Сбор отработанных нефтепродуктов
Масла, употребляемые для смазывания трущихся поверхностей, тратятся в механизмах не полностью: значительное их количество (30...40 % и более) стекает и может быть собрано в специально предназначенную для этого посуду или же поглощено обтирочным материалом.
Эти отработанные масла по физическим и химическим свойствам отличаются от свежего масла больше или меньше — в зависимости от условий их работы (времени, температуры и рода смазываемой поверхности). Отработанные масла, стекающие с проточной системы смазки, работающей в незапыленном закрытом помещении, бывают мало загрязнены и химически изменены, а отработанные автотракторные масла претерпевают глубокие изменения.
Отработанные масла загрязняются пылью, волокнами обтирочного материала и частицами отколовшегося от трущихся поверхностей металла. В них проникают мельчайшие частицы кокса и капельки воды. Под действием кислорода воздуха и влаги и при повышении температуры углеводороды, составляющие основу смазочного масла, могут подвергаться различным химическим превращениям (окислению, осмолению, усталости), изменяющим первоначальные качества смазочного материала. В силу этого отработанные масла постепенно теряют свои качества и, наконец, становятся не пригодными для дальнейшего употребления по своему прямому назначению.
Отработанные нефтепродукты являются, как правило, отходами потребления и включают в себя отработанные моторные и индустриальные масла, а также смесь отработанных нефтепродуктов, образующихся при зачистке резервуаров, трубопроводов, автомобильных и железнодорожных цистерн, танков судов, очистных сооружений, и извлекаемых из нефтесодержащих вод и нефтяных промывочных жидкостей.
Отработанное нефтяное масло — это масло, проработавшее установленный срок службы или утратившее в процессе эксплуатации свои качества и слитое из рабочей системы.
Отработанные нефтяные промывочные жидкости — это бензины, керосины, дизельные топлива, утратившие в процессе работы свои эксплуатационные свойства.
Для сбора отработанных масел и при их замене в автомобилях применяется различное оборудование. Слив масел из картеров двигателя, коробок передач, задних мостов на АТП, не имеющих стационарного поста для слива, производят в противни, изготовленные из половинок выбракованных воздушных баллонов системы тормозов. Однако транспортировать масло в таких противнях неудобно. Для этой цели целесообразно применять передвижные баки. В этом случае из двигателя автомобиля, установленного на смотровой канаве или поднятого подъемником, масло сливается в воронку, через которую по шарнирным трубопроводам оно поступает в бак. Шарнирное соединение трубопроводов позволяет подводить воронку под сливную пробку картера агрегата без точной установки самого бака.
Для слива трансмиссионного масла из картеров ведущих мостов применяется устройство, представляющее собой комбинацию торцевого гаечного ключа (под пробку сливного отверстия) с воротком и маслоприемником. Применение такого устройства позволяет полностью предотвратить разлив масла, повышает производительность и культуру производства. Изготавливается оно из выбракованных автомобильных деталей и материалов.
В 1994 г. было утверждено «Временное положение об организации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов». Учитывая существующие ныне хозяйственные права предприятий, этот документ носит рекомендательный характер и основывается на законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». Большой упор в нем делается на добросовестность и гражданственность.
В соответствии с этим документом предприятия, на которых собираются отработанные нефтепродукты, могут использовать их на собственные нужды:
для регенерации (очистки) на собственных установках; на технологические операции, подтверждаемые нормативно-технической документацией;
в качестве компонента котельно-печного топлива на основании документации, согласованной соответствующими организациями.
Рациональными являются следующие направления использования отработанных нефтепродуктов, принятые предприятиями нефтепродуктообеспечения:
промышленная переработка с целью получения базовых масел;
регенерация на маслорегстанциях;
использование на нефтеперерабатывающих заводах в качестве сырья;
использование на технологические нужды;
производство продукции (эмусола, консервационного состава и др.);
использование в качестве компонента котельно-печного топлива;
поставка на экспорт.
Одним из широко распространенных направлений использования отработанных нефтяных масел является вовлечение их в производство топлив. По объему такая переработка масел значительно выгоднее вторичной переработки с целью получения базовых масел. В СНГ в качестве котельного топлива используют почти половину сбора отработанных масел, т. е. около 1 млн. т в год. Примерно столько же от собираемых отработанных масел идет на производство топлив в США. Значительно возрос объем производства котельных топлив с использованием отработанных масел в Великобритании. Основное количество углеводородных отходов сжигают как низкокачественное топливо. Возможна также их очистка с применением процессов отстаивания, фильтрации и центрифугирования.
Существует промышленное получение из отработанных масел высококачественных топлив. В США технология производства котельных топлив из отработанных масел заключается, как правило, в отгонке из них воды и легких топливных фракций в простых отпарных колоннах. Полученный конечный продукт при невысокой зольности представляет собой высококачественное топливо. Легкие топливные фракции, получаемые в процессе вторичной переработки, могут содержать примеси, экологически опасные и вызывающие коррозию оборудования. Поэтому иногда их предпочитают уничтожать, а не использовать в качестве технологического топлива.
Нефтехимическая компания Lyondell Petrochimical Со (США) на своем заводе в Хьюстоне перерабатывает отработанные смазочные масла с получением бензина и котельно-печного топлива. Это первое крупное предприятие в США такого типа (мощность его по сырью до 113 тыс. м3 в год).
Планируется также смешение отработанного масла с промежуточными продуктами его переработки и получение сырья для процесса полунепрерывного коксования.
По мнению руководства компании, данная программа будет действовать, поскольку при ее осуществлении устранен основной недостаток вторичной переработки отработанных масел — отсутствие конкурентоспособного конечного продукта, т. е. пока существует спрос на бензин, будет и рынок для продуктов переработки отработанных масел.
Контрольные вопросы
1. Каковы принципы экономии топлива и смазочных материалов при эксплуатации автомобиля?
2. В чем заключаются особенности вождения автомобиля в сложных дорожных условиях?
3. Как поддерживать хорошее техническое состояние автомобиля?
4. Что представляет собой регенерация моторного масла?
5. Какова система управления ТЭР на АТП?
6. Какие виды норм расхода автомобильного топлива вы знаете?
7. В каких резервуарах необходимо хранить топливо для предотвращения его потерь?
8. Каковы принципы сохранения качества и количества смазочных материалов при их приеме, хранении и транспортировании?
ГЛАВА 10