Рекомендуемая методика выполнения РАБОТ
Варианты индивидуальных заданий по работе со списками в MS Excel
В соответствии с вариантом выберите из табл. 2 предметную область. Создайте на отдельном листе список, который должен содержать не менее 60-80 записей. Затем над созданным списком необходимо выполнить следующие действия:
· сортировку;
· поиск информации с помощью автофильтра;
· поиск информации с помощью расширенного фильтра;
· подведение итогов;
· анализ списка с помощью функций для анализа списка;
· проверку вводимых значений.
Каждое задание выполнять на отдельном листе; листы именовать в соответствии с выполняемым заданием (например, "Автофильтр", "Сортировка в особом порядке" и т.п.). Для этого потребуется копировать список на нужное количество листов.
Формулировка заданий для поиска информации с помощью автофильтра и расширенного фильтра, а также для анализа списка с помощью функций дана в общем виде. Например: "Найти всех сотрудников с фамилией на букву Буква". При решении задачи вместо слова Буква нужно подставить конкретное значение в соответствии с данными в списке.
1. Сортировка (табл. 3). Это задание состоит из двух пунктов: 1) сортировка по 4-м и более полям и 2) сортировка в особом порядке. Во втором столбце таблицы указаны поля, по которым нужно осуществить сортировку. В третьем столбце указано поле, для которого нужно осуществлять сортировку в особом порядке. Порядок сортировки задать самостоятельно, но этот порядок должен отличаться от порядка "по убыванию" и "по возрастанию".
2. Автофильтр (табл. 4).
3. Расширенный фильтр (табл. 5). При формировании некоторых критериев отбора следует использовать вычисляемые условия.
4. Подведение промежуточных итогов (табл. 6). Итоги во многих вариантах нужно проводить в несколько этапов. При этом заменять текущие итоги не нужно.
5. Функции для анализа списка (табл. 7).
6. Проверка вводимых значений (табл. 8). В таблице указано поле, для которого требуется задать проверку водимых значений. В некоторых вариантах даны рекомендации для реализации заданий. В других нужно самостоятельно определить допустимые значения для указанного поля.
При выполнении задания, необходимо зафиксировать строку с именами полей, чтобы строка заголовков всегда оставалась видимой.
При вводе информации в список лучше воспользоваться наиболее простым способом ввода информации в список - автоматически создаваемой формой данных.
Таблица 2. Предметные области
№ | Предметная область | Пояснения |
1 - 4 | Отдел кадров (Фамилия, Имя, Отчество, Отдел, Оклад, Пол, Дата рождения, Возраст, Дата приема на работу) | Поле Возраст необходимо рассчитывать по формуле |
5 - 8 | Деканат (Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Группа, Факультет, Предмет, Дата сдачи экзамена, Оценка) | Значения поля Оценка: Отлично, Хорошо и т.д. |
9 - 12 | Нагрузка преподавателя (ФИО, Ученая степень, Должность, Кафедра, Название предмета, Специальность, Группа, Факультет, Вид занятия, Количество часов) | Значения поля Вид занятия: лекции, лабораторные работы, курсовая работа и т.д. |
13 - 16 | Продажи (Менеджер, Клиент, Вид сделки, Товар, Количество, Цена, Сумма, Дата) | Значения поля Вид сделки: поставка, продажа |
17 - 20 | Поставки (Дата поставки, Поставщик, Количество поставленной продукции, Способ перевозки, Транспортные издержки на единицу товара, Цена единицы продукции без транспортных издержек, Стоимость перевозимого товара, Общие транспортные расходы) | Значения поля Способ перевозки: ж/д., самолет и т.п. Поле Общие транспортные расходы необходимо рассчитывать по формуле |
Таблица 3. Сортировка
№ | Сортировка по 4-м и более полям | Сортировка в особом порядке |
Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения | Отдел | |
Отдел, Фамилия, Имя, Отчество | Фамилия | |
Дата рождения, Фамилия, Имя, Отчество | Отдел | |
Оклад, Фамилия, Имя, Отчество, Отдел | Возраст | |
Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Факультет | Факультет | |
Предмет, Дата сдачи экзамена, Фамилия, Имя, Отчество | Предмет | |
Предмет, Оценка, Фамилия, Имя, Отчество | Группа | |
Факультет, Предмет, Оценка, Группа, Фамилия, Имя, Отчество | Оценка | |
Кафедра, Должность, Ученая степень, ФИО | Ученая степень | |
Кафедра, ФИО, Факультет, Группа | Должность | |
Название предмета, Кафедра, Должность, Ученая степень, ФИО | Вид занятия | |
Вид занятия, Название предмета, Факультет, Группа, ФИО | Название предмета | |
Менеджер, Клиент, Товар, Количество | Товар | |
Клиент, Менеджер, Товар, Дата | Клиент | |
Товар, Менеджер, Клиент, Сумма | Менеджер | |
Дата, Менеджер, Товар, Клиент, Количество | Товар | |
Поставщик, Способ перевозки, Стоимость перевозимого товара, Дата поставки | Способ перевозки | |
Способ перевозки, Поставщик, Дата поставки, Общие транспортные расходы | Поставщик | |
Поставщик, Способ перевозки, Дата поставки, Транспортные издержки на единицу товара | Способ перевозки | |
Дата поставки, Способ перевозки, Поставщик, Общие транспортные расходы, Количество поставленной продукции | Поставщик |
Таблица 4. Автофильтр
№ | Запрос |
Получить информацию о сотрудниках двух конкретных отделов, родившихся в период [Дата1; Дата2] и принятых на работу позднее даты Дата3 | |
Получить информацию о мужчинах, имя которых начинается на букву Буква, отчество - "Иванович", с окладом ниже значения Оклад | |
Получить информацию о женщинах, фамилии которых заканчиваются на "их" или "ко", в возрасте от 35 до 40 лет, работающих либо в отделе Отдел1, либо в отделе Отдел2 | |
Определить, есть ли в отделах Отдел1 и Отдел2 мужчины, размеры окладов которых относятся к пяти наибольшим на всем предприятии | |
Отобразить информацию о студентах групп Группа1 и Группа2 по предмету Предмет с оценками Хорошо и Отлично | |
Найти информацию о студентах, сдавших экзамены по предметам Предмет1 и Предмет2 на оценку Отлично либо раньше даты Дата1, либо позже даты Дата2 | |
Найти студентов - отличников с двух факультетов Факультет1 и Факультет2, родившихся в период [Дата1; Дата2] | |
Найти информацию о студентах групп Группа1 и Группа2 , сдавших экзамен по предмету Предмет либо на оценку Неудовлетворительно, либо на оценку Отлично | |
Определить, читают ли лекции по предмету Предмет на факультетах Факультет1 и Факультет2 профессора | |
Определить, в каких группах читает лекции и ведет лабораторные работы преподаватель Преподаватель | |
Найти информацию о доцентах и ассистентах с фамилией Фамилия, которые проводят занятия по предмету Предмет на факультетах Факультет1 и Факультет2 | |
Найти всех преподавателей с кафедры Кафедра, которые ведут лабораторные работы и практические занятия в группах Группа1 и Группа2 | |
Найти информацию о деятельности менеджере Менеджер в период [Дата1; Дата2] | |
Определить клиентов, покупающих или поставляющих товары Товар1 и Товар2 в количестве больше Количество | |
Найти информацию, связанную с покупкой или продажей товаров Товар1 и Товар2 клиентом Клиент на сумму Сумма и выше | |
Определить 4 самые крупные сделки за последний месяц | |
Найти информацию о поставках от поставщика Поставщик в период с Дата1 по Дата2 | |
Получить информацию о поставках от поставщика Поставщик способом перевозки Способ_перевозки после даты Дата | |
Определить, какими способами перевозки поставлялся товар от поставщиков Поставщик1 и Поставщик2 в период с Дата1 по Дата2 | |
Определить, какие поставщики использовали способы перевозки Способ_перевозки1 и Способ_перевозки2 с общими транспортными расходами меньше Сумма |
Таблица 5. Расширенный фильтр
№ | Запрос |
Найти работников отделов Отдел1 и Отдел2 с фамилиями, начинающимися на буквы Буква1 и Буква2, и окладами выше среднего оклада на предприятии | |
Найти информацию о мужчинах из отдела Отдел1 в возрасте от Возраст1 и Возраст2 и о женщинах из отдела Отдел2 в возрасте от Возраст3 до Возраст4 | |
Определить, принимались ли на работу в отделы Отдел1 и Отдел2 несовершеннолетние | |
Найти женщин из отдела Отдел1, родившихся в период [Дата1; Дата2], и мужчины из отдела Отдел2, родившихся в период [Дата3; Дата4] | |
Найти информацию о студентах факультетов Факультет1 и Факультет1, сдавших экзамены в период с Дата1 по Дата2 | |
Определить студентов факультетов Факультет1 и Факультет2, сдавших экзамены по предмету Предмет на оценки Удовлетворительно или Хорошо | |
Найти информацию о студентах в возрасте от Возраст1 до Возраст2, сдавших экзамены по предметам Предмет1 и Предмет2 на оценку Отлично | |
Найти информацию о студенте Фамилия, сдавшим экзамен по предмету Предмет на оценку выше средней оценки по этому предмету по вузу | |
Отобразить лекционные курсы, которые обеспечивает кафедра Кафедра, на которые отводится количество часов больше среднего количества часов, отводимых на лекционный курс | |
Найти информацию о доцентах и ассистентах кафедр Кафедра1 и Кафедра2, которые проводят практические занятия и лабораторные работы на факультетах Факультет1 и Факультет2 | |
Найти дисциплины, изучаемые на факультете Факультет с минимальным количеством часов, отводимых на практические задания | |
Найти дисциплины, изучаемые на факультетах Факультет1 и Факультет2 с максимальным количеством часов, отводимых на практические задания | |
Отобразить информацию о сделках, проведенных менеджером Менеджер, с суммой, превышающей среднюю сумму сделки | |
Найти информацию о деятельности менеджера Менеджер1 по товару Товар1 и Менеджера2 по товару Товар2 в период [Дата1; Дата2] | |
Найти поставки от клиентов Клиент1 и Клиент2 на суммы, равные средней сумме поставки +N рублей или -N рублей | |
Отобразить информацию о сделках за период с Даты1 по Дата2, проведенных менеджерами Менеджер1, Менеджер2 и Менеджер3 по товарам Товар1, Товар2 и Товар3 на сумму, превышающую Сумма | |
Найти поставки от поставщиков Поставшик1, Поставшик2 и Поставшик3 в период от Даты1 до Дата2 на суммы, превышающие среднюю сумму поставки в 1,2 раза | |
Найти поставки способами перевозки Способ_первозки1 и Способ_перевозки2 от поставщиков Поставщик1, Поставщик2 и Поставщик3 со стоимостью перевозимого товара от Сумма1 до Сумма2 рублей | |
Пусть самые крупными поставки являются те, у которых количество поставленной продукции находятся в пределах: максимальное количество поставленной продукции минус минимальное количество поставленной продукции. Определить, производились ли крупные поставки в период с Дата1 по Дата2 способами перевозки Способ_перевозки1 и Способ_перевозки2 | |
Для каждого способа перевозки в период с Дата1 по Дата2 найти поставки для соответствующего способа перевозки |
Таблица 6. Подведение промежуточных итогов
№ | Задание |
Определить средний оклад и сумму всех окладов в каждом отделе | |
Определить количество и средний возраст сотрудников в каждом отделе | |
Определить количество мужчин и женщин на предприятии и средний оклад мужчин и женщин | |
Определить минимальный и максимальный оклад в каждом отделе | |
Определить среднюю оценку в каждой группе по каждому предмету | |
Определить количество студентов в каждой группе и на каждом факультете | |
Определить количество экзаменов, сданных каждым студентом, и средний балл студента | |
Определить, сколько оценок Отлично, Хорошо, Удовлетворительно и Неудовлетворительно в каждой групп по каждому предмету | |
Определить, сколько часов отводится на каждый предмет в каждой группе | |
Определить, сколько сотрудников на каждой кафедре и сколько на каждой кафедре ассистентов, доцентов и профессоров | |
Определить общую нагрузку в часах и нагрузку по видам занятий для каждого преподавателя | |
Определить, сколько предметов ведет каждый преподаватель, и подсчитать его общую нагрузку в часах | |
Определить, на какую сумму каждый менеджер провел сделок и на какую сумму каждый менеджер провел сделок с каждым клиентом | |
Определить общую сумму сделок каждого менеджера, а также сумму поставок и продаж, проведенных каждым менеджером | |
Определить, сколько каждого товара поставлено и отпущено | |
Определить, какое количество товара поставил и закупил каждый клиент | |
Определить общее количество поставленной продукции от каждого поставщика, а также количество поставленной продукции каждым способом перевозки | |
Определить количество поставленной продукции каждым способом перевозки и среднюю стоимость транспортных расходов | |
Определить транспортные расходы для каждого способа перевозки, а также транспортные расходы каждого поставщика | |
Определить общую стоимость перевозимого товара от каждого поставщика и стоимость перевозимого товара каждым способом перевозки |
Таблица 7. Функции для анализа списка
№ | Задание |
Подсчитать средний оклад мужчин старше 50 лет | |
Подсчитать минимальный оклад у женщин, работающих в отделе Отдел | |
Подсчитать количество человек, принятых на работу после даты Дата | |
Подсчитать количество сотрудников отдела Отдел | |
Подсчитать количество студентов, обучающихся на факультете Факультет | |
Подсчитать, сколько студентов группы Группа по предмету Предмет оценку Оценка | |
Подсчитать средний балл в группе Группа по предмету Предмет | |
Подсчитать средний балл студента Фамилия по всем предметам | |
Подсчитать, сколько курсовых работ у группы Группа | |
Подсчитать общую нагрузку преподавателя Преподаватель | |
Определить, сколько лекционных курсов у преподавателя Преподаватель | |
Подсчитать, какой объем времени отводится преподавателю Преподаватель на проведение курсовых работ | |
Определить, на какую сумму был поставлен товар Товар от клиента Клиент | |
Определить, на какую сумму был отпущен товар Товар клиенту Клиент | |
Определить среднюю цену, по которой поставлялся товар Товар | |
Определить максимальную цену, по которой был продан товар Товар | |
Определить общую стоимость товара, перевозимого от поставщика Поставщик способом перевозки Способ_перевозки | |
Определить среднюю стоимость транспортных расходов для поставщика Поставщик | |
Определить среднюю стоимость транспортных расходов для способа перевозки Способ_перевозки | |
Определить максимальную стоимость товара, перевозимого от поставщика Поставщик |
Таблица 8. Проверка вводимых значений
№ | Поле | Вид сообщения об ошибке |
Отдел: список значений | Останов | |
Пол: список значений | Предупреждение | |
Дата рождения | Сообщение | |
Оклад: неотрицательное число | Останов | |
Факультет: список значений | Предупреждение | |
Оценка: список значений | Сообщение | |
Дата сдачи экзамена | Останов | |
Дата рождения | Предупреждение | |
Ученая степень: список значений | Сообщение | |
Должность: список значений | Останов | |
Факультет: список значений | Предупреждение | |
Вид занятий: список значений | Сообщение | |
Менеджер: список значений | Останов | |
Вид сделки: список значений | Предупреждение | |
Количество | Сообщение | |
Дата | Останов | |
Способ перевозки: список значений | Предупреждение | |
Количество поставленной продукции | Сообщение | |
Дата поставки | Останов | |
Общие транспортные расходы | Предупреждение |
4.2. Пример получения индивидуального задания
Предположим, вы записаны под номером 5 в списке преподавателя, тогда из табл. 2 вы должны выбрать: №5; Деканат (Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Группа, Факультет, Предмет, Дата сдачи экзамена, Оценка); Значения поля Оценка: Отлично, Хорошо и т.д.
Сортировку следует проводить в два этапа, поэтому из табл. 3 сначала выбирать задание №5 для сортировки по 4-м и более полям: Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Факультет, а затем задание №5 для сортировки в особом порядке: Факультет.
Для поиска информации с помощью автофильтра из табл. 4 выбрать запрос №5: Отобразить информацию о студентах групп Группа1 и Группа2 по предмету Предмет с оценками Хорошо и Отлично.
Для поиска информации с помощью расширенного фильтра из табл. 5 выбрать запрос №5: Найти информацию о студентах факультетов Факультет1 и Факультет1, сдавших экзамены в период с Дата1 по Дата2.
Для подведения промежуточных итогов из табл. 6 выбрать задание №5: Определить среднюю оценку в каждой группе по каждому предмету.
Для анализа списка с помощью функций из табл. 7 выбрать задание №5: Подсчитать количество студентов, обучающихся на факультете Факультет.
Для проверки вводимых значений из табл. 8 выбрать поле и вид сообщения об ошибке №5: Факультет: список значений; Предупреждение.
Рекомендуемая литература
1. Гарнаев А. Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах. - СПб: БХВ, 1999.
2. Маликова Л. В., Пылькин А. Н. Практический курс по электронным таблицам MS Excel. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004.
3. Каганов В. И. Компьютерные вычисления в средах Excel и MathCad. - М.: Горячая линия - Телеком, 2003.
4. Столяров А. М., Столярова Е. С. Excel 2002. - М.: ДКМ Пресс, 2002.
5. Уокенбах Д. Подробное руководство по созданию формул в Excel 2002.: Пер. с англ. - М.:Издательский дом "Вильямс",2002.