Сбор отработанных нефтепродуктов

Масла, употребляемые для смазывания трущихся поверхнос­тей, тратятся в механизмах не полностью: значительное их коли­чество (30...40 % и более) стекает и может быть собрано в специ­ально предназначенную для этого посуду или же поглощено обти­рочным материалом.

Эти отработанные масла по физическим и химическим свой­ствам отличаются от свежего масла больше или меньше — в зависи­мости от условий их работы (времени, температуры и рода смазы­ваемой поверхности). Отработанные масла, стекающие с проточной системы смазки, работающей в незапыленном закрытом помеще­нии, бывают мало загрязнены и химически изменены, а отработан­ные автотракторные масла претерпевают глубокие изменения.

Отработанные масла загрязняются пылью, волокнами обтироч­ного материала и частицами отколовшегося от трущихся поверх­ностей металла. В них проникают мельчайшие частицы кокса и ка­пельки воды. Под действием кислорода воздуха и влаги и при по­вышении температуры углеводороды, составляющие основу сма­зочного масла, могут подвергаться различным химическим пре­вращениям (окислению, осмолению, усталости), изменяющим первоначальные качества смазочного материала. В силу этого отра­ботанные масла постепенно теряют свои качества и, наконец, ста­новятся не пригодными для дальнейшего употребления по своему прямому назначению.

Отработанные нефтепродукты являются, как правило, отхода­ми потребления и включают в себя отработанные моторные и ин­дустриальные масла, а также смесь отработанных нефтепродук­тов, образующихся при зачистке резервуаров, трубопроводов, ав­томобильных и железнодорожных цистерн, танков судов, очист­ных сооружений, и извлекаемых из нефтесодержащих вод и неф­тяных промывочных жидкостей.

Отработанное нефтяное масло — это масло, проработавшее уста­новленный срок службы или утратившее в процессе эксплуатации свои качества и слитое из рабочей системы.

Отработанные нефтяные промывочные жидкости — это бензи­ны, керосины, дизельные топлива, утратившие в процессе рабо­ты свои эксплуатационные свойства.

Для сбора отработанных масел и при их замене в автомобилях применяется различное оборудование. Слив масел из картеров дви­гателя, коробок передач, задних мостов на АТП, не имеющих ста­ционарного поста для слива, производят в противни, изготовлен­ные из половинок выбракованных воздушных баллонов системы тормозов. Однако транспортировать масло в таких противнях не­удобно. Для этой цели целесообразно применять передвижные баки. В этом случае из двигателя автомобиля, установленного на смот­ровой канаве или поднятого подъемником, масло сливается в во­ронку, через которую по шарнирным трубопроводам оно поступа­ет в бак. Шарнирное соединение трубопроводов позволяет подво­дить воронку под сливную пробку картера агрегата без точной ус­тановки самого бака.

Для слива трансмиссионного масла из картеров ведущих мостов применяется устройство, представляющее собой комбинацию тор­цевого гаечного ключа (под пробку сливного отверстия) с ворот­ком и маслоприемником. Применение такого устройства позволя­ет полностью предотвратить разлив масла, повышает производи­тельность и культуру производства. Изготавливается оно из выбра­кованных автомобильных деталей и материалов.

В 1994 г. было утверждено «Временное положение об организа­ции сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов». Учитывая существующие ныне хозяйственные права предприятий, этот документ носит рекомендательный характер и основывается на законе Российской Федерации «Об охране окру­жающей природной среды». Большой упор в нем делается на доб­росовестность и гражданственность.

В соответствии с этим документом предприятия, на которых собираются отработанные нефтепродукты, могут использовать их на собственные нужды:

для регенерации (очистки) на собственных установках; на технологические операции, подтверждаемые нормативно-тех­нической документацией;

в качестве компонента котельно-печного топлива на основа­нии документации, согласованной соответствующими организа­циями.

Рациональными являются следующие направления использо­вания отработанных нефтепродуктов, принятые предприятиями нефтепродуктообеспечения:

промышленная переработка с целью получения базовых масел;

регенерация на маслорегстанциях;

использование на нефтеперерабатывающих заводах в качестве сырья;

использование на технологические нужды;

производство продукции (эмусола, консервационного состава и др.);

использование в качестве компонента котельно-печного топлива;

поставка на экспорт.

Одним из широко распространенных направлений использова­ния отработанных нефтяных масел является вовлечение их в произ­водство топлив. По объему такая переработка масел значительно выгоднее вторичной переработки с целью получения базовых масел. В СНГ в качестве котельного топлива используют почти половину сбора отработанных масел, т. е. около 1 млн. т в год. Примерно столько же от собираемых отработанных масел идет на производство топлив в США. Значительно возрос объем производства котельных топлив с использованием отработанных масел в Великобритании. Основ­ное количество углеводородных отходов сжигают как низкокаче­ственное топливо. Возможна также их очистка с применением про­цессов отстаивания, фильтрации и центрифугирования.

Существует промышленное получение из отработанных масел высококачественных топлив. В США технология производства ко­тельных топлив из отработанных масел заключается, как правило, в отгонке из них воды и легких топливных фракций в простых отпарных колоннах. Полученный конечный продукт при невысо­кой зольности представляет собой высококачественное топливо. Легкие топливные фракции, получаемые в процессе вторичной переработки, могут содержать примеси, экологически опасные и вызывающие коррозию оборудования. Поэтому иногда их предпочитают уничтожать, а не использовать в качестве технологическо­го топлива.

Нефтехимическая компания Lyondell Petrochimical Со (США) на своем заводе в Хьюстоне перерабатывает отработанные смазоч­ные масла с получением бензина и котельно-печного топлива. Это первое крупное предприятие в США такого типа (мощность его по сырью до 113 тыс. м3 в год).

Планируется также смешение отработанного масла с промежу­точными продуктами его переработки и получение сырья для про­цесса полунепрерывного коксования.

По мнению руководства компании, данная программа будет действовать, поскольку при ее осуществлении устранен основной недостаток вторичной переработки отработанных масел — отсут­ствие конкурентоспособного конечного продукта, т. е. пока суще­ствует спрос на бензин, будет и рынок для продуктов переработки отработанных масел.

Контрольные вопросы

1. Каковы принципы экономии топлива и смазочных материалов при эксплуатации автомобиля?

2. В чем заключаются особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях?

3. Как поддерживать хорошее техническое состояние автомобиля?

4. Что представляет собой регенерация моторного масла?

5. Какова система управления ТЭР на АТП?

6. Какие виды норм расхода автомобильного топлива вы знаете?

7. В каких резервуарах необходимо хранить топливо для предотвраще­ния его потерь?

8. Каковы принципы сохранения качества и количества смазочных материалов при их приеме, хранении и транспортировании?

ГЛАВА 10

Наши рекомендации