Техника смазывания и смазочное хозяйство

Устройства для смазывания.Номенклатура ПТСДМ, условия их эксплуатации настолько разнообразны, что для их смазывания пластичными смазочными материалами используют практически все известные способы: индивидуальный — с подачей смазочного материала вручную раздельнос каждой из смазочных точек; централизованный — с подачей смазочного материала одновременно к многим точкам от общей нагнетательной (обычно ручной) станции, соединенной с ними трубопроводами; автомати­ческий — с подачей смазочного материала к однотипным смазоч­ным точкам по заданной программе с помощью автоматически действующего смазочного устройства.

Однако в силу специфических особенностей ПТСДМ (их больших размеров, разобщенности и значительного удаления смазываемых точек одной от другой) наибольшее распространение получил индивидуальный способ смазывания с использованием устройств, показанных на рисунке 2.1. Более прогрессивный способ смазыва­ния — централизованный, несмотря на его бесспорные преиму­щества (меньшую трудоемкость, более высокую гарантию смазы­вания всех точек без пропуска) вследствие указанных особен­ностей ПТСДМ и О широкого применения не получил. Устройство одной из централизованных смазочных систем рассмотрено далее.

Автоматический способ смазывания используют при наличии большого количества однотипных смазываемых точек, располо­женных в строго определенной последовательности (тяговые цепи, роликоопоры ленточных конвейеров и др.).

Из систем жидкостного смазывания в ПТСДМ и О наибольшее при­менение имеет картерная с заливкой масла в корпус или картер на длительный срок и подводом его в зону смазывания окунанием (на высоту одного зуба) или струей (циркуляционная смазочная система).

Смазывание окунанием просто и безотказно в эксплуатации и имеет преимущественное применение. Струйная циркуляционная смазочная система позволяет непрерывно очищать масло, точно дозировать его количество, обеспечивает лучший отвод теплоты, но более сложна, требует квалифицированного и внимательного обслуживания (надзор за исправной работой насосов, указателей подачи масла, фильтров, реле, нагревающих и охлаждающих устройств). Однако применение ее в ответственных высокоскоро­стных передачах более эффективно.

Замена смазочных материалов. Пластичные смазочные мате­риалы в узлах трения заменяют при очередном ремонте, а в про­цессе эксплуатации лишь добавляют их. Жидкие масла более подвержены старению. Кроме того, их свойства меняются с изме­нением температуры окружающей среды. Поэтому в процессе эксплуатации их чаще обновляют. В ряде ПТСДМ и О, работающих на открытом воздухе, проводят также сезонную замену масел: весной переходят на летние, более вязкие сорта масел, а осенью — на зимние, менее вязкие.

Сроки замены смазочных материалов устанавливают, руковод­ствуясь справочной литературой, опытом эксплуатации и спе­циальными исследованиями. Интенсивность старения смазочных материалов зависит от их исходного качества, напряженности работы механизма, попадания в масло внешних примесей и разжижения горючим и др. Увеличение периода эксплуатации масел может вызвать повышенный износ, а преждевременная их смена —увеличение эксплуатационных расходов. При фильтрации масел, добавлении присадок, использовании влагопоглатителей срок их службы можно увеличить вплоть до капитального ремонта при некотором повышении энергетических потерь на трение, что в практике ПТСДМ и О допустимо. При замене масел тщательно про­мывают узлы трения и смазочные системы для удаления продуктов изнашивания и абразивных частиц, попавших из внешней среды.

Сбор и утилизация отработанных масел. Смазочные масла — дорогие и дефицитные нефтепродукты. При бессистемном подходе отработанные масла ста­новятся источником загрязнения окружающей среды. Поэтому тщательный сбор отработанных масел, а также их регенерация имеют большое народно­хозяйственное значение.

Отработанные масла после регенерации используют повторно. Для всех отраслей народного хозяйства установлены обязательные нормы сбора индустриальных и других отработанных масел (для машиностроения — 19% расхода свежих масел). При сливе от­работанного масла не допускают дополнительного загрязнения и обводнения. Для этого следят за чистотой тары и инвентаря (насосов, шлангов, воронок и др.). Отработанные масла хранят раздельно по группам и сдают на нефтебазы (при потреблении до 50 т в год) или регенерируют на предприятии (отстаиванием, фильтрованием, сепарацией, промывкой водой, адсорбцией, серно­кислотной и щелочной очисткой) и используют по прямому назна­чению в чистом виде или со свежим маслом той же марки.

Организация смазочного хозяйства. Работой по организации смазочного хозяйства на предприятии руководит его заведующий, подчиняющийся главному механику предприятия. В его функции входит решение всех вопросов, связанных с организацией сма­зочного хозяйства: составление заявок на маслопродукты для предприятия в целом; контроль реализации заявок и правиль­ности хранения, выдачи и использования маслопродуктов; орга­низация централизованного снабжения цехов-потребителей, сбора и регенерации отработанных масел и др.

Ремонт смазочных систем, регулирование сложных смазочных приборов и другие подобные работы выполняют слесари по ре­монту смазочных систем. Заведующий центральным смазочным складом отвечает за организацию слива поступающих масел, их хранение и выдачу потребителям.

Библиографический список

1. Качубиевский И.Д. Системы нагружения для исследования и испытания машин и механизмов. – М.: Машиностроение, 1985. – 221 с.

2. Коханавский В.А., Сидельник-Рубанова Ю.В. Модельное представление единичной микронеровности // Вестник ДГТУ. – 2003 – Т3.- N 3(17). – c. 263 - 269.

3. Колесников В.А., Шаповалов В.В., Кохановский В.А. Транспортная триботехника. – М.: Машиностроение, 2006 – 646

4. Крагельский И.В. Трение и износ. – М.: Машиностроение, 1968. – 467 с.

5. Основы трибологии (трение, износ, смазка)/ А.В. Чичинадзе, Э.Д. Браун, Н.А. Буше и др. – М.: Машиностроение, 2001. – 668 с.

6. Флейшер Г. К вопросу о количественном определении трения и износа // Теоретические и прикладные задачи трения, износа и смазки машин. – М.: - Наука, 1982. – С. 285 – 296.

7. Топливо, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. : Справочник. / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова, С.А. Бнатов и др. Под ред. В.М. Школьникова. – М.: Издательский центр «Техинформ», 1999. - 536 с.

8. Никифоров И.К. Использование эксплуатационных материалов. Учебное пособие. – У – У.: Изд-во ВСГТУ, 2003. – 146 с. ISBN 5-89230-170-2.

9. Самохвалов В.Н., Жданов А.Г. Эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин.: Конспект лекций. – Самара: СамГУПС, 2008. – 120с.

10. Фёдоров М.И., Золотов В.А. Классификация и применение моторных масел. –М.: Диалог-МГУ,1999, - 147 с.6 ил. ISBN 5-89209-381-6

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..
Глава 1 Основы триботехники………………………………………………………
  1.1 Общие положения…………………………………………………………….
  1.2 Геометрические характеристики поверхности……………………………..
  1.3 Физико-механические свойства поверхности………………………………
  1.4 Механика контактирования…………………………………………………..
  1.5 Трение твердых тел…………………………………………………………...
    1.5.1 Трение покоя………………………………………………………….
    1.5.2 Трение без смазки (сухое)……………………………………………
    1.5.3 Граничное трение…………………………………………………….
    1.5.4 Жидкостное трение…………………………………………………...
    1.5.5 Трение качения……………………………………………………….
    1.5.6 Особенности трения полимеров……………………………………..
  1.6 Изнашивание трибосопряжений…………………………………………….
    1.6.1 Механизм изнашивания ……………………………………………..
    1.6.2 Влияние природы материалов……………………………………….
    1.6.3 Влияние окружающей среды………………………………………..
    1.6.4 Влияние условий эксплуатации……………………………………...
    1.6.5 Классы износостойкости……………………………………………..
  1.7 Тепловые процессы в трибосистемах……………………………………….
  1.8 Триботехнические материалы……………………………………………….
    1.8.1 Общая характеристика……………………………………………….
    1.8.2 Смазочные материалы……………………………………………….
    1.8.3 Совместимость материалов…………………………………………..
    1.8.4 Выбор материала……………………………………………………..
  1.9 Триботехнические исследования……………………………………………
    1.9.1 Методы испытаний материалов пар трения………………………..
    1.9.2 Оборудование………………………………………………………...
  1.10 Актуальные проблемы транспортной триботехники………………………
Глава 2 Смазочные материалы и рабочие жидкости, применяемые в строительно-дорожных и путевых машинах…………………………….  
  2.1 Получение смазочных масел для дорожно-строительных и путевых машин………………………………………………………………………….  
  2.2 Очистка масляных фракций………………………………………………….
  2.3 Товарные масла и их назначение…………………………………………….
  2.4 Смазочные материалы. Общие характеристики…………………………….
    2.4.1 Консистентные смазки……………………………………………….
    2.4.2 Методы оценки основных показателей и свойств смазок…………
    2.4.3 Моторные масла……………………………………………………
    2.4.4 Требования к применению моторных масел………………………
    2.4.5 Трансмиссионные масла……………………………………………
  2.5 Рабочие жидкости для гидравлических систем……………………………..
    2.5.1 Общие требования и свойства……………………………………….
    2.5.2 Система обозначений рабочих жидкостей для гидросистем………
  2.6 Жидкости для тормозных систем……………………………………………
  2.7 Жидкости для амортизаторов………………………………………………..
  2.8 Консервационные жидкости…………………………………………………
  2.9 Выбор смазочных материалов и режимов смазывания для типовых узлов трения……………………………………………………  
  2.10 Техническая документация на смазывание…………………………………
  2.11 Техника смазывания и смазочное хозяйство………………………………..
Библиографический список……………………………………………………………

Наши рекомендации