Техника смазывания и смазочное хозяйство
Устройства для смазывания.Номенклатура ПТСДМ, условия их эксплуатации настолько разнообразны, что для их смазывания пластичными смазочными материалами используют практически все известные способы: индивидуальный — с подачей смазочного материала вручную раздельнос каждой из смазочных точек; централизованный — с подачей смазочного материала одновременно к многим точкам от общей нагнетательной (обычно ручной) станции, соединенной с ними трубопроводами; автоматический — с подачей смазочного материала к однотипным смазочным точкам по заданной программе с помощью автоматически действующего смазочного устройства.
Однако в силу специфических особенностей ПТСДМ (их больших размеров, разобщенности и значительного удаления смазываемых точек одной от другой) наибольшее распространение получил индивидуальный способ смазывания с использованием устройств, показанных на рисунке 2.1. Более прогрессивный способ смазывания — централизованный, несмотря на его бесспорные преимущества (меньшую трудоемкость, более высокую гарантию смазывания всех точек без пропуска) вследствие указанных особенностей ПТСДМ и О широкого применения не получил. Устройство одной из централизованных смазочных систем рассмотрено далее.
Автоматический способ смазывания используют при наличии большого количества однотипных смазываемых точек, расположенных в строго определенной последовательности (тяговые цепи, роликоопоры ленточных конвейеров и др.).
Из систем жидкостного смазывания в ПТСДМ и О наибольшее применение имеет картерная с заливкой масла в корпус или картер на длительный срок и подводом его в зону смазывания окунанием (на высоту одного зуба) или струей (циркуляционная смазочная система).
Смазывание окунанием просто и безотказно в эксплуатации и имеет преимущественное применение. Струйная циркуляционная смазочная система позволяет непрерывно очищать масло, точно дозировать его количество, обеспечивает лучший отвод теплоты, но более сложна, требует квалифицированного и внимательного обслуживания (надзор за исправной работой насосов, указателей подачи масла, фильтров, реле, нагревающих и охлаждающих устройств). Однако применение ее в ответственных высокоскоростных передачах более эффективно.
Замена смазочных материалов. Пластичные смазочные материалы в узлах трения заменяют при очередном ремонте, а в процессе эксплуатации лишь добавляют их. Жидкие масла более подвержены старению. Кроме того, их свойства меняются с изменением температуры окружающей среды. Поэтому в процессе эксплуатации их чаще обновляют. В ряде ПТСДМ и О, работающих на открытом воздухе, проводят также сезонную замену масел: весной переходят на летние, более вязкие сорта масел, а осенью — на зимние, менее вязкие.
Сроки замены смазочных материалов устанавливают, руководствуясь справочной литературой, опытом эксплуатации и специальными исследованиями. Интенсивность старения смазочных материалов зависит от их исходного качества, напряженности работы механизма, попадания в масло внешних примесей и разжижения горючим и др. Увеличение периода эксплуатации масел может вызвать повышенный износ, а преждевременная их смена —увеличение эксплуатационных расходов. При фильтрации масел, добавлении присадок, использовании влагопоглатителей срок их службы можно увеличить вплоть до капитального ремонта при некотором повышении энергетических потерь на трение, что в практике ПТСДМ и О допустимо. При замене масел тщательно промывают узлы трения и смазочные системы для удаления продуктов изнашивания и абразивных частиц, попавших из внешней среды.
Сбор и утилизация отработанных масел. Смазочные масла — дорогие и дефицитные нефтепродукты. При бессистемном подходе отработанные масла становятся источником загрязнения окружающей среды. Поэтому тщательный сбор отработанных масел, а также их регенерация имеют большое народнохозяйственное значение.
Отработанные масла после регенерации используют повторно. Для всех отраслей народного хозяйства установлены обязательные нормы сбора индустриальных и других отработанных масел (для машиностроения — 19% расхода свежих масел). При сливе отработанного масла не допускают дополнительного загрязнения и обводнения. Для этого следят за чистотой тары и инвентаря (насосов, шлангов, воронок и др.). Отработанные масла хранят раздельно по группам и сдают на нефтебазы (при потреблении до 50 т в год) или регенерируют на предприятии (отстаиванием, фильтрованием, сепарацией, промывкой водой, адсорбцией, сернокислотной и щелочной очисткой) и используют по прямому назначению в чистом виде или со свежим маслом той же марки.
Организация смазочного хозяйства. Работой по организации смазочного хозяйства на предприятии руководит его заведующий, подчиняющийся главному механику предприятия. В его функции входит решение всех вопросов, связанных с организацией смазочного хозяйства: составление заявок на маслопродукты для предприятия в целом; контроль реализации заявок и правильности хранения, выдачи и использования маслопродуктов; организация централизованного снабжения цехов-потребителей, сбора и регенерации отработанных масел и др.
Ремонт смазочных систем, регулирование сложных смазочных приборов и другие подобные работы выполняют слесари по ремонту смазочных систем. Заведующий центральным смазочным складом отвечает за организацию слива поступающих масел, их хранение и выдачу потребителям.
Библиографический список
1. Качубиевский И.Д. Системы нагружения для исследования и испытания машин и механизмов. – М.: Машиностроение, 1985. – 221 с.
2. Коханавский В.А., Сидельник-Рубанова Ю.В. Модельное представление единичной микронеровности // Вестник ДГТУ. – 2003 – Т3.- N 3(17). – c. 263 - 269.
3. Колесников В.А., Шаповалов В.В., Кохановский В.А. Транспортная триботехника. – М.: Машиностроение, 2006 – 646
4. Крагельский И.В. Трение и износ. – М.: Машиностроение, 1968. – 467 с.
5. Основы трибологии (трение, износ, смазка)/ А.В. Чичинадзе, Э.Д. Браун, Н.А. Буше и др. – М.: Машиностроение, 2001. – 668 с.
6. Флейшер Г. К вопросу о количественном определении трения и износа // Теоретические и прикладные задачи трения, износа и смазки машин. – М.: - Наука, 1982. – С. 285 – 296.
7. Топливо, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. : Справочник. / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова, С.А. Бнатов и др. Под ред. В.М. Школьникова. – М.: Издательский центр «Техинформ», 1999. - 536 с.
8. Никифоров И.К. Использование эксплуатационных материалов. Учебное пособие. – У – У.: Изд-во ВСГТУ, 2003. – 146 с. ISBN 5-89230-170-2.
9. Самохвалов В.Н., Жданов А.Г. Эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин.: Конспект лекций. – Самара: СамГУПС, 2008. – 120с.
10. Фёдоров М.И., Золотов В.А. Классификация и применение моторных масел. –М.: Диалог-МГУ,1999, - 147 с.6 ил. ISBN 5-89209-381-6
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….. | ||||
Глава 1 | Основы триботехники……………………………………………………… | |||
1.1 | Общие положения……………………………………………………………. | |||
1.2 | Геометрические характеристики поверхности…………………………….. | |||
1.3 | Физико-механические свойства поверхности……………………………… | |||
1.4 | Механика контактирования………………………………………………….. | |||
1.5 | Трение твердых тел…………………………………………………………... | |||
1.5.1 | Трение покоя…………………………………………………………. | |||
1.5.2 | Трение без смазки (сухое)…………………………………………… | |||
1.5.3 | Граничное трение……………………………………………………. | |||
1.5.4 | Жидкостное трение…………………………………………………... | |||
1.5.5 | Трение качения………………………………………………………. | |||
1.5.6 | Особенности трения полимеров…………………………………….. | |||
1.6 | Изнашивание трибосопряжений……………………………………………. | |||
1.6.1 | Механизм изнашивания …………………………………………….. | |||
1.6.2 | Влияние природы материалов………………………………………. | |||
1.6.3 | Влияние окружающей среды……………………………………….. | |||
1.6.4 | Влияние условий эксплуатации……………………………………... | |||
1.6.5 | Классы износостойкости…………………………………………….. | |||
1.7 | Тепловые процессы в трибосистемах………………………………………. | |||
1.8 | Триботехнические материалы………………………………………………. | |||
1.8.1 | Общая характеристика………………………………………………. | |||
1.8.2 | Смазочные материалы………………………………………………. | |||
1.8.3 | Совместимость материалов………………………………………….. | |||
1.8.4 | Выбор материала…………………………………………………….. | |||
1.9 | Триботехнические исследования…………………………………………… | |||
1.9.1 | Методы испытаний материалов пар трения……………………….. | |||
1.9.2 | Оборудование………………………………………………………... | |||
1.10 | Актуальные проблемы транспортной триботехники……………………… | |||
Глава 2 | Смазочные материалы и рабочие жидкости, применяемые в строительно-дорожных и путевых машинах……………………………. | |||
2.1 | Получение смазочных масел для дорожно-строительных и путевых машин…………………………………………………………………………. | |||
2.2 | Очистка масляных фракций…………………………………………………. | |||
2.3 | Товарные масла и их назначение……………………………………………. | |||
2.4 | Смазочные материалы. Общие характеристики……………………………. | |||
2.4.1 | Консистентные смазки………………………………………………. | |||
2.4.2 | Методы оценки основных показателей и свойств смазок………… | |||
2.4.3 | Моторные масла…………………………………………………… | |||
2.4.4 | Требования к применению моторных масел……………………… | |||
2.4.5 | Трансмиссионные масла…………………………………………… | |||
2.5 | Рабочие жидкости для гидравлических систем…………………………….. | |||
2.5.1 | Общие требования и свойства………………………………………. | |||
2.5.2 | Система обозначений рабочих жидкостей для гидросистем……… | |||
2.6 | Жидкости для тормозных систем…………………………………………… | |||
2.7 | Жидкости для амортизаторов……………………………………………….. | |||
2.8 | Консервационные жидкости………………………………………………… | |||
2.9 | Выбор смазочных материалов и режимов смазывания для типовых узлов трения…………………………………………………… | |||
2.10 | Техническая документация на смазывание………………………………… | |||
2.11 | Техника смазывания и смазочное хозяйство……………………………….. | |||
Библиографический список…………………………………………………………… |