Складские здания и сооружения для хранения нефтепродуктов в таре

На открытых площадках не допускается хранение в таре нефтепродуктов с температурой вспышки 45°С и ниже.
Складские здания для нефтепродуктов в таре следует принимать:

· для легковоспламеняющихся нефтепродуктов - одноэтажными;

· для горючих - не более трех этажей при степенях огнестойкости этих зданий I и II и одноэтажными при степени огнестойкости Ша.

Для хранения горючих нефтепродуктов в таре допускается предусматривать одноэтажные подземные сооружения.
На складах III категории допускается для хранения нефтепродуктов с температурой вспышки паров выше 120°С в количестве до 60м3 проектировать подземные сооружения из горючих материалов при условии засыпки этих сооружений слоем земли (с уплотнением) толщиной не менее 0,2м и устройством пола из негорючих материалов).

Общая вместимость одного складского здания или площадки под навесом для нефтепродуктов в таре не должна превышать 1200м3 легковоспламеняющихся или 6000м3 горючих нефтепродуктов.
При одновременном хранении легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов указанная вместимость устанавливается по приведенной вместимости, определяемой из расчета: 1м3 легковоспламеняющихся нефтепродуктов приравнивается к 5 м3 горючих нефтепродуктов.

Складские здания и площадки под навесами для хранения нефтепродуктов в таре следует разделять противопожарными перегородками 1-го типа на отсеки (помещения) вместимостью каждого не более 200м3 легковоспламеняющихся и не более 1000м3 горючих нефтепродуктов.
Складские помещения для хранения нефтепродуктов в таре должны быть отделены от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа. В дверных проемах внутренних стен и перегородок следует предусматривать пороги или пандусы высотой 0,15 м. Полы в складских зданиях должны быть из негорючих и не впитывающих нефтепродукты материалов и иметь уклоны для стока жидкости к лоткам, приямкам и трапам. В помещениях категорий А и Б следует применять безыскровые типы полов.

Грузовые платформы (рампы) для железнодорожного и автотранспорта должны быть из негорючих материалов. Для складов III категорий допускается проектировать грузовые платформы из трудногорючих и горючих материалов.

По периметру площадок для хранения нефтепродуктов в таре необходимо предусматривать замкнутое обвалование или ограждающую стену из негорючих материалов высотой до 0,5 м, для прохода или проезда на площадку - лестницы и пандусы.

Разливочные, расфасовочные сооружения.

У сплошных (без проемов) стен разливочных сооружений, на расстоянии не менее 2м (снаружи здания) допускается размещать раздаточные резервуары объемом каждого до 25м3 включительно и общей вместимостью не более 200м3. Расстояния между раздаточными резервуарами следует принимать не менее 1м. Раздаточные резервуары объемом до 100м3 включительно предназначенные для выдачи масел, требующих подогрева, допускается размещать так, чтобы торцы их располагались в помещении разливочной. А такие же резервуары объемом до 25м3 включительно допускается размещать в помещении разливочной при условии обеспечения отвода паров из резервуаров за пределы помещения.

В одноэтажных зданиях разливочных и расфасовочных, предназначенных для налива масел, допускается размещать в подвальных помещениях резервуары для масел общей вместимостью не более 400м3. Выходы из указанных подвальных помещений должны быть непосредственно наружу и не должны сообщаться с первым этажом зданий. В местах прохода через эту перегородку валов, соединяющих двигатели с насосами, необходимо устанавливать уплотняющие устройства.

Системы пожаротушения

На складах нефти и нефтепродуктов следует предусматривать системы пенного пожаротушения и водяного охлаждения.
Для наземных резервуаров нефти и нефтепродуктов объемом 5000 м3 и более следует предусматривать системы автоматического пожаротушения.
На складах Ша категории при наличии не более двух резервуаров объемом 5000м3 допускается предусматривать тушение пожара этих резервуаров передвижной пожарной техникой при условии оборудования резервуаров стационарно установленными генераторами пены и сухими трубопроводами (с соединительными головками для присоединения пожарной техники и заглушками), выведенными за обваловку.

Для подземных резервуаров объемом 5000 м3 и более, сливоналивных эстакад и устройств для железнодорожных и автоцистерн на складах I и II категорий следует предусматривать стационарные системы пожаротушения (неавтоматические). Внутренний противопожарный водопровод в зданиях и помещениях, оборудованных установками автоматического пожаротушения, допускается не предусматривать.

Для наземных и подземных резервуаров объемом менее 5000 м3 продуктовых насосных станций, размещаемых на площадках, сливоналивных эстакад и устройств для железнодорожных и автоцистерн на складах III категории следует, как минимум, предусматривать тушение пожара передвижной пожарной техникой. При этом на резервуарах объемом от 1000 до 3000 м3 (включ.) следует устанавливать пеногенераторы с сухими трубопроводами (с соединительными головками и заглушками), выведенными за обвалование.Наземные резервуары объемом 5000 м3 и более должны быть оборудованы стационарными установками охлаждения.

Для резервуаров с теплоизоляцией из негорючих материалов допускается не присоединять стационарную установку охлаждения к противопожарному водопроводу, при этом сухие трубопроводы ее должны быть уведены за пределы обваловки и оборудованы соединительными гонками и заглушками.

Подача на охлаждение наземных резервуаров объемом менее 5000м3, а также подземных резервуаров объемом более 400м3 предусматривается передвижной пожарной техникой.

На складах I и II категории для охлаждения железнодорожных цистерн, сливоналивных устройств на эстакадах следует предусматривать стационарные лафетные стволы.

На складах III категории с резервуарами объемом менее 5000м3 допускается не устраивать противопожарный водопровод, а предусматривать подачу воды на охлаждение и тушение пожара передвижной пожарной техникой из противопожарных емкостей (резервуаров) или открытых искусственных и естественных водоемов.

За расчетный расход воды при пожаре на складе нефти и нефтепродуктов следует принимать один из наибольших расходов:

· на пожаротушение и охлаждение резервуаров (исходя из наибольшего расхода при пожаре одного резервуара);

· на пожаротушение и охлаждение железнодорожных цистерн, сливоналивных устройств и эстакад или на пожаротушение сливоналивных устройств для автоцистерн;

· наибольший суммарный расход на наружное и внутреннее пожаротушение одного из зданий склада.

Лафетные стволы следует устанавливать на расстоянии не менее 15м от железнодорожных путей эстакады.

Свободный напор сети противопожарного водопровода при пожаре следует принимать:

· при охлаждении резервуаров стационарной установкой - по технической характеристике кольца орошения, но не менее 10 м на уровне кольца орошения;

· при охлаждении резервуаров передвижной пожарной техникой - по технической характеристике пожарных стволов, но не менее 40 м.

Расчетную продолжительность охлаждения резервуаров (горящего и соседних с ним) следует принимать:

· наземных резервуаров при тушении пожара автоматической системой – 4 ч, при тушении передвижной пожарной техникой - 6 ч;

· подземных резервуаров - 3 ч.

Время восстановления неприкосновенного запаса воды в противопожарных емкостях (после пожара) не должно превышать 96 ч.

Для автозаправочных станций (АЗС), расположенных вне населенных пунктов, со складом нефтепродуктов в подземных резервуарах общей вместимостью не более 400м3 системы пожаротушения и противопожарного водоснабжения допускается не предусматривать.

На складах нефти и нефтепродуктов с системой автоматического пожаротушения резервуаров, продуктовых насосных станций, складских зданий для хранения нефтепродуктов в таре, разливочных, расфасовочных и при оборудовании резервуаров стационарными установками охлаждения следует предусматривать пожарные посты или помещения для Пожарного оборудования:

· при общей вместимости склада до 100 тыс. м3 включ. - помещение площадью не менее 20 м2 для пожарного оборудования и пожарных мотопомп;

· св. 100 до 500 тыс. м3 включ. - пожарный пост на один автомобиль с боксом для резервного автомобиля;

· св. 500 тыс. м3 - пожарный пост на два автомобиля.

Для складов нефти и нефтепродуктов, где пожаротушение резервуаров, зданий и сооружений предусматривается с помощью стационарной системы (неавтоматической) и (или) передвижной пожарной техникой, пожарное депо, посты или помещения для пожарного оборудования и техники должны предусматриваться из расчета размещения техники.

Раздел 4. Сливоналивные эстакады для легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов. Требования пожарной безопасности.

4.1. Основные термины.

В настоящих рекомендациях применяются следующие термины с соответствующими определениями.

Эстакада - надземное (надводное) открытое протяженное сооружение, состоящее из ряда опор и пролетного строения и предназначенное для пропуска транспортных средств (пешеходного движения), прокладки различных коммуникаций, для погрузочно-разгрузочных и других видов работ.

Эстакада железнодорожная сливоналивная - сооружение, расположенное возле специальных железнодорожных путей, оборудованное сливоналивными устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу или наливу нефтепродуктов или сжиженного газа в железнодорожные вагоны-цистерны.

По конструктивному исполнению эстакады могут быть односторонними, обеспечивающими слив (налив) на одном железнодорожном пути, или двухсторонними, обеспечивающими слив (налив) на двух параллельных железнодорожных путях, расположенных по обе стороны от эстакады.

Эстакада железнодорожная сливоналивная внутризаводская - эстакада железнодорожная сливоналивная, расположенная на территории складов нефтепродуктов, входящих в состав предприятий (промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, энергетических, строительных и т.д.), если общая вместимость этих складов при хранении не превышает:

• для легковоспламеняющихся жидкостей 2000 м при наземном хранении и 4000 м3 при подземном;

• для горючих жидкостей 10000 м3 при наземном хранении и 20000 м3 при подземном.

Эстакада железнодорожная подготовительно-ремонтная - сооружение, находящееся возле специальных железнодорожных путей, предназначенное для проведения подготовительных и ремонтных работ по обслуживанию вагонов-цистерн. Проведение наливных операций на данных эстакадах запрещается.

Эстакада автомобильная сливоналивная - сооружение, находящееся возле автодороги, оборудованное сливо-наливными устройствами, обеспечивающее выполнение операций по сливу или наливу нефтепродуктов или сжиженного газа в автомобильные цистерны.

Стационарная система водяного орошения (неавтоматическая) - система, обеспечивающая подачу воды при пожаре на охлаждение всей поверхности резервуара и любой его части, в зависимости от расположения в группе, которая включает в себя резервуары для воды, насосную станцию, горизонтальные секционные кольца орошения (оросительный трубопровод с устройствами распыления воды), сухие стояки и сеть подводящих трубопроводов с пожарными гидрантами, узлы управления. Средства автоматизации этой системы должны обеспечить включение резервных насосов в случае, если основные неисправны или не обеспечивают расчетный напор.

Система автоматического водяного орошения - стационарная система водяного орошения со средствами автоматики пожарной сигнализации, установленными на резервуарах и в зданиях.

Одоризация - добавление пахучих веществ в смесь горючих газов с целью своевременного обнаружения загазованности в помещении или на открытой площадке.

Общие положения.

Сливоналивные эстакады подразделяются:

• по транспортным связям поступления жидких нефтепродуктов наземным транспортом - железнодорожные и автомобильные;

• по номенклатуре перевалки жидких углеводородов - перевалка легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов (СУГ);

• по размещению на производственных площадях - складские и производственные (внутризаводские);

• по характеру проведения технологических операций на эстакаде - сливоналивные и ремонтно-подготовительные.

Наливные и сливные устройства, а также насосное оборудование должны обеспечивать на эстакаде пожаробезопасным способом выполнение операций по сливу и наливу легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов.

Сливоналивные эстакады относятся, как правило, к объектам с технологическими процессами повышенной пожарной опасности.

Пожарная безопасность сливоналивных эстакад обеспечивается благодаря комплексу мер, в которые входят:

• предотвращение возникновения пожара;

• проведение мониторинга состояния воздушной среды в границах эстакады;

• своевременное обнаружение пожара;

• эвакуация людей при пожаре в безопасную зону;

• ограничение и локализация пожара;

• тушение пожара.

В настоящих рекомендациях изложены требования пожарной безопасности к сооружениям сливоналивных эстакад, их оборудованию.

В основу концепции положена приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по отношению к другим противопожарным требованиям.

4.3.Организационно-технические требования

Перечень легковоспламеняющихся, горючих и сжиженных углеводородных газов, допущенных к перевозке в вагонах-цистернах и автомобильных цистернах, определяется в соответствии с действующими «Правилами безопасности перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом» и «Правилами перевозок опасных грузов автомобильным транспортом».

Одоризация СУГ на сливоналивных эстакадах не допускается.

Вагоны-цистерны и автоцистерны, предназначенные для сливоналивных технологических операций и перевозки легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов, должны оснащаться арматурой, средствами контроля, сливоналивными, защитными устройствами с учетом физико-химических свойств перевозимых продуктов.

Основной технологической характеристикой сливоналивных эстакад является объем единовременной сливо-наливной операции, осуществляемой пожаробезопасным способом. Данная величина определяет максимальное количество продукта, сливаемого или наливаемого за один маршрут. Объем единовременной сливоналивной операции не должен превышать установленную весовую норму маршрута (автомобильного, железнодорожного).

Во избежание образования потенциала статического электричества следует ограничивать скорость налива путем регулирования производительности насоса.

Максимальное количество продуктов для маршрутов на разных железных дорогах устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с действующими нормативами.

К основным сооружениям сливоналивных железнодорожных эстакад относятся: эстакады (односторонние и двухсторонние), оборудованные наливными и сливными устройствами, грузовые, очистные и воздушно-вакуумные коллекторы, сборники, промежуточные резервуары для мазута и масел, узлы учета нефтепродуктов. Кроме того, в состав железнодорожных сливоналивных эстакад включаются средства механизации для подъема и заправки нагревательных приборов, а также перемещения вагонов-цистерн вдоль полотна железной дороги.

Налив нефтепродуктов на железнодорожных сливоналивных эстакадах должен осуществляться по системе автоматизированных устройств, оборудованных ограничителями налива, а также средствами механизации.

Минимальный объем автоматизации и контроля технологических процессов на железнодорожной сливоналивной эстакаде указан в табл. 4.1. Характеристики класса нефтебаз указаны в прил. 1.

Таблица 4.1

Средства автоматизации и контроля технологических процессов на железнодорожных сливоналивных эстакадах Класс нефтебаз
Дистанционное управление грузовыми насосами + + + - -
Местное управление электроприводной запорной арматурой + + + - -
Местный контроль давления в наливных коллекторах + + + + +
Местный контроль температуры подогреваемых нефтепродуктов в сливных (наливных) коллекторах + + + + +
Железнодорожные весы для взвешивания цистерн на ходу + + - - -
То же, при статическом взвешивании + + + - -
Установки для определения массы нефтепродуктов:          
автоматические измерители плотности нефтепродуктов + + - - -
автоматические пробоотборники + + - - -
счетчики объема нефтепродуктов класса точности 0,25 + + + + +
вычислительные устройства для определения массы отпущенного или принятого нефтепродукта + + + - -
аппаратура автоматизированного контроля фонда на нефтепродукты, сбора, обработки информации и формирования товарно-транспортных накладных + - - - -

Для налива нефтепродуктов на автомобильных сливоналивных эстакадах должны применяться автоматизированные устройства верхнего или нижнего налива, оборудованные насосными агрегатами, пультом дистанционного управления, устройством для определения дозы отпускаемого нефтепродукта, предотвращения перелива, герметизации цистерн, а также автоматическими системами измерения количества нефтепродуктов. Минимальный объем автоматизации и контроля технологических процессов на автомобильной сливоналивной эстакаде приведен в табл. 4.2.

Таблица 4.2

Средства автоматизации и контроля технологических процессов на автомобильных сливоналивных эстакадах Класс нефтебаз
Устройства местного измерения количества отпущенных нефтепродуктов в объемных единицах + + + + +
Устройства дистанционного определения количества отпускаемых нефтепродуктов в объемных единицах + + + - -
Устройства прекращения налива автоцистерн при достижении заданного уровня + + + + +
Установка автоматизированного верхнего или нижнего налива нефтепродуктов в автоцистерны + + + + +
Автоматические измерители плотности нефтепродуктов + + - - -
Весы тензометрические электронные для цистерн с наливом вязких нефтепродуктов + + + + +
Посты налива вязких нефтепродуктов - - - + +
Посты налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей - - - + +
Вычислительные устройства для определения массы отпущенных нефтепродуктов + + - - -
Аппаратура автоматизированного контроля сбора, обработки информации и формирования товаротранспортных накладных + + - - -

Примечания:

1. Рекомендуемые объемы автоматизации должны быть уточнены при проектировании, с учетом:

• промышленного производства необходимых приборов и автоматики;

• выполнения требований по информационному обеспечению АСУ ТП объекта;

• выполнения требований заводов-изготовителей технологического оборудования.

2. Автоматизация вспомогательных сооружений (объекты теплоснабжения, водоснабжения, канализации, пожаротушения и т.п.) должна выполняться в соответствии с действующими нормативными документами.

3. Установки срабатывания защиты и сигнализации определяются в соответствии с требованиями технологии.

Наливные устройства для налива легковоспламеняющихся и маловязких жидкостей должны быть оборудованы центробежными, а для налива масел и других вязких горючих жидкостей - роторными насосами.

Допустимая скорость истечения и движения нефтепродуктов по трубопроводу определяется в зависимости от объемного электрического сопротивления и зависит от свойств наливаемого продукта, диаметра трубопровода наливного устройства и свойств материалов его стенок. Она не должна превышать:

• для продуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением не более 105 Ом×м - 10 м/с;

• для продуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением не более 109 Ом×м - 5 м/с.

Для продуктов с удельным объемным электрическим сопротивлением более 109 Ом×м допустимые скорости истечения и транспортировки устанавливаются для каждого продукта отдельно, безопасная скорость движения и истечения этих продуктов составляет 1,2 м/с при диаметрах трубопроводов до 200 мм.

Ограничение максимальной скорости налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей до безопасных пределов обеспечивается перепуском части продукта во всасывающий трубопровод насоса.

Начальное заполнение цистерн нефтепродуктами следует производить со скоростью в трубопроводе не более 1 м/с до момента затопления конца загрузочной трубы на 0,4-0,5 м.

При необходимости транспортирования нефтепродуктов со скоростью, превышающей указанные выше, следует применять нейтрализаторы или релаксационные емкости.

Диаметр коллектора налива выбирается для условия, при котором обеспечивается превышение суммарного сечения всех наливных устройств при одновременном их включении над сечением коллектора.

Конструкции эстакад и сливоналивных устройств должны обеспечивать техническую возможность слива и налива легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов в железнодорожные цистерны всех типов, пригодные для перевозки данного продукта в соответствии с действующим каталогом подвижного железнодорожного состава.

Наши рекомендации