систематизировать знания, полученные на лекциях.
Предназначены для студентов направления 23.04.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (магистерская программа: «Техническая эксплуатация автомобилей»).
Составитель: к.э.н., доцент Пономарева Е.А.
Содержание
Практическое занятие 1. Автотранспортная услуга в системе маркетинга | |
Практическое занятие 2. Оценка конкурентоспособности автотранспортных услуг | |
Практическое занятие 3. Цены и тарифы на автомобильном транспорте | |
Практическое занятие 4. Производственные ресурсы предприятия | |
Практическое занятие 5.Основы транспортного процесса. Перевозочный процесс и его элементы | |
Практическое занятие 6. Организация процессов технического обслуживания и ремонта подвижного состава на автотранспортных предприятиях | |
Практическое занятие 7. Прогнозирование производства автотранспортных услуг | |
Практическое занятие 8. Определение себестоимости перевозок | |
Практическое занятие 9. Стратегическое управление инвестированием | |
Список рекомендуемой литературы | |
Приложения |
Практическое занятие 1
Автотранспортная услуга в системе маркетинга
Цель: закрепление теоретического материала и освоение новых знаний и умений.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части:
способен использовать основные понятия и категории производственного менеджмента и отраслевого маркетинга при управлении организацией (ПК-29),
готов к использованию знания отраслевого маркетинга и производственного менеджмента (ПК-33).
Актуальность занятия: овладение новыми управленческими знаниями в области маркетинга.
Теоретическая часть
Автотранспортная услуга (АТУ) как, один из видов товара, предназначена для удовлетворения нужд и потребностей обслуживаемой клиентуры. АТУ обладает совокупностью потребительских свойств, отвечающих потребностям клиентуры, определяющих уровень конкурентоспособности и способствующих ее реализации. К признакам, характеризующим потребительские свойства той или иной услуги относятся: объем и расстояние перевозок грузов, тип и грузоподъемность применяемого подвижного состава (ПС), размер отправки, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ, вид тарифа, масса одного грузового места, температурный режим, организация продаж и др.
Вопросы и задания
1. Разновидностью чего является АТУ?
2. Назначение АТУ
3. Какой совокупностью обладает АТУ?
4. Что определяет потребительские свойства
5. Что относится к потребительским свойствам АТУ?
6. По каждому виду автотранспортных услуг согласно варианта практического занятия необходимо привести не менее 5 основных признаков, характеризующих их потребительские свойства, по следующей форме (таблица 1.1.):
Таблица 1.1 − Потребительские свойства АТУ
Наименование автотранспортной услуги | Потребительские свойства (признаки) | |||
1. | ||||
2. |
Варианты практического задания представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Варианты задания
№ варианта | Наименование автотранспортной услуги | № варианта | Наименование автотранспортной услуги |
1.Перевозка красного кирпича 2.Перевозка молока | 1.Перевозка нерудных стройматериалов 2.Погрузка-разгрузка тарно-штучных грузов | ||
1.Перевозка технических грузов 2.Перевозка труб | 1.Перевозка бакалейных товаров 2. Перевозка скота | ||
1.Перевозка муки 2.Погрузка навалочных грузов | 1. Перевозка ж.б. плит перекрытия 2.Перевозка пиломатериалов | ||
1.Перевозка пива 2.Разгрузка навалочных грузов | 1.Перевозка живой рыбы 2.Перевозка асфальтобетона | ||
1.Перевозка зерна с токов на ХПП 2.Перевозка пакетных грузов | 1.Погрузка-разгрузка контейнеров 2.Перевозка легковесных грузов | ||
1.Перевозка строительного раствора 2. Перевозка зеленой массы на силос | 1.Перевозка хлеба и хлебобулочных изделий 2.Перевозка овощей | ||
1.Перевозка длинномерного металла 2. Перевозка топлива | 1.Перевозка керамзита 2.Перевозка картофеля | ||
1.Перевозка грузов в контейнерах 2.Перевозка товарного бетона | 1.Перевозка сахарного песка 2.Перевозка тяжеловесных и крупногабаритных грузов |
Продолжение таблицы 1.2
1.Перевозка силикатного кирпича 2.Перевозка молочных продуктов | 1.Перевозка автомобильных масел 2.Погрузка-разгрузка строительных грузов | ||
1.Перевозка грунта 2.Перевозка сахарной свеклы | 1.Перевозка скоропортящихся грузов 2.Перевозка бахчевых культур |
Пример выполнения практического задания представлен в таблице 1.3.
Таблица 1.3 − Пример
Наименование автотранспортной услуги | Потребительские свойства (признаки) | ||||
1. Перевозка цемента | Расстояние перевозки | Тип кузова | Грузоподъем-ность автомобиля | Тарность груза | грузки |
2. Перевозка тарно-штучных грузов авто-самопогрузчи-ком | Грузоподъем-ность автомобиля | Расстояние перевозки | Грузоподъемность п-р средства | Тип п-р механиз-ма | 1 грузового места |
Литература: [1, 3, 6].
Практическое занятие 2
Оценка конкурентоспособности автотранспортных услуг
Цель: закрепление теоретического материала и освоение новых знаний и умений.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части:
способен использовать основные понятия и категории производственного менеджмента и отраслевого маркетинга при управлении организацией (ПК-29),
готов к использованию знания отраслевого маркетинга и производственного менеджмента (ПК-33),
готов к использованию знания экономических законов, действующих на предприятиях отрасли, их применения в условиях рыночного хозяйства страны (ПК-34).
Актуальность занятия: овладение новыми управленческими знаниями в области маркетинга.
Теоретическая часть
Факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, достаточно много. Действие их часто разнонаправленно, поэтому при определении уровня конкурентоспособности предприятия следует использовать обобщающие оценки:
- метод суммы мест;
- метод балльной оценки;
- метод построения профиля требований;
- метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов.
Оценку конкурентоспособности предприятия необходимо выполнять в определенной последовательности.
Формулы для выполнения задания:
где Jн.п. – общий показатель качества АТУ по нормативным требованиям;
gi – частный показатель по i-му нормативному требованию;
n – число нормативных параметров;
в1 – полнота грузовых автоперевозок (ГАП) по объему перевозок;
Qф – фактический объем перевозок грузов;
Qп – плановый объем перевозок грузов;
в2 – полнота ГАП по времени;
Тп и Тф – среднее время в наряде автомобиля соответственно по плану и фактически;
в3 – полнота ГАП по клиентуре;
nk – число клиентов, по которым не выполнен объем перевозок грузов по договору;
N – общее число клиентов, с которыми АТО имеет договор на перевозку грузов;
в4 – полнота ГАП по номенклатуре грузов;
m – число наименований грузов, по которым не выполнен договор (план);
М – общее число наименований перевозимых грузов;
в5 – показатель количественной сохранности перевозимых грузов;
α − доля потерянного (поврежденного) груза в общем объеме;
в6 – показатель качественной сохранности перевозимых грузов;
β – доля перевозимых грузов, по которым снизилось качество в общем объеме;
Jт.п. – общий показатель по технологическим параметрам;
di – весомость (значимость) i-го параметра;
Еэ.п. – экономический показатель;
Sтп – себестоимость единицы транспортной продукции (1 км, 1т, 1ткм и др.);
тп – средняя себестоимость единицы транспортной продукции сравнимых услуг;
dту – доходная ставка единицы транспортной услуги;
ту – средняя доходная ставка сравниваемых услуг;
ИПК – интегральный показатель конкурентоспособности АТУ;
в7 – коэффициент, учитывающий состояние выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Пример выполнения практического задания
Исходные данные по заданию приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 − Исходные данные
АТУ | Нормативные требования | Технологические параметры | Эконом. параметры | ||||||||||||
Лицензия | Сертификат | Полнота грузовых автоперевозок (ГАП) | Сохранность грузов | Совпадения сроков перевозки | Экономично-сть оплаты (доходная ставка, руб.) | ||||||||||
Колич. | Качество | ||||||||||||||
Qф | Qп Qп | Тф | Тп | Всего клиентов | Число клиентов, по которым не выполнен договор | Наим груза | Не вып план | Доля потер. груза | Доля груза | Норм. | Факт продолжительность | ||||
АТУ 1 | Есть | Есть | 9,3 | 9,4 | - | - | 0,06 | 0,03 | 0,8 | 0,9 | |||||
АТУ 2 | Есть | Нет | 9,1 | 8,7 | - | 0,01 | - | 0,6 | 0,6 | ||||||
АТУ 3 | Нет | Нет | 9,8 | 8,8 | - | 0,07 | 0,75 | 0,8 |
Решение:
I. Нормативные параметры:
II. Технологические параметры:
1. Полнота автоперевозок
а) полнота ГАП по объему:
б) полнота ГАП по времени
в) полнота ГАП по клиентуре
г) полнота ГАП по номенклатуре грузов
Наиболее конкурентоспособной услугой по технологическим параметрам является АТУ2, затем АТУ1 и АТУ3
2. Количественная сохранность перевозимых грузов
3. Качественная сохранность перевозимых грузов
4. Соблюдение сроков выполнения перевозок грузов
Общий показатель технологических параметров будет равен
Jт.п. = 0,92+1,0+1,0+1,0+0,94+,97+,89=6,70
Jт.п. = 1,0+0,956+0,94+1,0+0,99+1,0+1,0=6,88
Jт.п. = 1,0+0,9+0,867+0,83+1,0+0,93+0,94=6,46
III Экономические параметры (себестоимость 1 км пробега)
Наиболее конкурентоспособной по экономичности является АТУ2
Интегральный показатель равен:
На данный момент наиболее конкурентоспособной является АТУ1. При условии получения сертификата наиболее конкурентоспособной станет АТУ2. Если получит сертификат и лицензию АТУ3, то и она будет более конкурентоспособной, чем АТУ1.
Вопросы и задания
1. По каким группам параметров определяется конкурентоспособность АТУ?
2. По каким показателям определяются технологические параметры услуги?
3. Какие показатели относятся к экономическим параметрам АТУ?
4. Как определяется интегральный показатель конкурентоспособности АТУ?
5. Оценить конкурентоспособность предприятия по следующим исходным данным (таблица 2.2):
Таблица 2.2 − Варианты практических заданий
Параметры | Варианты (однородные АТУ перевозочного характера) | ||||||||||||||
АТУ1 | АТ У2 | АТУ3 | АТУ1 | АТУ2 | АТУ3 | АТУ1 | АТУ2 | АТУ3 | АТУ1 | АТУ2 | АТУ3 | АТУ1 | АТУ2 | АТУ3 | |
I Нормативные параметры | |||||||||||||||
Наличие лицензии. | есть | есть | есть | нет | есть | есть | есть | нет | есть | есть | есть | нет | есть | есть | есть |
Наличие сертификата | есть | есть | нет | нет | есть | есть | есть | нет | нет | нет | есть | нет | есть | есть | нет |
II Технологические параметры 1. Полнота ГАП 1.1. по объему: фактический объем, т.тонн | |||||||||||||||
плановый объем т.тонн | |||||||||||||||
1.2. по времени: факт. Тн., час | 10,5 | 9,6 | 8,3 | 8,7 | 9,2 | 8,8 | 8,4 | 8,9 | 10,2 | 7,8 | 8,3 | 9,6 | 9,8 | 7,5 | 7,9 |
плановое Тн., час | 10,0 | 9,7 | 8,5 | 8,4 | 9,0 | 8,8 | 8,5 | 8,6 | 10,0 | 7,9 | 8,2 | 9,7 | 9,4 | 7,6 | 8,0 |
1.3. по клиентуре: всего клиентов по договору | |||||||||||||||
Число клиентов, по которым не выполнен договор | - | - | - | ||||||||||||
1.4. по номенклатуре грузов: всего наименований грузов, |
Продолжение таблицы 2.2
в т. ч. по которым не выполнен договор | - | - | - | - | - | ||||||||||
2. Количественная сохранность перевозимых грузов: доля потерянных (поврежденных) грузов от общего объема | 0,01 | 0,04 | 0,03 | 0,05 | 0,03 | 0,06 | 0,04 | 0,06 | 0,05 | 0,02 | 0,05 | 0,03 | 0,02 | 0,04 | 0,05 |
3. Качественная сохранность перевозимых грузов: доля грузов качественные параметры которых снизились, от общего объема | 0,02 | 0,03 | 0,01 | 0,05 | 0,04 | 0,03 | 0,04 | 0,02 | 0,06 | 0,01 | 0,03 | 0,05 | 0,01 | 0,04 | 0,02 |
4. соблюдение сроков перевозки грузов: - норматив продолж. п.р., час | 0,7 | 0,8 | 0,75 | 0,7 | 0,8 | 1,0 | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 0,45 | 0,6 | 0,7 |
- фактическая продолж. п.р., час | 0,6 | 0,85 | 0,65 | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,55 | 0,7 | 0,65 | 0,85 | 0,95 | 1,1 | 0,5 | 0,63 | 0,9 |
III Экономические параметры: |
Продолжение таблицы 2.2
- экономичность оплаты (доходная ставка), 1 км прбега, руб. | 11,5 | 12,5 | 12,0 | 9,5 | 12,7 | 11,4 | 10,2 | 12,4 | 11,6 | 12,3 | 10,7 | 11,2 |
Литература: [1, 2, 3, 6].
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3
Теоретическая часть
Цены на продукцию транспорта называются тарифами. Вместе с тем, автотранспортные тарифы имеют и особенности. Главными следует считать следующие:
- повышением или снижением уровня тарифа автомобильный перевозчик влияет непосредственно, а часто весьма существенно, на отпускную цену перевозимого груза и, следовательно, на рыночное положение потребителя своих услуг;
- условия, в которых автотранспортным предприятиям (АТП) приходится принимать решения о построении и применении тарифов, чрезвычайно разнообразны. В рыночных условиях стоимость предоставления реальной автотранспортной услуги всегда зависит от множества независимых факторов.
В обобщенном виде тариф определяется по формуле:
, | (3.1) |
где Cобщ – себестоимость услуг, руб.;
R – норма прибыли или рентабельность в денежном выражении, руб.;
Р – объем реализуемых услуг, т, ткм, авт.-ч, км.
Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом состоят из следующих видов: сдельные тарифы; исключительные тарифы на перевозку массовых навалочных грузов; повременные тарифы; тарифы из покилометрового расчета; надбавки, скидки, штрафы; тарифы на экспедиционные операции и другие услуги; тарифы на погрузочно-разгрузочные работы; тарифы на складские операции, выполняемые автотранспортными предприятиями (АТП).
По каждой марке автомобилей, рассчитываются тарифы на различные измерители:
1) одноставочные – за 1 км, 1 т, 1 т/км, 1 ч работы;
2) двухставочные – за 1 ч работы и за 1 км пробега, 1 т груза, 1 т/км;
3) трехставочные – за заказ, за 1 ч работы и за 1 км пробега.
Выбор вида тарифов определяется условиями перевозок грузов.
Налог на добавленную стоимость (18 %) взимается с клиента дополнительно к тарифу.
Транспортно-экспедиторские услуги рассчитываются дополнительно и оговариваются при заключении договоров.
За подачу подвижного состава к клиенту под первую ездку рекомендуется взимать отдельную плату в зависимости от расстояния подачи и связанных с этим затрат.
Тарифы определяются, исходя из конъюнктуры рынка, и рассчитываются с учетом себестоимости перевозок и определенного уровня рентабельности с учетом спроса на перевозки.
Тарифы рекомендуется устанавливать для каждого вида перевозок и для каждой конкретной марки подвижного состава, исходя из условий его эффективного использования и экономически обоснованных затрат на выполнение перевозок.
Сдельные тарифы установлены за 1 т перевозимого груза в зависимости от расстояния перевозки и класса груза, независимо от грузоподъемности подвижного состава. С увеличением расстояния перевозки грузов тарифная плата за 1 т груза повышается, а за 1 ткм снижается, так как уменьшается тарифная ставка за 1 ткм.
Сдельные тарифы построены для пяти классов грузов. Класс груза устанавливается в соответствии с утвержденной номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых автотранспортом, на основе показателя (коэффициента) использования грузоподъемности подвижного состава.
Исключительные тарифы на перевозку массовых навалочных грузов автомобилями-самосвалами и думперами при механизированном способе погрузки установлены за 1 т груза в зависимости от расстояния перевозки и грузоподъемности автомобиля-самосвала, думпера (до 10 и свыше 10 т). Исключительные тарифы ниже общих тарифов, причем степень их снижения более высокая на коротких расстояниях, где выгоднее применять автомобили-самосвалы. При перевозке таких грузов на расстояние свыше 15 км предусмотрено повышение тарифов на 15% по сравнению с общими тарифами.
Повременные тарифы установлены на 1 авт.-ч в зависимости от грузоподъемности автомобиля. При этом дополнительно взимается плата за каждый километр пробега автомобиля сверх 9 км/ч.
Тарифы из покилометрового расчета установлены за 1 км пробега в зависимости от грузоподъемности автомобиля. Доходы предприятия за перевозки грузов рассчитывают по каждому виду перевозок отдельно умножением действующего тарифа на объем перевозок (услуг).
Валовые доходы от эксплуатации автобусов рассчитываются раздельно по городским, пригородным и междугородным сообщениям. Это вызвано тем, что тарифы на междугородные перевозки пассажиров построены в зависимости от дальности поездки и типа автобусов (с жесткими или мягкими сидениями).
Вопросы и задания
1. В чем отличие понятия «тариф» от «цены»?
2. Какие виды тарифов Вы знаете?
3.Определить общую сумму доходов по перевозке песка автомобилями КамАЗ-5511 при работе в карьере в объеме 350 тыс. т на расстояние 3,5 км.
4.Определить сумму доходов АТП за перевозку 98 т груза 3-го класса автомобилем ЗИЛ-130 (масса отправки от 2 до 5 т) на расстояние 55 км на территории края.
5.Определить сумму доходов, в том числе и за экспедиционные операции, выполняемые водителями при перевозке 150 т груза 2-го класса на расстояние 25 км (масса отправки 4 т), договорная цена за экспедирование 1 т груза 100 руб.
6. Определить сумму доходов АТП за перевозку пассажиров на автобусе с мягкими сиденьями на междугородном маршруте, если: количество пассажиров в автобусе – 28 чел.; детей в возрасте от 5 до 10 лет –3; расстояние перевозки – 230 км; количество мест багажа – 20. Перевозка осуществляется на территории России.
Литература: [1, 2, 3, 6, 9].
Практическое занятие 4
Пример решения задач
Определить изменение показателя фондоотдачи основных производственных фондов в планируемом году по сравнению с отчетным по АТП, если в отчетном году среднегодовая стоимость основных производственных фондов – 3476 тыс. руб., валовые доходы – 7351 тыс. руб.; в планируемом году валовые доходы намечено увеличить на 7,1 % по сравнению с отчетным, а стоимость производственных фондов – на 3,8 %.
Решение
, руб.,
, руб.
Фондоотдача увеличилась на 7 копеек с рубля ОПФ.
Оборотными средствами называются активы предприятия, которые в результате его хозяйственной деятельности полностью переносят свою стоимость на готовый продукт, принимают однократное участие в процессе производства, изменяя при этом натурально-вещественную форму.
Оборотные средства представляют собой подвижную часть активов. В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: подготовительную, производственную и сбытовую. На автомобильном транспорте третья фаза отсутствует, т. к. транспортная продукция вещественной формы не имеет.
Оборотные средства по составу подразделяются на две составляющие: оборотные фонды и фонды обращения.
Нормирование оборотных средств является основой рационального использования хозяйственных средств предприятия. Оно заключается в разработке обоснованных норм и нормативов их расходования необходимых для создания постоянных минимальных запасов, достаточных для бесперебойной работы предприятия.
Эффективность использования оборотных средств измеряется показателями их оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность последовательного прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения.
Примеры решения задач
1. Определить показатели эффективности использования оборотных средств, если стоимость оборотных средств составила 1600 тыс. руб., сумма доходов от всех видов деятельности – 32 млн. руб.
Решение
об., дней.
В результате проведенных мероприятий продолжительность одного оборота сократилась на 2 дня, т. е. составила 16 дней: =18 – 2 = 16 дн.
В этом случае коэффициент оборачиваемости: об.
Предприятие получит доход в размере: млн. руб.
млн. руб. – дополнительный доход.
Если объем работ предприятия останется прежним, то при данной продолжительности одного оборота потребуется меньшее количество оборотных средств:
млн. руб., т. е. сократиться потребность в оборотных средствах на величину: тыс. руб.
2.Определить относительное высвобождение оборотных средств в АТП. Исходные данные: среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств в отчетном периоде – 227 тыс. руб., в предшествующем периоде – 210 тыс. руб.; валовые доходы от перевозок в отчетном периоде – 5176 тыс. руб., в предшествующем периоде – 4450 тыс. руб.
Решение
; ;
тыс. руб.
Потребность в оборотных средствах сократилась на 17 тыс. руб.
3. Определить, на сколько сократится потребность в оборотных средствах АТП, если число их оборотов увеличится на 3. Среднегодовая стоимость оборотных средств предприятия – 327,4 тыс. руб., а валовые доходы от всех видов деятельности – 4837 тыс. руб.
Решение
,
дн., дн.,
тыс. руб.
Потребность в оборотных средствах сократилась на 55,088 тыс. руб.
Вопросы и задания
1. В чем заключается экономическая сущность основных фондов? Структура основных фондов на автомобильном транспорте.
2. Какие существуют способы оценки основных фондов?
3. Какова экономическая сущность показателей эффективности использования технического оснащения и технического состояния основных фондов?
4. Приведите пути повышения эффективности использования основных фондов.
5. Что означают понятия «физический» и «моральный» износ основных фондов?
6. Приведите методики исчисления амортизации основных фондов.
7. Какова экономическая сущность и структура материальных оборотных средств предприятия?
8. Перечислите основные принципы нормирования материальных оборотных средств.
9. Перечислите основные показатели эффективности использования материальных средств. Как они определяются?
10. Каковы пути повышения эффективности использования материальных средств на транспорте?
11.Определить среднегодовую стоимость основных производственных фондов АТП, если их стоимость на начало года была равна 1570 тыс. руб. Движение основных фондов в течение года характеризуется следующими данными: по состоянию на 12 марта поступило основных фондов на сумму 11,5 тыс. руб., выбыло – 5,6 тыс. руб.; на 18 сентября поступило – 24,7 тыс. руб., выбытия не было; на 17 ноября поступило – 18,7 тыс. руб., выбыло – 8,9 тыс. руб.
12.Определить, достаточно ли амортизационного фонда на восстановление автомобиля МАЗ-5335, если балансовая стоимость его – 458100 руб., фактический пробег за весь срок службы автомобиля до списания – 438 тыс. км.
13.Определить первоначальную и остаточную стоимость подвижного состава грузоподъемностью более 2 т, находящегося на АТП. Исходные данные: стоимость приобретения подвижного состава – 1245000 тыс. руб.; расходы по доставке подвижного состава на предприятие – 57 тыс. руб.; общий пробег единицы подвижного состава с начала эксплуатации в среднем составляет 120 тыс. км; норма амортизационных отчислений на полное восстановление – 0,3 % от первоначальной стоимости подвижного состава на 1000 км пробега.
14. Определить коэффициенты износа и годности основных производственных фондов АТП, если первоначальная балансовая стоимость основных производственных фондов на конец года – 3410 тыс. руб.; износ основных производственных фондов – 925,5 тыс. руб.
15.Определить коэффициенты обновления и выбытия основных производственных фондов АТП, если первоначальная балансовая стоимость основных производственных фондов на начало года – 3120 тыс. руб.; на конец года – 3340 тыс. руб.; поступление фондов за год – 818,5 тыс. руб.; выбытие за год – 528,2 тыс. руб.
16.Определить изменение в процентах фондовооруженности труда рабочих АТП в планируемом году по сравнению с отчетным, если среднегодовая стоимость основных производственных фондов в отчетном году составила 2014 тыс. руб., в планируемом 2588 тыс. руб., а численность рабочих, занятых в наибольшую смену, соответственно 1028 и 1223 чел.
17.Определить коэффициент интегральной загрузки подвижного состава АТП, если годовой фонд рабочего времени автомобилей по плану – 1450 тыс. ч, фактический – 1420 тыс. ч; плановая часовая производительность одного автомобиля в среднем равна 5,6 т, фактическая – 5,1.
18. Определить норматив оборотных средств по автомобильному топливу, если известно, что средний расход топлива на один автомобиль – 38 л на 100 км пробега; среднесуточный пробег одного автомобиля – 210 км; емкость топливного бака в среднем при его полной заправке – 150 л. АТП имеет для топлива емкости, соответствующие 6-дневному запасу, а поставки топлива осуществляются через каждые 4 дн. Годовой расход топлива в стоимостном выражении равен 428 тыс. руб.
19. Определить среднегодовой норматив оборотных средств АТП по спецодежде, если: количество водителей – 856, ремонтных и вспомогательных рабочих – 248; затраты на спецодежду в среднем на одного водителя в год – 12 руб., одного ремонтного или вспомогательного рабо- чего – 18 руб.; норма запаса спецодежды на складе – 60 дн.
20. Определить норму транспортного запаса в днях по запасным частям АТП. Доставка запасных частей от поставщика до АТП составляет 11 дн.; время для выписки платежных документов – 2 дн. Продолжительность документооборота: доставка документов от отделения банка, обслуживающего поставщика, до отделения банка, обслуживающего АТП, – 3 дн., время обработки документов в отделениях банка поставщика и АТП – 2 дн.; время, предоставленное для акцепта и оплаты счета, – 2 дн.
21. Определить, на сколько сокращается потребность в оборотных средствах АТП в результате сокращения продолжительности одного оборота на 4 дн. если известно, что среднегодовая стоимость оборотных средств равна 192,2 тыс. руб.; валовые доходы от всех видов деятельности составляют 4560 тыс. руб.
22. Определить показатели эффективности использования оборотных средств АТП, если по сравнению с планом доходы возросли на 8 %, а норматив оборотных средств – на 2 %.
Литература: [3, 6, 7, 9].
Практическое занятие 5
Его элементы
Цель: закрепление теоретического материала и освоение новых знаний и умений.
Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы (семинара), формируемые компетенции или их части:
способен изучать и анализировать необходимую управленческую информацию, технические данные, показатели и результаты деятельности организации, систематизировать их и обобщать, использовать при управлении программами освоения новых технологий выполнения работ по эксплуатации, ремонту и сервисному обслуживанию транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения и транспортного оборудования, повышению эффективности использования производственных ресурсов (ПК-28),
способен использовать основные понятия и категории производственного менеджмента и отраслевого маркетинга при управлении организацией (ПК-29),
готов к использованию знания отраслевого маркетинга и производственного менеджмента (ПК-33).
Актуальность занятия: овладение новыми управленческими знаниями в области производственного менеджмента.
Теоретическая часть
Транспортный процесс– это процесс перемещения грузов или пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, их погрузку и выгрузку (посадку и высадку пассажиров), приемку грузов, подачу транспортных средств и др.
Перевозочный процесс включает три непременн